У «новых поступлений» Яндекс.Музыки мало шансов на успех

Американским исследователям из Nielsen удалось найти одну из неразрешённых музыкальными интернет-сервисами проблем. Выяснилось, что люди не используют сеть для поиска новой музыки. По данным Nielsen,

  • 48% процентов слушателей в США встречаются с новинками на волнах старомодного радио (АМ, FM)
  • 10% процентов прислушиваются к советам друзей
  • и лишь 7% узнают о новой музыке в интернете.

Но даже эти, сравнительно немногочисленные, сетевые меломаны встречают новинки не в музыкальных изданиях или подсказках Last.fm, а на страницах видеохостинга YouTube.

Любопытно, что в обратной ситуации, для прослушивания ранее знакомых треков, YouTube находится не в конце перечня источников, а в его главе. По крайней мере, 64% молодёжи слушает музыку на видеохостинге. Что больше доли радио, набравшего 56%; и больше показателей iTunes или CD.

То есть сам по себе интернет — это полноценная музыкальная среда. Только она не обладает талантами радио-диджея и не знакомит ни с чем новым.

К 2012-му году нулевую отдачу от интернет-рекомендаций ощутили такие отечественные аудио- сервисы, как Fidel и Yota.Музыка. Несмотря на "бесконечные" каталоги в миллионы записей — регулярно рекомендовать, а затем продавать треки у них не получилось. Оба сервиса уже закрылись. Исчез и музыкальный раздел в ex-Omlet.ru (сейчас сервис переориентирован на видео под брендом Stream.ru).

На днях о проблеме "нелюбопытного" интернет-слушателя задумалась Яндекс.Музыка.

Титульная страница этой продвинутой службы с архивом в 3.6 млн записей (по собственным оценкам сервиса, 90% пользовательских желаний покрывает и существенно меньший каталог), многие месяцы была оформлена в полном соответствии со звучанием российского радио-эфира. Однообразного, богатого псевдонимами на "В". Десятилетиями составленного из краткого списка приевшихся наименований.

Сегодня главная страница Яндекс.Музыки в тестовом режиме демонстрирует случайную выборку обложек. Вместо имён отечественных звёзд используется графика недавно попавших в базу пластинок. К сожалению, "немые" почтовые марки не похожи даже на тень диск-жокея из радиоприёмника. На фоне других - изощрённых, но всё-равно "не взлетевших" - рекомендательных систем в успех прямолинейного визуального продвижения верится с трудом.

Формально Яндекс.Музыка знакома с привлекательностью YouTube видео. Однако клипы, главный проводник музыкальных новинок, на сервисе используются для затыкания иногда встречающихся прорех в аудиокаталоге. Именно видео подменяет артистов, отсутствующих в звуковой базе сервиса.

В отчёте Nielsen, кроме исследования медиа, благоприятных для продвижения новинок, есть и другие, более оптимистичные для интернет-сервисов строчки. В частности, было установлено, что на смартфонах популярнее плееры, а не радио. Проигрыватели находятся на 54% устройств, "приёмники" только на 47%.

Мобильная разновидность Яндекс.Музыки относится к первому классу приложений. На данный момент она выпущена только для iOS, проигрывает и локальные записи, и коллекцию из сети (в том числе без подключения к интернету), рекомендательного радиоэфира в этом приложении нет. За пользование мобильной музыкой взимается плата 200 рублей в месяц.

Nielsen выявил, что софт, предназначенный для продажи треков, успехом на мобильниках не пользуется. Как не снискали популярности и закрытые веб-сервисы. Музыкальные магазины установлены примерно на четверти устройств, и зачастую даже не самими пользователями, а производителями смартфонов.

