Что можно продать «Яндексу»?

Поскольку мне очень хочется сэкономить своё и ваше время, буду краток: "Яндекс" покупает проекты, которые позволяют понять, на что посетители этих проектов потратят деньги в ближайшее время.

"Кинопоиск", где пики посещаемости приходятся на субботу и воскресение, однозначно и с высокой степенью вероятности вычленяет потенциальную аудиторию торговых центров с кинотеатрами. Это, впрочем, не так интересно: все россияне по выходным ходят по магазинам. Покупка видео, плата за просмотр - это более интересная тема и Яндекс" очень хочется в неё встроиться

Auto.ru, можно даже не объяснять: это люди, которые собираются покупать автомобиль, обслуживать автомобиль, продавать автомобиль.

С этой точки зрения интересно, что Habrahabr, на выкуп у Mail.ru которого "Яндекс" дал несколько миллионов долларов, выглядит не очень дорогим потенциальным приобретением всё той же тематической аудитории (акции в залоге и перейдут в собственность "Яндекса", если "Текмедиа" не справятся с выплатами по кредиту). Впрочем, аудитория "Хабрахабра" ходит на проект не за покупками, поэтому более низкая цена может быть оправдана.

Интересно, что ещё мог бы купить "Яндекс". У меня есть несколько предположений относительно привлекательных для "Яндекса" проектов:

  1. Tophotels.ru: человек, разыскивающий информацию по отелям вряд ли собирается сделать что-то кроме как поехать куда-то отдыхать
  2. Aviasales: аналогично. Маржа на авиабилетах ниже чем на отелях, но тем не менее. Правда, у совладельцев Aviasales могут быть совсем другие планы
  3. Cian.ru: очень не хватает общероссийского ресурса по недвижимости, поэтому всё упрётся в желание или нежелание "Яндекса" иметь дело с локальным игроком, который сталкивается с проблемами при развитии вне Москвы. Как мы видим на примере Я.Такси, это не всегда пугает "Яндекс"
  4. Banki.ru: сейчас владение ресурсом сосредоточено в одних руках. Минус этой идеи: прибыли банков и их затраты на маркетинг это лишь доля от рынков недвижимости и автомобилей, поэтому заработать на них можно лишь часть того, что можно заработать на авто- и недвижимости.
  5. Babyblog: беременность это куча "запрограммированных" покупок на несколько лет вперёд. Спрос на сведения о людях, которые родили или собираются родить, на рекламном рынке огромен. Babyblog.ru уже умеет эти сведения продавать.
  6. Avito.ru. Только надо будет порядок навести, чтобы не смешивать покупателей недвижимости и электродрелей.

(стоит понимать, что это не закрытый список, а лишь демонстрация того, как могут мыслить менеджеры "Яндекса" в процессе подбора проектов для поглощения.  Желателен как можно более короткий разрыв между посещением сайта и принятием решения о покупке или заказе услуги, сайт должен быть как можно менее новостным. Энциклопедия - неплохой вариант, набор объявлений - отличный)

Можно сказать, что интерес к RTB и data exchange, привитый "Яндексу" Львом Глейзером не прошёл бесследно: "Яндекс" готов платить не только за то чтобы самому получать данные о пользователях, но и за то, чтобы эти данные не уходили его конкурентам.

Юрий Синодов, 

sinodov@roem.ru

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Сергей Смирнов

    Действительно у ЦИАНА наметилась и пошла аудитория тех, кто ищет покупку. Но, во-первых мы рассуждаем с точки зрения интереса к нему со стороны Яндекса. Он интересен Я ровно как городская доска объявлений, которая отдает данные агрегатор и (ПОКА) является источником контента. Как инструмент сбора big data ЦИАН нулевой. Своей технологии не имеет. Следовательно как инструмент и технология он Яндексу неинтересен. Как агрегатор аудитори тоже — не федеральный проект. Только что приехал с конгресса РГР, где я и Вячеслав Никонов (менеджер проекта Яндекс.Недвижимость) вели секцию. В зале провели опрос: «что в Вашем регионе является лучшей площадкой» — ответ Авито. Даже DMIR, который как известно можно было срастить одной платформой с ЦИАН, который делал попытки стать региональным проектом, в регионах неизвестен. Поэтому недвижимость пока представлена разрозненными решениями и единого проекта для Яндекса нет. Яндекс сам достаточно нарастил скиллов в теме агрегации Данных. Источником большей части данных являются: агентства и частные агенты, минимальный объем от частных лиц. У него нет сейчас на примете одного игрока, которого можно купить. Если интересно мое мнение, то ЦИАНУ как и многих не хватает самого главного, что как раз есть у того же immobilienscout24.de платформы для PROаудитории. Все проекты очень примитивные. Такое решение Яндекс сделает и сам. Автотема много проще и понятнее. AUTO хороший проект и очевидный. В недвижимости таких очевидных проектов просто нет.

