Зачем сотрудникам сотовых операторов дают всю информацию об абонентах?

Один из читателей Roem.ru еще в прошлом году провел эксперимент - он попросил у нас, Roem.ru, телефонные номера трех федеральных операторов (МТС, Мегафон, Билайн) и пообещал раскрыть имеющуюся по ним информацию. Мы нашли несколько других читателей Roem.ru, которые согласились на то, чтобы экспериментатор получили их анкетные данные в обход штатных процедур операторов.

Меньше всего информации было получено в отношении номера “Билайн” - его пользователь оказался абонентом так называемого “колхоза”: организации, которая предоставляет физическим лицам пользоваться тарифными планами предназначенными для юридических лиц. Мы получили только название организации, которое мы не можем привести в отсутствие разрешения от нее.

Лучше всего оказался улов по МТС. Мы узнали тариф абонента, баланс, полные данные паспорта (номер, срок выдачи, кем и когда выдан), историю запросов в техподдержку и другую информацию из CRM:

03-10-lznp6 (2)

Информативный ответ был и из “Мегафона” (стоит отметить, что у нас была возможность получить информацию только по московскому филиалу компании, в отличие от других операторов). Опять же мы получили данные паспорта с пропиской, данные по балансу, дату рождения, ФИО:

Monosnap

Возникает вопрос: зачем операторы дают столько возможностей просмотра рядовым сотрудникам, мало задумывающимся о соблюдении конфиденциальности?

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Альтер Эго

    Когда я участвовал в разработке CRM для одно из федеральных сотовых операторов (очень давно), там именно что нужно было номер телефона + номер паспорта для обслуживания (т.е. чтобы сотрудник мог открыть карточку клиента, клиент должен был сказать номер и номер паспорта). Другой вопрос, что на этапе вводаданных абонента при заключении контракта все данные доступны оператору. И уровень доступа, конечно, у разных сотрудников разный (представьте DBA :-)).

    Ну и в багтрекере были баги примерно такого содержания:

    «Изъян в защите от печати детализации без документа:

    если заявитель и оператор не знают номер документа, а знают только MSISDN и PUK, то им достаточно:
    — открыть карточку используя MSISDN и PUK
    — напечатать заявление например на изменение статуса
    — и …. подсмотреть там номер документа
    — теперь можно заново вызвать карточку по MSISDN и номеру документа и
    — наслаждаться незаконно полученной детализацией
    »

    :-)) И наверняка таких хаков — вагон. Но, правда, есть и аудит действий сотрудников (audit log), так что если захотеть, то найти концы можно. Плюс зонирование по регионам и т.п.

    Так что вполне допускаю, что не то что прям у операторов всё лежит в открытом виде, но просто умные сотрудники знают, как повысить себе привилегии. Или ваш источник сразу был с высокими, но об этом скромно умолчал, сделав только скриншоты КРМ, но не обьясняя, как он попал в карточку абонента.

Добавить 25 комментариев

  • Ответить

    (для верификации абонента по номеру паспорта, разумеется, необязательно показывать весь паспорт. Достаточно попросить оператора техподдержки ввести номер, предоставленный абонентом и отказывать от обслуживания, если проверка не проходит)

  • Ответить

    Именно.

    По сути, достаточно знать номер, по нему можно получить паспортные данные владельца, написать солидно выглядящую доверенность, и если не в первом, то в десятом салоне, получить у растяпы-менеджера, забывшего, или не знавшего, про необходимость нотариального заверения, дубликат SIM-карты.

  • Ответить

    Можно еще один эксперимент провести: передать сознательному сотруднику МТС скриншот и проверить, найдут ли автора. Использованный аккаунт и время можно вычислить как минимум (что интересно, 04 августа 2014 года, 4 часа дня).

  • Ответить

    Первая выключится

    Рома, это анрил — поскольку
    а) чувак может быть уже уволившимся
    б) не факт, что терминал персональный
    в) не факт, что лог хранится такое время
    г) не факт, что МТС интересно педалировать эту тему.

  • Ответить

    Юрий, хорошо, пусть будет анрил, так всем спокойней жить.

    Ваш вопрос про возможности рядовых сотрудников выглядит несложно: штрафы в КоАП по 13.11 с точки зрения операторов достаточно малы, чтобы кидаться улучшать уже имеющиеся средства и процессы защиты данных абонентов.

    У рядовых сотрудников в ряде операторских CRM есть ограничения на выборку данных в период времени, поэтому больше какого-то объема инцидентов в год они не наплодят, а значит и потенциальный убыток в деньгах ограничен.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Когда я участвовал в разработке CRM для одно из федеральных сотовых операторов (очень давно), там именно что нужно было номер телефона + номер паспорта для обслуживания (т.е. чтобы сотрудник мог открыть карточку клиента, клиент должен был сказать номер и номер паспорта). Другой вопрос, что на этапе вводаданных абонента при заключении контракта все данные доступны оператору. И уровень доступа, конечно, у разных сотрудников разный (представьте DBA :-)).

