Технологичное образование: персонализация, психология, мотивация

В  середине декабря Госдума рассмотрит поправки, по которым может обязать работать россиян строго по специальности, указанной в дипломе. Уже сейчас человек не может стать, например, врачом или летчиком без профильного образования.

Мы подходим к черте, когда образование начинает играть действительно важную роль в будущем человека. И тут мы вспоминаем расхожую фразу, которую многие слышат на первом месте работы: «Забудьте все, чему вас учили в институте». А еще на ум приходит цитата Марка Твена: «Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию».

Прошло больше века, а отношение к системе обучения у людей все такое же.

Что мешает современному образованию быть эффективным?

Одна из главных проблем системы образования – знания не актуальны для реальных задач. Не хватает связи с реальной жизнью, кейсов, примеров, как знания применить.

Другие серьезные недостатки:

1. Почти полностью отсутствует персонализация обучения по целям и направлениям (тематикам) обучения, уровню сложности (вспомните понятия “отстающие”, “середнячки” и “отличники” - все идут по одной программе).

2. Не учитывается психология. Зачастую вместо позитивной мотивации  доминирует негативная. Спектр самый широкий - от фокуса на ошибках и неидеальных результатах до перлов некоторых преподавателей в стиле “лентяй”, “лодырь”, “что же с тобой делать, тупица?”, “ничему не можете научиться”. Как взрослые, мы хорошо понимаем, что негативная мотивация ослабляет желание учиться и развиваться, студент начинает защищаться и отвлекаться от неприятного процесса.

3. Недостает механизмов, которые бы усиливали мотивацию: интерактивности, ярких наглядных материалов, эмоционального участия преподавателя, живых историй, игрофикации процесса, в конце концов.

Какой решение дает технологичное образование?

Недостатки традиционного образования - это возможности для новых форматов, шанс увеличить применение современных технологий в образовании.

Вот, что на мой взгляд произойдет с образованием:

1.Технологичное образование избавится от территориальных, возрастных, гендерных барьеров и станет доступнее для людей с разным уровнем дохода.

Здесь следует вспомнить онлайн-курсы и образовательные платформы. Уже сейчас многие пользователи учатся в сети - MOOC-сервисы доказывают, что человек может учиться удаленно, в удобное для себя время, при этом возраст и пол студента не имеют значения.

Однако, у некоторых подобных курсов есть сложности с мотивацией своих студентов - их заканчивают лишь 4% зарегистрировавшихся.

2. Технологичное образование станет персонализированным.

Персонализированное, подогнанное под студента образование усиливает его мотивацию. Персонализация стала возможной благодаря Big Data и открывает двери для анализа поведения учащихся, сервисы могут предложить каждому ученику самый подходящий именно для него контент.

Обучающие сервисы будущего отследят, какие материалы пользователь открывал, за какое время их освоил, насколько заинтересовался ими (дошел  ли до конца, поделился ли с друзьями). Проанализируют поведение пользователей с похожими характеристиками: возраст, пол, уровень знаний, интересы. Cookie, как и сейчас, покажут, какие сайты посещает студент, и помогут ранжировать его предпочтения.

Сейчас так работают рекомендательные системы ленты новостей Facebook и аудиозаписей Вконтакте, поиск Google и реклама Youtube. Они уже анализируют большинство из перечисленных данных. В будущем разработчики подобных ресурсов будут знать о своих пользователях больше и  смогут показать каждому еще более интересный для него контент.

То же будет и с образовательными сервисами. Они проанализируют поведение типичных пользователей и предложат каждому из них личный план обучения, а отметки поставят за эффективную работу на ресурсе.

Смартфоны подтолкнут бум персонализации - уже сейчас они есть у каждого четвертого человека в мире, по данным аналитической компании eMarketer.