Добавить 25 комментариев

  • Ответить

    (а, ну и надо быть лидером в своей нише. И Яндекс будет сильно толкать вперёд свои рекламные продукты, само собой — иначе непонятно зачем это нужно)

  • Ответить

    Гамбию. Что думать, как раз ВВП равен чистой прибыли Яндекса. Даже еще 2 миллиарда р. останется. Хотя что-то Википедия в показаниях расходится, ну, в крайнем случае на 6 лет в кредит, тоже можно, если все-таки ВВП 3 миллиарда $. Выход к морю есть, река есть. Комары с крокодилами, правда тоже есть, но может быть их не очень много. В целом с высока неплохо смотрится. Ну или хотя бы Токелау. Всего полтора миллиона долларов.

  • Ответить

    Гисметео и вправду вариант хороший, продажи билетов, отелей, туров на страницах гисметео идут хорошо. От себя добавлю Travel.ru эту нишу Яндекс практически не как не контролирует в отличии от того же Mail.ru. Ниша путешествий имеет огромный потенциал и у Яндекса есть почти всё чтобы заработать на ней)

  • Ответить

    @ilyak Gismeteo.ru не имеет отношения к Гидрометцентру России и является частной компанией ООО «НПЦ «Мэп Мейкер» , так что не за пару конечно баксов но «завернуть в бумажку» её всё же можно. Учитывая её активное присутствие в СНГ, Яндексу она придётся по вкусу;)

  • Ответить

    ООО «НПЦ «Мэп Мейкер» 123242, г. Москва, Б. Предтеченский пер., д.13, Гидрометцентр России. Не уверен, что он отрываем куском.

  • Ответить
    Альтер Эго

    ilyak, ты пытаешься когда-нибудь разобраться в том, о чём пишешь? фирма арендует у гидрометцентра площади, так исторически сложилось. или ты сразу узрел связи на уровне собственников? так расскажи нам об этом, зачем какие-то полунамеки.

  • Ответить

    Сшивание модельной шкуры для чучело крупного медведя. Читаем про прекрасноэ «заебацу». Что такое «заебацу»? http://en.wikipedia.org/wiki/Zaibatsu Давайте уже выходить за рамки крохотного онлайн-рынка и чуть-чуть пораcсуждаем о макроэкономике. Ну хотя бы на минутку поднимем глаза от жемчуга в грязи и поглядим на небо и звэзды. Такое впечатление, что кроме Яндекса никого и нет. И над ними нет никаких-таких внимательных серых глаз. Кто у нас самые крупные конторы? Набросаем каких-нибудь пропорций вокруг: http://i.imgur.com/2ocn2hJ.png (картинки нельзя вставлять сразу в пост?) Ну и чтобы два раза не подпрыгивать: за небом попробуем разглядеть космос — разные ратио по международным. http://pages.stern.nyu.edu/~adamodar/New_Home_Page/datafile/psdata.html То есть — индустрии всякие, и как эти шестеренки друг с другом сочетаются: три взаимозацепленные не крутятся, а поставил мааааленькую четвертую нужного габарита — закрутилось. Итак. Подумаем про конверсии. Обычно про конверсии мы (интернетчики и е-коммерсанты) думаем в рамках заданной модели (трафик, воронка, касса, возвратность, цена клика и лида, CPA/CPO — и в идеале — LTV/CLV). Давайте раскручивать не в пользу дробления, а в пользу агрегации. Всё, что у нас получает деньги — производное от чего? От калории, получаемой от солнца. Калория долго и нудно куркуется в недра; жадные человеческие дети извлекает эту калорию и магическим образом превращает во что-то вредное (спички, водку, сигареты, дым, мусорные кучи в разных океанах и войны, «новотеки» и «флексумы»). Что мы имеем? Мы имеем типичную конверсионную историю. Мы же любим говорить про конверсии? Давайте думать и про масштабирование «наверх». Что я вижу на космической, суборбитальной траектории по компаниям, «нашимвсё»? Красным выделены «смотрящие» (Газпром не пометил, да) за разными секторами. 8 из 28 так или иначе какой-то своей частью тела присматривают за нашим крохотным интернет-рыночком. Возьмём куража ради многомудрые отчёты МорганСтенли по части пенетрации онлайном оффлайна всякой розницы. Пусть 2% по рознице (велкам в нудные таблицы Росстата — по 2013 году оборот розничной торговли млрд. рублей: 23 668,4). Прикиньте фуд и нон-фуд (1:1 практически), посчитайте доли фуда в ритейле (Утконос отдувается за всех, да?) и задумайтесь. Да, 2%. Пусть 2%. Среднерыночная такая история. Возьмём оборот в млрд долларов всех этих крупных космических тел, и наложим «розничные» 2% онлайн-перетрации. Просуммируем. 420 млрд рублей по году. Интернет-кариес, каверна — которая по-разному заполняется интернет-проектами — у кого-то больше 2%, у кого-то вообще шиш. Странным образом — это число сильно близко к объёму рынку е-коммерса. Постройте зависимость дальше и «отвалившийся хвост» {для ленивых: =51578*EXP(n*-0,127) , где n — номер позиции; R^2 = 0,9132; дальше сами} и площадь под кривой. Берём Яндекс и «упаковываем» его в более крупный габарит: Сбербанк. Капа Сбера: $74B. Яндекс: $10.9B. 15%. (Отмечаем: как только что-то пересекает границу 12-15% — оно становится интересным более крупным сущностям. Можете посчитать свою капитализацию и хотите продаться? Ищите того, у кого капитализация в 7 раз выше: им будет, с одной стороны, приятно и интересно позабавляться, проявляя свой хю́брис). По персоналу: Сбер 240 тыс человек, у Яндекса — 4.5 тыс. 1.8%. 15% и 1.8%. Каково? Красота. Ну и так далее. Наше государство строит «заебацу» (см. вторую строку моего поста). На каком горизонте пищевой цепи (=уровне абстракции) находитесь Вы? И на каком уровне способны думать?

