Тинькову не удалось купить uBank за $15M и «Штрафы ГИБДД» за $3M из-за несговорчивости фаундеров (+комментарий Runa Capital)

Развитие событий: Зубодробительная твиттер-перепалка Тинькова и «Рокетбанка» (3 марта 2015)

На конференции "Деньги будущего" Олег Тиньков еще раз подтвердил, что ТКС — это, по его мнению, в первую очередь технологическая интернет-компания:

Мы не столько спозиционировали себя как интернет-компания. Я все-таки свято верю, что мы и есть интернет-компания. Мы самый большой онлайн-банк в мире, потому что банк, который имеет один офис и 4 млн клиентов — в мире нигде не реализована эта модель. И, на мой взгляд, это интернет-компания.

Если посмотреть не только на форму — на пуфики и «смузи» в «коворкинге» —, а на содержание, то у нас разработчики, аналитики и программисты — это бОльшая часть персонала.

Мы давно поняли, что будущее за онлайн-банками, за банками, у которых будет легкая инфраструктура, низкие OPEX-ы (операционные издержки — Roem), косты. [..] Мы находимся в очень плохом цикле (экономическом — Roem) и, конечно, выживать как-то нужно, и нужно сокращать OPEX-ы. В случае с ТКС это сделать было просто: мы с начала года сократили OPEX на 35%, мгновенно! Сократив на 35% мы, несмотря на возросшую очень сильно стоимость риска, остались в прибыли. И я хочу сказать с большой гордостью и ответственно заявить, что из всех [розничных] банков мы — единственный банк, который заработает в этом году деньги, заработает несколько млрд чистой прибыли по МСФО.

Рассуждая о fintech-стартапах, Тиньков сказал, что экосистема для стартапов в России пока недостаточно развита, а сами стартаперы не вполне адекватно оценивают свои возможности и перспективы. Тиньков привел пример, как его компании не удалось купить финансовое приложение uBank и мобильное приложение «Штрафы ГИБДД»:

Мобильные приложения, которые называются красивым словом «банк», — это финансовые мобильные приложения. Они могут иметь новаторские интересные связи, и научить более традиционные банки делать более красивые, более функциональные приложения и какие-то интересные наработки с медициной или еще чем-то — это хорошо, в этом и [заключается] задача стартапов — показывать нам, банкам, куда двигаться. И я вижу большой позитив в том, что существуют такие приложения, как «Инстабанк», «Рокетбанк», потому что мы смотрим на них, видим какие красивые они делают приложения, это очень круто [..] и я заставляю наших разработчиков делать так же красиво.

Но второй вопрос: к сожалению, всё это находится в неправильной стране, потому что экосистемы здесь нет. В отличие от Калифорнии — там существует сложная огромная экосистема, если хотите индустрия: посевные инвестиции, ангелы и, в конце концов, банки, которые это покупают.

К сожалению для российского «финтека», не могу ничего сказать позитивного, потому что здесь если как-то еще сложилась экосистема seed-фандинга, то совсем нет экосистемы покупок. То есть продаж нет, выходов нет. Во-первых, никто не хочет покупать, потом что очень низкая конкуренция в России, и банки делают это сами: зачем покупать uBank, если можешь все это сам сделать за два месяца? В штатах другая система: там инвесторами это все накачивает, потом банки это все покупают, потому что покупают время, есть налоговые соображения и т.д. Там построена иерархия, в России этого нет. В России есть экосистема входа какая-то, вялая, где инвесторов «развордят», так сказать, — собирать деньги стартаперы научились. Продавать - нет. И это, конечно, смущает меня.

Но надо признать, что [и] сами стартаперы виноваты. Например, за последние 1.5 годы мы пытались купить два стартапа. uBank [которому было предложено около 15 млн долларов — Roem] и мобильное приложение «Штрафы ГИБДД» [за примерно 3 млн долларов]. Оба стартапа попросили в разы больше. Мы написали свое приложение за 3 месяца и обогнали в два раза «Штрафы ГИБДД».

Нужно [действовать по схеме] «создал-продал-пошел дальше», [но] этой культуры нет в России — все хотят миллионы. Тут можно винить инвесторов, большие банки, которые не хотят покупать эти стартапы (а без этого нет пищевой цепочки), [но] еще и сами фаундеры не готовы мыслить этими категориями.

В декабре 2012 года «Сбербанк» приобрел Яндекс.Деньги за $60 млн.

В феврале 2013 года фонд Runa Capital сообщал об инвестировании $8M в uBank (хотя сумму инвестиций не стоит воспринимать буквально).

Инвестиционный директор Runa Capital Дмитрий Гальперин так прокомментировал слова Олега Тинькова:

Не стоит оценивать стоимость компании по костам.

