«Утконос» не смог съесть мозг через тысячников

Накануне ряд тысячников (1, 2) затоварился в магазине "Утконос" и решил описать свои ощущения в ЖЖ. Синхронность их действий вызвала подозрения в проплаченном характере этих записей.

Записи строились по одному и тому же сценарию: литдыбр, как хорошо, что есть "Утконос" благодаря которому не надо ходить в магазин. Рекламная кампания того же "Утконоса" в офлайне стартовала в ноябре. Сеть хотят продвинуть перед новогодними праздниками, когда в магазинах находится очень много покупателей и пользоваться ими неудобно.

На идеологические упреки в сторону "Утконоса" (нельзя понюхать/пощупать, долгое время поставки), уже были готовы ответы, в частности, что корзина продуктов уже сформирована, что там смотреть - непонятно. А привозят "быстро", "удобно", "дешево".

Про создание "Утконоса" (как и "Санрайза-Про"), как о новых методах торговли с применением IT, я планировал написать еще пару лет назад. Тема, уж не помню по каким причинам, не пошла, однако примеров различных магазинов продуктов, которые сдохли, только у нас в России столько, что пальцев на руках не хватит. В то время сам "Утконос" дистанционно работал столь криво, что заказать даже на пробу мне ничего не удалось. Сама же система продуктовых заказов в магазине приводила к тому, что идти надо было два раза - один заказать, второй - забрать.

Проблема создания такого предприятия в том, что необходимо изменить потребительское поведение людей, которое меняется очень долго. Чего стоит одна лишь необходимость ждать доставки, вместо того, чтобы пойти куда-то отдыхать, а продукты купить в удобное время. А значит, в проект должны войти ну очень длинные деньги.

Проблемой здесь станет еще и то, что нагрузка в пиковые часы будет многократно превышать среднесуточную, более того, в периоды покупательского активизма (перед тем же Новым годом), товарная сеть не будет справляться с заказами, чем будет создавать себе отрицательный имидж.

Западный тренд на данный момент таков, что еда все-таки покупается самостоятельно. Вот импульсные вещи, вроде "быстро съесть пиццу, не выходя из дома" - существуют. Но не продуктовые супермаркеты.

Результаты же утконосометания получились достаточно заметными, но фактическая отдача, едва ли оправдает выделенный на BTL рекламный бюджет.

График
Пульс блогосферы за год по запросам утконос

Сравните с "Рексоной":

График
Пульс блогосферы за год по запросам рексона|rexona

Добавить 17 комментариев

  • Ответить

    Новая ЖЖ-классификация: простые юзвери утконосы и один долбоеб [среди утконосов: radulova, valerianoffka, kulhazker, scandal-max, jimnelson и др.] Прежнюю ЖЖ-классификацию смотри в «Китайской энциклопедии ЖЖ-юзверей»

  • Ответить
    Альтер Эго

    Какие у нас всё же кристалльно честные и благородные тысячнеги! Другие бы сделали всё хитро, написали бы высокохудожественные натуралистичные посты, название магазина вообще бы не упоминали, ну разве что после уговоров в комментах, взаимоорганизовались бы до полного непересечения по времени, стилям и жанрам — короче, запудрили читателям мозги по самые уши. Наши — не такие. Наши специально провели акцыю столь топорно и прямолинейно, что джинсу увидели даже самые незамутненные читатели. В результате чего фактическая отдача, едва ли оправдает выделенный на BTL рекламный бюджет

  • Ответить

    есть мнение что фактическая отдача утконосых рекламщиков вообще не интересует. цель — создать шум. в отчете можно написать эффимерные штуки вроде «узнаваемость бренда», «индекс читирования» и всякой такой маркетинговой ботвы. топорность работы если честно удивляет. внешне креативные опинион лидеры с удовольствием одевают на себя промо-костюм «гамбургера», «утконоса» или кого там еще. реклама настолько неудачная, что только слепой не понимает, што перед ним.

  • Ответить

    да ладно, люди хорошее дело делают — вот меня оффлайновые магазины достали. А реклама, как известно, двигатель торговли. правда, с Утконосом я так и не могу понять — в мою деревню они доставляют или только там, где у них магазины есть (как-то тема этих сисек у них на сайте не раскрыта :( )

  • Ответить

    вот тут http://samoe-to.livejournal.com/86405.html справедливо заметили, что топ-блогеров просто подставили. нужна была гора ссылок. нужно было превратить УТКОНОСА — в МЕДВЕДА. но нашим блогерам так мало и так редко платят за блоги, что они не стали просчитывать результатов этой акции — результатов для своего блога, как это все отразится на их репутации — и забабахали посты. похоже, в этом бизнесе так: если ты сегодня отказываешься кого-то рекламировать в своем блоге, то завтра тебе не предложат $20 за нового клиента. в общем, самое время чистить френд-ленты! и составить список: кто из ваших друзей — утконос, а кто — нет ;)

  • Ответить
    Альтер Эго

    errorman америку открыл — каждый охотник еще много лет назад знал, что массовые лайфстайлы это вред нашему лесу. ваша зайка.

  • Ответить

    то что запущена реклама в ЖЖ, конечно, понятно, но и то, что «Утконос» самый удобный в своей нише тоже. Думаю, что многих система низких цен с получением на следующий день устраивает.

  • Ответить

    Я думаю, как заказали, так и провели акцию наши популярные блоггерши. То, что даже самые глупые заметили джинсу — неудивительно, они ж не маркетологи-профессионалки. Тем не менее, запланированный результат акции (повышение известности марки) достигнут, никто этого отрицать не может. И деньги перед Новым годом — тоже, никому не лишние. Вообщем, всех с наступающим Новым годом и все — за покупками в Утконос — лучший магазин в мире и с самой хорошей службой доставки! ЗЫ Номер моего расчетного счета для перевода причитающегося мне гонорара можно узнать в редакции РОЕМ

  • Ответить

    Надо пойти заглянуть к Людмиле Борисовне в Just another IT-blog — что ТАМ про Утконос она написала? Ну, не за деньги, конечно (в сторону: разве ж это деньги?), а так — для прикола?..

  • Ответить

    Я не буду нахваливать или ругать «Утконос». Я просто для себя сделал вывод — пользоваться им можно только с доставкой в магазин. В этом случае на непривезённый товар (имеется в виду тот, что не был на распределительном складе, а не потерялся по дороге в магазин или в магазине) делается скидка в половину его стоимости, проверено много раз. Однажды, когда у них машина сломалась, все покупатели получили скидку 50%, у меня это было 1500 руб. При получении Вы не обязаны оплачивать всё, что заказывали, можно не брать любую позицию без объяснения причины, это плюс. То, что выдают советую тщательно проверить, т. к. часы случаи, когда дают чужие позиции или что-то не приносят, это минус. Ещё ассортимент у них сейчас упал. Но в целом я довлен «Утконосом», для меня он приемлем и удобен именно при получении в магазине.