  • Ответить

    Яндекс покупает российские проекты потому что: 1) у него много наличных денег и 2) зарубежная экспансия ему в ближайшие годы не светит. Ну что ж, стать мировым игроком не получилось, теперь «курочка по зернышку» будет склевывать все, где есть положительный денежный поток. На мой взгляд, это хорошая кризисная стратегия.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Думаете, что в этой стране кризис кончится? Это ведь никому не надо. А если кончится, то сможет ли курочка зернышки поддерживать, чтобы они дожили до лучших времен?

  • Ответить

    Это всё большие и сложные покупки. А вот почему бы Яндексу на сдачу со скрепок не купить zhonga.ru и не залить его в свои словари и translate? Ну реально, китайский и японский — единственное, из-за чего запускаю гугловый перевод. Остальные языки уже осилили.

  • Ответить

    Смешно по своей отрасли читать комментарии дилентантов. ЦИАН неизвестен даже за границей МО. Более того, для Яндекса гораздо интереснне купить WInner и его публичный портал SOB. Во-первых и PROаудитория у Виннера собрана на порадок лучше. Во вторых найм тема мертвая. Это я из личной беседы с менеджером проекта Яндекс.Недвижимость знаю. ЦИАН известен в среде it -шников потому, что арендуют квартиры. ВСЕ! Да последние пару лет у него есть консьюмер на покупку. Ну так куда перспективнее тогда смотреть на Авито. По оборотам и доходам Циан много уступает и Виннеру, и BN.RU (Питерский холдинг) и RUgion (9 городов миллионников). Все по привычке называют ЦИАН лишь потому, что консьюмер его запомнил, пару раз сняв через него квартиру. Вертикальный поиск в недвижимости дает монетизацию только за счет базы вторички и рекламодатель понятен — застройщик. Поэтому покупать ЦИАН у которого основное ядро агенты и агенты по аренде, смешная затея.

  • Ответить

    Сергей, а как вы считаете: если с учётом всего того, что вы сказали, начать работать над брендом ЦИАНа и над его продуктом: все те люди, которые через него что-то снимали, они же, возможно, через него что-то и купят? Все растут, взрослеют, от аренды переходят к собственности, нет? Или нет такой возможности?

  • Ответить

    Действительно у ЦИАНА наметилась и пошла аудитория тех, кто ищет покупку. Но, во-первых мы рассуждаем с точки зрения интереса к нему со стороны Яндекса. Он интересен Я ровно как городская доска объявлений, которая отдает данные агрегатор и (ПОКА) является источником контента. Как инструмент сбора big data ЦИАН нулевой. Своей технологии не имеет. Следовательно как инструмент и технология он Яндексу неинтересен. Как агрегатор аудитори тоже — не федеральный проект. Только что приехал с конгресса РГР, где я и Вячеслав Никонов (менеджер проекта Яндекс.Недвижимость) вели секцию. В зале провели опрос: «что в Вашем регионе является лучшей площадкой» — ответ Авито. Даже DMIR, который как известно можно было срастить одной платформой с ЦИАН, который делал попытки стать региональным проектом, в регионах неизвестен. Поэтому недвижимость пока представлена разрозненными решениями и единого проекта для Яндекса нет. Яндекс сам достаточно нарастил скиллов в теме агрегации Данных. Источником большей части данных являются: агентства и частные агенты, минимальный объем от частных лиц. У него нет сейчас на примете одного игрока, которого можно купить. Если интересно мое мнение, то ЦИАНУ как и многих не хватает самого главного, что как раз есть у того же immobilienscout24.de платформы для PROаудитории. Все проекты очень примитивные. Такое решение Яндекс сделает и сам. Автотема много проще и понятнее. AUTO хороший проект и очевидный. В недвижимости таких очевидных проектов просто нет.