Рунет-2013: бабло победило

Развитие событий: Рунет-2014: мы все умрем (25 декабря 2014)

Обзоры Рунета-2013 концентрируются в основном на его госрегулировании. Нам кажется, что это далеко не самое интересное из произошедшего за год.

Ведь “Антипиратский закон”, грозящий “произвольными блокировками” сайтов, пока не выкосил половину Рунета. В “черном списке” Роскомнадзора оказываются либо ресурсы, этого заслуживающие, либо попавшие случайно и надолго не задерживающиеся. Бурную пену над вопросами регулировки взбивают депутаты с полубезумными законодательными инициативами и требованиями "запретить и посадить", а также блоггеры с журналистами, генерирующие трафик и лулзы на “демонстрации абсурдности законов”.

Одновременно с этим “экспертное сообщество”, столь недовольное регулированием и защитой детей от информации, выдает “Премию Рунета” проекту “Кибердружина”. Эта корявая и сырая поделка “Лиги Безопасного Интернета” теоретически должна помогать Роскомнадзору блокировать сайты за недопустимый контент.

Возмущаясь госрегулированием, отрасль боролась с ним довольно вяло, в основном — манифестами и воззваниями. В 2013 заработал Roi.ru, где все в едином порыве голосовали за отмену “антипиратского” закона и добились обещания его доработать. Кстати, судя по разделу “Новости” на Roi.ru с момента появления сайта в апреле была реализована целая одна инициатива, собравшая нужное количество голосов.

Самое интересное в Рунете-2013 было связано не с законами, технологиями или скандалами, а с деньгами. Да и не только в Рунете — ближе к концу года случился бум криптовалют, за курсом биткойна начала следить (судя по частоте упоминаний в СМИ) каждая домохозяйка, интернет-магазины и сервисы начали принимать оплату биткойнами. Криптовалюты понес в народ даже Сергей Мавроди со своим собственным “маврокойном”. Еще из международно-околоденежного — новости о том, что Apple вот-вот запустит собственную платежную систему.

Эпидемия года

В 2013 россияне снова массово открыли для себя покупки в зарубежных интернет-магазинах. От предыдущих лет ситуация отличается тем, что встречные движения начали делать и зарубежные поставщики. Весной Почта России пожаловалась на затор из “500 тонн международных посылок”, а к лету впала в коллапс, приняв 12 миллионов отправлений, тогда как за весь позапрошлый год приняла 3 миллиона. В Рунет пришли PayPal и Asos, запустил доставку Taobao, а eBay провел в России мощную рекламную кампанию.

На защиту российского екоммерса от иностранного нашествия встал Герман Клименко, создавший Ассоциацию по развитию электронной коммерции. Первой задачей ассоциации была объявлена “отмена лимита на бестаможенную пересылку по почте товаров до 1000 евро в месяц”. В октябре руководитель московской таможни Дуров предложил брать таможенную пошлину — возможно, 10% — со всех посылок из-за рубежа. В декабре у Минфина возникла идея установить беспошлинный лимит в 150 евро на человека в месяц, чему Почта России совсем уж не обрадуется.

Монетизация года

ВКонтакте, руководство которого демонстративно выше всего материального, в этом году всерьёз озаботился зарабатыванием денег. Были запущены рекламная сеть, биржа постов, ретаргетинг и платформа для разработчиков мобильных приложений, которые будут рекламироваться в мобильных продуктах ВКонтакте; озвучены планы по изданию игр под брендом ВКонтакте.

Чтобы СММ-щикам, покупающим рекламу в бирже, было удобнее работать, ВК заметно усилил функционал сообществ и статистику (а статистикой ВКонтакте обогатился функционал международного гиганта аналитики SocialBakers). Компания вступила в переговоры с правообладателями, результатом каковых должны стать решения по монетизации медийного контента.

“Одноклассники” в смысле монетизации выглядели поскучнее. У них появился новый видеоплеер с таргетируемой видеорекламой, начала показываться реклама в мобильных продуктах. Пожалуй, самая заметная монетизационная акция у “Одноклассников” — SMM-битвы брендов, устроенные с целью показать потенциал соцсети для маркетинга, особенности ее аудитории и инструментария.

Зато Facebook, который мы так любим троллить за жадность, в этом году ударил по технологиям, самая интересная — Graph Search. Судя по некоторым признакам, в следующем году он научится искать и по постам, и по комментариям. И вообще, это мощнейшая вещь, хотя есть подозрение, что простые пользователи ее недооценивают. Кроме поиска, ФБ реализовал некоторые функции, давно имевшиеся в том же ВКонтакте — картинки в комментариях, редактирование постов, хэштэги. А вот от запуска рекламной сети ФБ отказался.

ВКонтакте тоже деньгами не ограничивался, добавив в функционал сайта и мобильных продуктов over 9000 фич разного масштаба. Пожалуй, главное технодостижение года для ВКонтакте — kPHP, а для Telegram — протокол MTproto, но о нём ниже.

Немонетизация года

Тенденция продолжается с прошлого года, но в этом показалась особенно яркой: медийщики рвутся в екоммерс, но их там никто не ждет. Зимой РИА Новости подключили возможность через сайт оплачивать ЖКХ, штрафы, телефон и интернет, а также анонсировали “РИА Шоппинг”. В августе Hearst Skulev Media открыли секс-шоп на wday.ru, но сейчас сайт магазина недоступен, не открывается и shopping.elle.ru.