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Дмитрий Белкин

    Мы написали свое приложение за 3 месяца и обогнали в два раза «Штрафы ГИБДД». Google play: Штрафы ПДД 2014 штрафы ГИБДД — Количество установок 1 000 000–5 000 000 Штрафы ГИБДД от TCS Bank — Количество установок 100 000–500 000 По какому параметру обогнали в два раза?

  • Контекст комментария

    ak

    Привет, Анна Янчевская! Во-первых, вы в своей расшифрове отредактировали слова спикера с «которому предложили, там, больше, чем десять миллионов долларов» на «Ubank за 10 миллионов долларов». Во-вторых, в вашей же расшифрове далее по тексту: Ну, казалось бы, это success story – сделал приложение за 20 штук, рассказал, что 100 вложил, продал за 3 миллиона. Нет, он хочет 10! Другому говорю – на тебе 15! Нет, хочет 30. И один, и другой случай закончили плохо на мой взгляд.

Добавить 10 комментариев

  • Ответить

    то у нас разработчики, аналитики и программисты — это бОльшая часть персонала. Олег а толпа девочек в колл центре, а андеррайтинг и КИ , а коллекшн….. , а все остальные, это не персонал?

  • Ответить

    Мы написали свое приложение за 3 месяца и обогнали в два раза «Штрафы ГИБДД». Google play: Штрафы ПДД 2014 штрафы ГИБДД — Количество установок 1 000 000–5 000 000 Штрафы ГИБДД от TCS Bank — Количество установок 100 000–500 000 По какому параметру обогнали в два раза?

  • Ответить

    И вообще, не важно, по какому параметру — потому, что «к сожалению, всё это находится в неправильной стране, потому что экосистемы здесь нет». Господин, видимо, делает нам большое одолжение тем, что ведет бизнес в нашей «неправильной» стране.

  • Ответить

    GP не учитывает установки из сторонних источников. Так что порядки установок в GP ни о чем не говорят. Дистрибуция через независимые маркеты и свой сайт может давать ТКС очень приличный трафик.

  • Ответить

    Дмитрий Белкин >>По какому параметру обогнали в два раза? По темпам роста? И по скорости прохода границ в 50к, 100к ? Тиньковское в июне 2014 вышло, а другое приложение уже очень старое. Темы роста у тинковского увеличиваются. Посмотрите хотя бы appbrain.com или appannie. Если тенденция сохранится, то и итоговые счетчики, которые вы цитируете, скоро обгонят. PS Неблагодарное это дело статистику установок анализировать. Причем по любым параметрам, с учетом любых накруток :)

  • Ответить
    Анна Янчевская Венчурный фонд Life.SREDA

    Непонятно, откуда взялась цифра в $15 млн.: Тиньков говорил о $10 млн. Расшифровка дискуссии с нашей конференции тут: http://life-blogs.com/-//leo_tink/ «Но проблема заключается еще и в российских стартаперах самих – например за последний год мы пытались купить два стартапа. Я могу их упомянуть – это никакой не секрет – Ubank за 10 миллионов долларов и штрафы ГИБДД – тоже за несколько миллионов долларов. Но оба они запросили в разы больше. Понимаете?»

  • Ответить

    Привет, Анна Янчевская! Во-первых, вы в своей расшифрове отредактировали слова спикера с «которому предложили, там, больше, чем десять миллионов долларов» на «Ubank за 10 миллионов долларов». Во-вторых, в вашей же расшифрове далее по тексту: Ну, казалось бы, это success story – сделал приложение за 20 штук, рассказал, что 100 вложил, продал за 3 миллиона. Нет, он хочет 10! Другому говорю – на тебе 15! Нет, хочет 30. И один, и другой случай закончили плохо на мой взгляд.

  • Ответить

    прошу прощения за свою «темноту»… Разве uBank настолько уж хорош? Подобные приложения имеет смысл назвать агрегаторами платежей. И как бы они не кричали про безопасность — привязывать к приложению несколько банковских карт — глупость! Если банковских карт одна-две — то проще иметь официальное приложение «родного» банка. В нем же и большая часть платежей либо без комиссии, либо комиссия меньше, чем на стороне. Посмотрел я оферту uBank — неплохо, неплохо… Многие комиссии — вполне себе щадящие. Но вот пополнять электронные кошельки за 10(!) процентов от платежа..? Но что больше меня смутило — так это сноска: * До 01.04.2015 г. Сервис предоставляется бесплатно. Система вправе изменить указанный срок без дополнительного уведомления. Сервис бесплатный — это как? Все платежи без комиссии? Или они намереваются за пользование своим приложением ввести нечто, похожее на абон.плату? Ну, и мода вносить изменения «без дополнительного уведомления» — это очень по-нашему, да. ПыСы. И еще — прямо-таки народная любовь у подобных сервисов прятать информацию о тарифах подальше и поглубже…