    Ну и в багтрекере были баги примерно такого содержания:

    «Изъян в защите от печати детализации без документа:

    если заявитель и оператор не знают номер документа, а знают только MSISDN и PUK, то им достаточно:
    — открыть карточку используя MSISDN и PUK
    — напечатать заявление например на изменение статуса
    — и …. подсмотреть там номер документа
    — теперь можно заново вызвать карточку по MSISDN и номеру документа и
    — наслаждаться незаконно полученной детализацией
    »

    :-)) И наверняка таких хаков — вагон. Но, правда, есть и аудит действий сотрудников (audit log), так что если захотеть, то найти концы можно. Плюс зонирование по регионам и т.п.

    Так что вполне допускаю, что не то что прям у операторов всё лежит в открытом виде, но просто умные сотрудники знают, как повысить себе привилегии. Или ваш источник сразу был с высокими, но об этом скромно умолчал, сделав только скриншоты КРМ, но не обьясняя, как он попал в карточку абонента.

  • Ответить

    При этом корпоративных siloviks вполне устраивает наличие возможностей попробивать, при необходимости, нужных персонажей

    Что, учитывая смычку корпоративных и государственных безопасников, не дает никакой возможности поменять в этом смысле законодательство

    А вот организации защищающей права абонентов сотовой связи — у нас нет. Есть лишь организация защищающая права пользователей интернета. РОЦИТ

  • Ответить

    про дубликаты симкарты некая путаница. если сделать точный дубликат симкарты — раньше это было возможно даже в домашних условиях, сейчас не знаю — то можно воткнуть 2 симки в 2 телефона и обе одновременно будут работать, т.е. можно с обеих звонить, отправлять смс, пользоваться интернетом и т.д.
    входящие же звонки будут поступать на ту, которая последней активность проявила

    в мтс же дают другую симкарту, насколько я понимаю, т.е. как в случае замены сим-карты — номер телефона мобильного остаётся старый, а симка меняется — старая убивается и прописывается новая, и для этого требуется звонок в контактный-центр.

    а если у вас есть доступ к сотруднику, который может получить всю информацию по абоненту, то что мешает этому сотруднику сразу провести требуемые операции? конспирация? :-)

  • Ответить

    Вообще-то это реально все пробить.
    Помимо всего прочего в пакете трудового соглашения есть документ о неразглашении конфиденциальной информации в течении трех лет.
    Сотрудника могут как уволить, так и завести уголовное дело.

  • Ответить

    На Роем.Ру первый раз услышали об услуге пробива?

    Если отбросить грязные инсинуации, поскольку вообще-то мы просто друг друга недолюбливаем, и никакой смычки нет:
    > При этом корпоративных siloviks вполне устраивает наличие возможностей попробивать, при необходимости, нужных персонажей
    > Что, учитывая смычку корпоративных и государственных безопасников, не дает никакой возможности поменять в этом смысле законодательство

    … то найти пробивщика несложно, выписать ему заслуженное наказание тоже, только проблему это не решит. И простого решения у неё тоже нет.

  • Ответить
    BigBrother (Скоро смогу сказать)

    Ну вообще-то зная номер, можно еще довольно легко (заметим — я не говорю дешево) собрать его историю перемещений (а по ней — домашний и рабочий адрес), а в некоторых случаях — полную распиновку всех интернет-сессий и звонков с СМС-ами.
    Дырки в протоколе GSM (известные и не очень) никто не отменял. И даже к оператору обращаться не надо.

  • Ответить

    В выходной написал человек, представившийся «имею отношение к СБ МТС». Написал с почты в Mail.ru, попросил написать с рабочей, после чего получил письмо в духе «спасибо, не надо, сами тогда разберемся»

    С одной стороны паранойю, с другой стороны зачем кому-то кроме СБ МТС эта информация действительно нужна.

  • Ответить

    Просто мысль вслух — у меня есть знакомая, которая работает в ЗАГС.
    Имея пароли ко всем записям по гражданскому состоянию людей. На мой вопрос «ты что — все можешь проверить/что то изменить и мне сказать» мне ответили «да — могу — но у нас каждый запрос с каждым паролем логируется. И регулярно люди находят проблемы на себя — поэтому никто из разумных таких вещей не делает».

  • Ответить

    Да всё у всех логируется. Услуга такая, что бороться с пробивом по ней в текущих реалиях — всё равно, что воевать с тараканами с помощью домашних тапок.

  • Ответить
    BigBrother (Скоро смогу сказать)

    Спасибо. Очень прикольно сравнить что было в 2007-м — и сейчас.
    Например, пре-модерация альтерэг.
    А небо — все точно такое же.

  • Ответить
    BigBrother (Скоро смогу сказать)

    Просто бывают альтерэги, и альтерэги… И альтерэги.
    Вот последним — мой большой респект.

    Жаль, что этого больше не будет. Как, впрочем, и многого другого.