Интернет-магазины обяжут принимать банковские карты

До конца января Минфин внесет в правительство РФ законопроект, согласно которому все "торгово-сервисные организации" с оборотом более 60 млн рублей в год будут обязаны принимать к оплате банковские карты. Об этом представитель министерства сообщил агентству "Прайм".

Интернетчиков закон тоже коснется: в нем явным образом прописано, что под его действие попадают и организации, "осуществляющие продажу товаров, работ, услуг дистанционным способом через интернет". По состоянию на ноябрь 2012 года, лишь 33% интернет-магазинов, работающих в Москве, были готовы принять у покупателей оплату банковскими картами.  

Специально для Roem.ru новость прокомментировал Денис Косенков, директор департамента корпоративного управления и правового обеспечения компании Enter. Enter - один из учредителей АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли), которая выступала как инициатор внесения обсуждаемых поправок в законодательство.

Основной проблемой интернет-торговли в России на данный момент является  высокая доля теневого сектора, которая порождает недоверие потребителей к отрасли и стимулирует недобросовестную конкуренцию на рынке. По разным оценкам, объем непрозрачного (теневого) рынка электронной коммерции может достигать 50–80% от общего оборота. Общий объем рынка интернет-торговли в 2012 году составил более 390 млрд. рублей.

Рынок онлайн-торговли не является сегодня прозрачным ни для государства, недополучающего налоги, ни для бизнеса, который не в состоянии конкурировать и получать прибыль в условиях, когда цена продаваемого в Интернете товара зачастую ниже цен, устанавливаемых производителями этих товаров, ни для потребителя, не получающего гарантий безопасности покупок и потребительских сервисов. Ведь, покупая через Сеть, он часто не имеет возможности реализовать права, предоставленные ему законом при продаже некачественного товара.

В сложившейся экономической ситуации российский теневой рынок электронной коммерции существует, в основном, за счет предприятий, активно практикующих те или иные формы расчетов с покупателями наличными. Интернет сегодня представляет собой наиболее удобную среду введения контрафактной и некачественной продукции в оборот, так как фактически он не контролируется со стороны государственных органов. Таким образом, постановка под контроль всех или части расчетов при осуществлении торговли через Интернет должна способствовать, в том числе, уменьшению количества продаж таких товаров, а также сокрытия фактического дохода при осуществлении такой деятельности.

Учитывая тот факт, что сервис безналичных оплат в интернет-магазинах не требует дополнительных инфраструктурных затрат для бизнеса в виде закупки дополнительного оборудования и подключения к сети, установление каких-либо планок [речь об уровне оборота в 60 млн, ниже которого компаниям разрешат не принимать карты - прим. Roem.ru ] для организации безналичных сервисов оплаты в интернете абсолютно не нужно, более того, это отрицательно скажется на работоспособности рассматриваемых норм (теневой рынок просто будет открывать новые юр. лица при достижении лимита).

Введение указанных норм положительно повлияет на проблему установления честных принципов конкуренции в интернет-торговле и, как следствие, повысит доверие потребителей к этому сегменту ритейла (сегодня интернет-магазины, соблюдающие закон, не имеют возможности конкурировать с компаниями из теневого сектора, особенно болезненно это сказывается на мелком и среднем бизнесе, который не имеет возможности снижать маржинальность за счет большого товарного оборота).

Сегодня Минфином и ЦБ РФ в рамках работы по стимулированию безналичных платежей готовится ряд законопроектов, регулирующих обозначенные выше вопросы. По замыслу авторов законопроектов, интернет-магазины надо обязать принимать к оплате электронные средства платежа, в том числе банковские карты. Обсуждается внесение, соответствующих поправок в законы «О защите прав потребителей» и «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части оплаты товаров (работ, услуг) посредством наличных или безналичных расчетов. Данные поправки направлены на стимулирование развития безналичных сервисов оплаты не только в интернет-торговле, но в и офф-лайне. Над этой инициативой, помимо АКИТ активно работают такие ассоциации, как РАТЭК, АКОРТ и ОПОРА России. В отношении необходимости в обязательном применении безналичных способов оплаты интернет-магазинами на сегодняшний день существует консолидированная позиция указанных ассоциаций, которые считают необходимой меру по установлению обязанности по приему безналичных средств наряду с наличными.

Добавить 28 комментариев

  • Ответить

    Cash on delivery is the king, потому что покупатели не доверяют магазинам, а отзыв платежа через банк непрозрачен и затруднён. Что касается магазинов, то наличные не создают такого кассового разрыва, как карточки. Ваш КО Интернет сегодня представляет собой наиболее удобную среду введения контрафактной и некачественной продукции в оборот, так как фактически он не контролируется со стороны государственных органов. Смешно.

  • Ответить

    А они не смогут разве схитрить и предложить картой только предоплату, а при вручении — только нал? Формально карты есть.