Часть СМИ закрывается: в мае Роскомнадзор посчитал, что за 2012 год количество сетевых СМИ упало на 5%, хотя в каждый предыдущий год вырастало на 20%.

Некоторые проекты закрываются очень шумно. Например, Openspace.ru. В “Большом городе” редакция поссорилась с инвестором и ушла. Что будет с 47 проектами РИА Новости, включая inosmi.ru и digit.ru — неизвестно. Трафиковый скандал и термин “журналистика скриншота”, платный “Дождь”, выкуп Хабрахабра у Mail.ru с помощью Яндекса, редизайн Ленты.ру и запрет на мат в СМИ, из-за которого на Ленте автоматически удаляются комментарии старше суток — вот, пожалуй, главное, чем запомнился 2013 на медирынке Рунета.

Сервис года

Пожалуй, мессенджеры. Mail.ru пообещал к концу года окончательно объединить “Агент” и ICQ и дополнить получившийся продукт функционалом соцсетей. Дуров выпустил Телеграм. Snapchat не продался Facebook за $3 млрд. В Твиттере и Инстаграме появилась возможность отправлять личные сообщения.

Экспансия года

Mail.ru наконец выпустил продукты под брендом My.com, мобильные приложения, ориентированные на англоязычную аудиторию. Телеграм обнаружил повышенную популярность в арабских странах. А ВКонтакте взял курс на Латинскую Америку, начав с Перу, где к сентябрю 2014 планирует набрать первый миллион пользователей.

Разочарование года — RTB

Весной его превозносили на каждой конференции как вот-вот готовое наступить светлое рекламное завтра, замену контексту, который дорожает и которого не хватает на всех… Но светлое завтра не наступило. Крупные площадки в аукцион не пошли, самые большие владельцы данных делиться ими ни с кем не спешат. Собственно, RTB-хайп с последующим охлаждением случился не только на российском рынке. Тем временем Google тестирует огромный баннер в выдаче, хотя когда-то обещал, что никогда, а Яндекс запускает вертикальный баннер на главной.

Стартап-персона года

У нас два претендента на это звание — Владимир Путин и Ярослав Греков. По инициативе и при поддержке первого был создан акселератор ФРИИ. Второй внезапно превратился из политтехнолога и FMCG-пиарщика в эксперта по стартапам и начал “грубо и не по делу” наезжать на РВК и всех подряд. В бурной стартап-активности в этом году поучаствовали даже Роман Абрамович (которому Усманов удачно продал долю в Sape.ru) и Яндекс со своим Tolstoy Summer Camp.

Исход года

Случился в мае из Рамблер-Афиши, объединившейся с SUP Media. В Яндекс ушли директор по продуктам Дмитрий Степанов, директор по разработке Виктор Ламбурт и арт-директор Ирина Волошина. Коммерческий директор Николас Дадиани ушел в Sanoma Independent Media. Замкнул майский парад генеральный директор Николай Молибог.

Гайкозакручивание года

Яндекс объявил, что зимой 2014 года при ранжировании сайтов перестанут учитываться ссылки. Пока только для коммерческих запросов в московской выдаче. Жест скорее символический, потому что падение важности ссылок как фактора ранжирования началось давно (и не только в Яндексе). Но акционерам будет приятно услышать об исчезновении одного из факторов риска для бизнеса Яндекса — постороннего влияния на функционирование поиска.

Кроме того, Яндекс анонсировал “эксперимент” с шифрованием текста поискового запроса, по которому пользователь пришел на сайт. Статистику по зашифрованным запросам можно будет увидеть в Яндекс.Метрике или Яндекс.Вебмастере — а добавление сайта в эти сервисы позволяет уже Яндексу узнавать о нем много интересного.

Но главным нововведением Яндекса в этом году стали “Острова” (пока в бете) — новый интерфейс выдачи с интерактивными блоками. Это очень удобно, красиво, а главное — может освободить пользователя от необходимости переходить на сайт за информацией или совершением там каких-то действий. Из выдачи можно узнать расписание киносеансов, зарегистрироваться на авиарейс, записаться в парикмахерскую, оплатить телефон.

Интерактивные блоки для своих сайтов создают сами вебмастера, они могут настроить то, какие действия совершаются в выдаче, а какие — на сайте. Но от массовых рыданий “теперь всё будет плохо, на сайты не пойдут, рекламу не увидят” это не спасло.

Добавить 10 комментариев

  • Ответить

    RTB — это как раз сервис года, «космические» технологии и «взлет ракетой», если кто помнит такой слоган. А разочарование года — это second screen, например.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Яндекс вполне попадает в раздел разочарование года. 2013 год, при поиске для пользователей выскакивает капча, и они еще говорят о том как хорошо различают поведенческие факторы?

  • Ответить
    Альтер Эго

    Забавно, когда рекламные проекты оцениваются на уровне «прикольно/скучно». Тем временем, ретаргетинг в ВК включается до сих пор по запросу, про SocialTank давно ничего не слышно (и даже нет нормального сайта, да и с другими новыми проектами больше вопросов, чем ответов. Наверное, и вправду ВКонтакте выше всего материального.

  • Ответить
    Альтер Эго

    >Яндекс вполне попадает в раздел разочарование года. 2013 год, Московский метрополитен по прибыли растёт быстрее Яндекса :-)

  • Ответить
    Альтер Эго

    В какой-то момент все ведущие игроки Рунета грезили о международной экспансии. Сейчас — не слова, видимо, обожглись. Или предпочитают сначала отыграть крушение фондового рынка. Только Дуров не утратил амбиций и задора.