В начале 21 века в Университете Дьюка (США) проводили эксперимент с iPod . Первокурсникам раздали плееры с записями лекций и методических материалов - так экспериментаторы решили проблему доступа к учебным пособиям и позволили слушать информацию нужное количество раз подряд. В целом, эксперимент оценили как успешный, и сейчас использование мобильных телефонов и планшетов в школьных классах активно поддерживает Национальная ассоциация образования США (National Education Association, NEA). Портативные устройства помогают ничего не пропустить, если студент по каким-то причинам не может присутствовать на занятиях лично, расширяют возможности для творчества и доступа  к необходимым материалам.

Учитывая, как много качественных приложений для образования появляется сейчас, резонно предположить, что в будущем каждая школа будет использовать смартфоны как обязательный инструмент для занятий.

3. Технологичное образование будет отвечать потребностям личности в профессиональном развитии.

С  одной стороны, сервисы будут стремиться дать знания, востребованные в будущей профессии. Для этого они привлекут признанных специалистов, которые смогут проводить вебинары из любой точки планеты.

С  другой стороны, знания будут актуальны для учащегося. Предмет будет преподаваться только в таком контексте и формате, который сможет наиболее глубоко зацепить студента. У нас на платформе можно отфильтровать материалы по тематикам, и мы разрабатываем рекомендательную систему, основанную на интересах пользователей. В дальнейшем, скорее всего, большинство ресурсов поддержат такой подход.

4. Психология поможет правильно выстроить процесс обучения.

Персонализация образования позволит найти подход к мотивации каждого отдельного ученика: выявит и активирует позитивные врожденные стимулы, поощрит, заякорит положительные эмоции, привлечет внимание к чему-то интересному.

Дополнительной причиной станет образ успешного человека, специалиста, на которого можно будет равнять и к уровню которого следует стремиться во время учебы.

Сервисы предложат интерактивные инструменты, которые наглядно объяснят предмет. Все  непонятные материалы требуют моментального пояснения, как только пользователь попросит. Уже сейчас такой подход используют в образовательные IT-сервисы, где кусочки материала становятся частью онлайн-квестов. У нас такая единица – это незнакомое слово или фраза, которые можно учить на тренировках по  аудированию, письму и переводу.

5. Преподаватели научатся лучше мотивировать учащихся.

Доцент Факультета математики, науки и технологий в Педагогическом институте при Колумбийском университете Кристофер Эмдин видит проблему в том, что преподаватели не умеют заинтересовать своим предметом, не дают слушателям особой «магии», которая заставляет не упускать ни одного слова лектора. Он создал специальную программу, которая помогает будущим учителям обучиться этой «магии».

И главными примерами, по мнению ученого, являются рэп-исполнители, которые собирают тысячные аудитории.

Эмдин отправляет своих студентов на концерты и призывает их следить за каждым словом, метафорой и жестом артистов, за тем, как они двигаются по сцене и взаимодействуют с залом. По сути, преподаватель должен быть впечатляющим актером и при этом глубоко разбираться в материале, который он доносит до учащихся.

6. Студенты будут мотивировать друг друга.

В  некоторых африканских странах Coursera мотивирует студентов, создавая центры обучения на базе посольств. Учащиеся могут проходить онлайн-курсы в группах, что вовлекает их в процесс гораздо больше: 40-70% пользователей такого формата заканчивают курсы.

Подобный способ увеличить вовлеченность студентов исследовали психологи в США, о чем пишет Роберт Чалдини в своей книге «Психология влияния». Детей объединяли в группы и предлагали каждому из них выучить лишь часть материала, а потом объяснить ее остальным членам команды. Так каждый ребенок чувствовал ответственность перед своими одноклассниками и  стремился понять предмет как можно лучше, чтобы потом суметь научить других. Такие занятия показали, что формат, в котором дети учат друг друга довольно успешен при решении проблем мотивации. Возможно, он имеет успех еще и потому,  что школьники способны объяснить материал своим сверстникам на наиболее понятном языке.

Связка аккаунта на образовательных ресурсах с социальными сетями позволит пользователю видеть свой ежедневный прогресс в учебе в сравнении с прогрессом своих друзей, зарегистрированных на том же ресурсе. Такой подход уже практикуется LinguaLeo, где есть специальный раздел «Прайд», в котором студент может отследить, как занимаются его знакомые.