К многообещающей практике Яндекс.Музыки следует отнести релизы самых свежих пластинок. Несколько раз сервис публиковал музыку одновременно с её выходом в продажу на дисках или чуть раньше. Премьерными артистами были такие востребованные имена, как Дельфин, Мадонна или, буквально на днях, очень популярный в узких кругах ансамбль Dead Can Dance. По данным Nielsen, от 21-го до 33-х процентов покупателей музыки интересуются именно альбомами, вышедшими в течение текущей недели.

Подкрепляется статистикой и практика Яндекс.Музыки реагировать на шумные медийные события. Больше половины слушателей любят музыку из кинопремьер, телевизионных передач, с оффлайновых мероприятий. Как раз сейчас отечественным сервисом продвигается музыка, связанная с главным глобальным спортивным телешоу года, лондонской Олимпиадой. Были и другие спецпроекты, например, параллельные русским летним рок-фестивалям.

Впрочем, в медийности "по версии Яндекса" есть и расхождения с Nielsen. Музыкальный сервис ведёт фирменные блоги сразу в нескольких социальных сетях. И анонсы любопытных записей делаются именно в социалках. По стечению ряда специфических для России обстоятельств послушать Яндекс.Музыку можно в Facebook. Но в этой сети нет фирменного блога, нет редакционного "диджейского" присутствия сервиса. С другой стороны, полноценные анонсы Яндекс.Музыка публикует во ВКонтакте. Но у самой большой соцсети России своя специфика, в ней нельзя прослушивать треки Яндекса.

Согласно Nielsen полноценное социальное присутствие полезно. В 54% случаев покупатели музыки прислушиваются к мнениям друзей, а 25% привлекаются через блоги. 8 процентов слушателей готовы "шарить" музыку в социалках, а 6-ти процентам не лень даже самостоятельно загружать треки в сеть.

Неизвестно скольких шестипроцентщиков следует считать "пиратами" (это могут быть и музыканты, вполне любимые Яндексом). Nielsen, в публичной части исследования, не выделяет раздачу треков активистами как криминальную альтернативу официальному распространению. Но за социологов подобное противопоставление делают отечественные эксперты.

Так, генеральный директор интернет-магазина цифрового контента "Ай-Мобилко" Николай Белоусов считает, что в плохих продажах музыки в рунете виноваты пассивные лейблы. Якобы цены, устанавливаемые ими сразу для всего мира — в России оказываются неподъёмными. Поэтому слушатель вынужден пользоваться "пиратской" продукцией. Отчасти согласен с Белоусовым и Глава Минкомсвязи Николай Никифоров. По мнению чиновника: "Бесполезно бороться за права тех издателей, кто не создает условия для удобного легального приобретения их контента".

Звучит как рецепт. Сервисы либо постепенно перестанут заниматься музыкой (в оборотах того же "Ай-Мобилко" сегодня она занимает совсем крохотную долю), либо подтянут удобства. Если и не до уровня "пиратов", то хотя бы до FM-радиоприёмника. По некоторым ощущениям с этой отметки и начинается определённая прибыль.


Иван Ильин, ivan.illyn@gmail.com

От редакции Roem.ru: Присылайте свои статьи, авторские колонки, обзоры и аналитику на info@roem.ru. Авторам качественных текстов - гонорары, слава и полезные знакомства в комментариях

Добавить 10 комментариев

  • Ответить

    > «немые» почтовые марки не похожи даже на тень диск-жокея из радиоприёмника. Какой кошмар. Человек-многобукафиникакогосмысла, дай бог тебе счастья хоть раз услышать эту немоту.

  • Ответить
    Альтер Эго

    >Якобы цены, устанавливаемые ими сразу для всего мира — в России оказываются неподъёмными. Ну вот опять же, если взять в качестве примера Steam и компьютерные игры, то для России устанавливаются специальные цены на игры — существенно меньше цен для Европы и США. >Сегодня главная страница Яндекс.Музыки в тестовом режиме демонстрирует случайную выборку обложек. Не очень понятно кого это может заинтересовать. Учитывая наличие в базе 3.6 миллионов треков, какая вероятность того, что выпадет интересная мне музыка? Я нашёл много интересных групп и артистов, благодаря яндекс.музыка, но не через новинки, а через похожих исполнителей. Это удобно очень, да. На last.fm еще радио было, где похожих исполнителей собирали — тоже было интересно слушать.