  • Ответить

    Но самый смешной довод в том, что интернет-магазины, работающие вчёрную, не подпадут под этот закон, так как декларируемый оборот у них сильно занижен. А работающие вбелую — подпадут,

  • Ответить

    Закон писался в первую очередь под офлайн, разумеется. Там много следствий — уменьшение оборота наличных средств мне кажется одним из наиболее важных

  • Ответить

    Более 60 лямов в год сделать без приема пластика довольно проблематично, хотя и можно, слов нет. Но думаю, в этом плане закон ни о чем, у белых шопов всё давно есть, а серым мышам все эти законы до лампочки (пока ещё).

  • Ответить

    Странно, но по-моему единственный продуктовый супермаркет принимающий карточки в нашем захолустье, это Дикси. В общем, все как обычно — вместо того, чтобы сделать прием карт удобным и выгодным для всех сторон, примем закон, заставляющий их принимать.

  • Ответить

    Юра, «Дикси у дома» (конкретно — именно Дикси) принимает карты без проблем. Они там недавно, до того это был «Квартал», поэтому когда у них это началось — я не знаю, в момент переодевания персонала в оранжевое — уже принимали.

  • Ответить

    Да, Ашан, кстати, упирается с картами до сих пор. Типичная для меня картина это суббота я и еще 100500 идиотов забывших обналичить деньги стоят в очереди у несчастного банкомата.

  • Ответить

    Возврат денег при оплате по карте быстро проходит, прямо через 5 минут деньги возвращают или как? Вот вернули вы холодильник, ибо брак был, и тут оказывается что купить другой холодильник в другом магазине вы не можете! Денег у вас нет.

  • Ответить

    За 5 минут — не возвращают. Но вообще — и пейпальский возврат и вот Utair мне возвращал за сданный билет — проходят быстро. Paypal — какбэ не мгновенно, Utair — по-моему, на следующий день вернули.

  • Ответить
    Laverna ОАО "Социальная сеть социальных сетей"

    Честно говоря, я не совсем понимаю кто и где живет. В Москве я редко встречалась с темой неприема карт. В Пятерки ходят только бабули и желающие сильно сэкономить, но у бабуль теперь пенсия, вроде на карточку сбера капает, могут расплачиваться. Только тема пин-кода для них не раскрыта пока, если карта будет пин требовать ввести. Меня лично напрягал Ашан и кафе Му-му, куда пообедать частенько захожу. В метро теперь тоже карты принимать обязуют? ))

  • Ответить
    Laverna ОАО "Социальная сеть социальных сетей"

    //За 5 минут — не возвращают. Макдональдс возвращает за 5 минут. Как так получается — не знаю, но проверено. Эльдорады возвращают толь за 3 дня, толь за неделю. И на возврат надо, вроде как, заявление писать.

  • Ответить

    Эльдорады “не возвращают”. Из за миллиона юрлиц стоящих за брендом вы можете оплатить покупку одному из них, а уже через неделю, в том же самом торговом зале будет работать “другое”. И вот тут начнётся… Личный опыт.

  • Ответить
    Laverna ОАО "Социальная сеть социальных сетей"

    Иван Ильин, ну, у меня до возврата дело не дошло, по этому я и пишу, что вроде как. Купила товар, оплатила, оказался с браком. Предложили забрать с витрины, т.к. другого в закрытой упаковке на складе не было. Я сказала, что мол у вас тут в соседнем магазине есть, позвоните им, я сейчас приеду и заберу. Вот тут и выяснилось, что они все разные юрлица. Пришлось забрать с витрины — товар не дорогим был. Если бы стоил прилично, оформляла бы возврат. А вообще с таким личным опытом сеть давно закрыть должны были. Наверняка, Вы не первый с такой практикой.

  • Ответить

    Да, с картами тоже приколов полно. В качестве оффтопа. Юникредит ранее позволял своим клиентам дома и заграницей делать инет покупки только при наличии скретч-карты от юникредита. Не знаю как сейчас. Которую надо было брать в любом отделении банка. Там на 50, не помню точно, операций скретч карты хватало. Уехал за границу и забыл зайти в отделение — твои проблемы. Газпромбанк забугром берет ахтыжпилять 32% комиссионных за переводы. Доказано. Райфайзенг позволяет снять евро с вашей карты, но не позволяет вернуть. Что очень не удобно при оплате гостиницы или авто (заводите дополнительный валютный счет). И только один старый добрый сбер ведет себя как… как карта. У ВТБ, кстати, тоже свои приколы, связанные с передачей денег иностранным физлицам. Но это все оффтоп. Извините.

  • Ответить

    «Райфайзенг позволяет снять евро с вашей карты, но не позволяет вернуть.» Импексбанк был пиздатым, стал райффайзеном — скурвился. Хотя щас телок вроде покрасивше наняли.

  • Ответить

    У меня в Екб, в Монетке не взяли Master Сбера — принимаем только Visa В Перми в цветочном ларьке — не обработал терминал вообще не понятно почему. Продавщица говорит — всё ест, как правило. Вот на кого грешить? На Сбер, Master или всё-такаи на те «банки», что делают такие терминалы? Доходы все легальные — сбером пользоваться не боюсь.