В октябре мы с сообществом блогеров spb_blog проводили эксперимент . Мы объявили "Лео-марафон", в котором приняли участие 67 блогеров. Всех их объединили в один “Прайд”, и каждый день любой участник мог видеть, кто сегодня является лидером, и сколько тот заработал очков. Победителю мы пообещали бесплатный доступ к 1 курсу LinguaLeo на выбор, но самой большой мотивацией была возможность отслеживать успех других и соревноваться с ними в ограниченных временных  рамках. За две недели “марафона” эта группа набрала в 10 раз больше очков, чем спустя 2 недели после акции.

Что нам даст технологичное образование в будущем?

Технологичное  образование будущего снимет многие барьеры, которые в настоящий момент мешают получать нужные для самореализации качественные знания и навыки: доходы, возраст, география, мотивация. Вероятно, школьники будут учиться  не только у своих учителей, но и друг у друга, а использование мобильных устройств и приложений в процессе обучения в школах, университетах и в организациях (повышение квалификации) будет поощряться и активно распространяться. Доступность и качество технологий для образования сделает каждого заинтересованного человека в отдельности, и наше общество в целом, более образованным и конкурентоспособным, способным качественнее достигать стоящие перед нам задачи, в деле, профессиональном развитии, самореализации и даже в общем уровне культуры и развития.

Айнур Абдулнасыров, основатель LinguaLeo

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Денис Бесков школа системного анализа

    «Однако, у некоторых подобных курсов есть сложности с мотивацией своих студентов — их заканчивают лишь 4% зарегистрировавшихся.» Уточнение первого же тезиса построено на манипулятивной конструкции. Чтобы записаться и потестировать традиционный курс в традиционном вузе, нужно потратить десятки, если не сотни часов. Чтобы записаться и потестировать онлайн-курс, сейчас хватает несколько минут. Имея выбор из сотен онлнай-курсов, немудрено, что люди записываются на десятки из них, чтобы посмотреть. Такая регистрация в большинстве случаев не означает готовности учиться. Хотите опираться на соотношение числа закончивших онлайн-курс к числу записавшихся на него в своих рассуждениях? Тогда сопоставляйте его хотя бы с отношением числа посетителей сайта вуза к числу поступивших в него в этом году. Получите те же самые пресловутые 4%. Если хотите мерять действительно мотивированность участника конкретным курсом, смотрите хотя бы соотношение закончиших курс и тех, кто прошёл минимум 15% (как доказательство интереса к теме курса).

Добавить 2 комментария

  • Ответить

    Непонятно, что автор хотел донести своей статьей. На мой взгляд так полное водянистое «капитанство». Если хотели сделать пресс релиз то нужно было более конкретно и сжато мысль свою доносить, а то пока пару пунктов этого «бла-бла-бла» прочитаешь то до 6 пункта не дойдешь.

  • Ответить
    Денис Бесков школа системного анализа

    «Однако, у некоторых подобных курсов есть сложности с мотивацией своих студентов — их заканчивают лишь 4% зарегистрировавшихся.» Уточнение первого же тезиса построено на манипулятивной конструкции. Чтобы записаться и потестировать традиционный курс в традиционном вузе, нужно потратить десятки, если не сотни часов. Чтобы записаться и потестировать онлайн-курс, сейчас хватает несколько минут. Имея выбор из сотен онлнай-курсов, немудрено, что люди записываются на десятки из них, чтобы посмотреть. Такая регистрация в большинстве случаев не означает готовности учиться. Хотите опираться на соотношение числа закончивших онлайн-курс к числу записавшихся на него в своих рассуждениях? Тогда сопоставляйте его хотя бы с отношением числа посетителей сайта вуза к числу поступивших в него в этом году. Получите те же самые пресловутые 4%. Если хотите мерять действительно мотивированность участника конкретным курсом, смотрите хотя бы соотношение закончиших курс и тех, кто прошёл минимум 15% (как доказательство интереса к теме курса).