  • Ответить

    @ddeadcamel Это вы ради “никакого смысла” — новый чистый аккаунт не поленились завести? Вместо того, чтобы постить из под Альтер Эги. Или, чего уж там! От собственного имени инсайдера, а не прячась за пустышкой. Увы, она лишь симулирует настоящего пользователя. Не обольщайтесь.

  • Ответить

    ну вот, хотел как пользователь я.музыки написать комментарий с критикой некоторых высказанных в статье тезисов, но прочитал ваш, ильин, комментарий, и передумал уж больно вы нервно реагируете

  • Ответить
    Альтер Эго

    >прочитал ваш, ильин, комментарий, и передумал Будьте как все — смело высказывайте своё мнение из-под анонима!

  • Ответить

    Копировать приемы диджеев для проекта уровня Яндекс.Музыка — проблема желания. Яндекс просто не хочет. Ему проще играть рюшечками-бантиками и строить рейтинг лучшей музыки всех времен. Все дело в рейтингах. В свое время, когда делал СМИ, столкнулся с аналогичной проблемой. Застывший топ самых читаемых статей застывает в камне. И мне чтобы ее осознать хватило пол года. и все решается просто изменением алгоритма построения рейтинга. Начинаешь показывать вторую производную (динамку набора прослушиваний-просмотров) и проблема решается. Из-за низкой базы все новинки «стреляют», и при этом реально то что интересно выше чем то что не интересно. Прикрутить к этому рейтингу графики-тренды-связи и те же диджеи будут цитировать топ Яндекс.Музыки в своих эфирах не хуже чем сейчас Яндекс.Пробки. То что Яндекс этого не делает (и не делал с самого начала) говорит о том что он просто не хочет. Я не верю что в проекте Музыки работают глупые, чтобы не понимать такой простой вещи как «проблема рейтингов», и не видеть очевидной стратегии раскрутки.

  • Ответить

    Прямая отсылка к опыту СМИ тут недостаточна. Нужна вторая производная из отношений авторов-лейблов и площадки :) Сегодня случайный набор свежих марок (на нём даже невозможно прочесть название пластики) ставит лейблы в одинаковое и в подъелдыченное положение. Марки неилюзорно говорят лейблам — «быстрее проясняйте статус того или иного альбома и отдавайте на сервис. По случайному паттерну это пополнение немедленно кто-то начнёт прослушивать». Человек (и лейбл) совершенно спокойно относится к радиостанции, где звучит продукция только одной граммофонной лавки. СМИ есть СМИ. Лишь бы было интересно. И этого достичь можно. Другая ситуация у архива. Яндекс.Музыка платит известные деньги поставщикам музыки. Думаю они не очень-то будут рады сотрудничать с сервисом, где его диджей крупно во весь экран выбрал для продвижения продукцию конкурирующей конторы. Хуже всего что лейбл прям в этот же день может ткнуть музыкальный сервис в статистку и заявить — а зачем вообще портить с нами отношения если интернетчики в любом случае не воспринимают новинки в интернет медиа. Как быть?

  • Ответить
    Альтер Эго

    >(на нём даже невозможно прочесть название пластики) может вам там мышкой поводить? или у вас JS выключен?

  • Ответить

    Отмечу два пункта: Не все функции сервиса обязаны ориентироваться на усреднëнного пользователя. Пусть даже он не открывает музыку в интернете, но какое-то меньшинство открывает — им и пригодится этот блок. А для других пользователей есть фломастеры с другим вкусом. Случайность альбомов не означает равномерной выборки из всего необъятного каталога. Можно же пытаться показать разное, но предположительно интересное и слушаемое при этом.