Будут ли митинги и революции в «Яндекс.Новостях»?

Не часто сообщающие новости о самих себе Яндекс.Новости модернизируются и запускают функционал быстрого обновления. Модуль "прямого эфира" с краткими репликами о последних событиях. Привычный скорее по соцсетям, чем по ньюс-агрегаторам. Издания подключённые к Яндекс.Новостям получили соответствующий анонс:

Мы планируем актуализировать отображение данных в сюжетах о тех событиях, которые на страницах партнёрских изданий освещаются с помощью обновляемых в реальном времени сообщений: онлайновых пресс-конференций, онлайн-репортажей и т.п. На страницах Яндекс.Новостей мы хотим предлагать пользователям ссылки на текстовые онлайн-трансляции таких событий в приоритетном порядке и давать возможность увидеть несколько последних "реплик" трансляции прямо на первой странице сюжета в Яндекс.Новостях.

Ещё несколько лет назад, до "арабской весны" и усиления значения американских социальных сетей, даже СМИ могли пренебречь прямой трансляцией. 15-20 минут задержки для новостных сообщений были нормой. В 2012-ом "реальным временем" озабочены даже агрегаторы, так как за прошедшие годы заметно поменялась "точка входа" в новостной поток у читателя. Читатель уже не нуждается и в классических сетевых СМИ (и тем более в агрегаторах) для удовлетворения чувства любопытства. Работающая мгновенно Twitter или Facebook лента знает новости раньше и даёт подробностей с мест и вовлекающих комментариев больше, чем "чуть-чуть" запаздывающее новостное издание. Заработал и другой фактор — мобильного личного участия. В сожжённых городах Ближнего Востока, на Болотной площади, Садовом кольце — появились читатели одновременно являющиеся и участникам и авторами выпусков последних известий.

СМИ — "подтягиваются" за скоростью соцсетей. Агрегаторы — либо постепенно теряют значение, либо меняются по двум популярным сценариям. По "гламурному" и по имитирующему оперативность социальной сети. Первый сценарий породил бесчисленное множество "персонифицированных" новостных приложений, украшенных крупными картинками и хорошо читаемыми броскими заголовками. Их обсуждение не входит в рамки нижеследующих рассуждений. В заметке ниже рассматривается исторический парадокс — как Яндекс, сам того не желая, ускорил собственный переход к сценарию номер 2. К живым, очень быстрым новостям о революции.

Первое соприкосновение Яндекса с "социальными скоростями" произошло в рамках индексации отечественной блогосферы. И при запуске проекта и сейчас SERP "Поиска по Блогам" формируется, прежде всего, по свежести сообщений. Их срез и пересчёт давали возможность Яндексу выделить наиболее актуальные сообщения момента в рамках так называемого "топа" постов. Некоторое время проект радовал и создателей и читателей и даже, некоторое время, заголовками выводился на самую главную страницу поисковика. Однако, с набором "топовой" выборкой популярности, проект всё более и более критиковался. Как снаружи, когда читатели топа публично недоумевали, обнаруживая неприятные для себя сообщения в самой известной точке входа в русскую блогосферу. Так и изнутри компании Яндекс.

Поисковик обнаружил, что публикация ссылок в блогосферу непропорционально деформирует значение описываемых в постах событий. Из двух одинаковых автомобильных катастроф упомянутых в соцсетях (тогда практически только в ЖЖ) публика в тысячи раз подробнее узнает об аварии попавшей на 30-е место топа. И практически никто ничего не узнает об аналогичном случае с "31-ой позиции", не набравшей формально нужного "веса" и потому не публиковавшегося на страницах Яндекса. Порождаемый "топом" чудовищный перекос равных в жизни, но не равных по общественной значимости событий, очень плохо влиял на отношение к Яндексу в пишущей России и проект был закрыт. Однако запрос общества на самые горячие социальные новости никуда не исчез.

В последующие годы ссылки на громкие публикации, без специальных к тому объявлений, тихо переместились из закрывшегося единого "топа" "Яндекса" и страниц в "Живом Журнале" — в сотни тысяч "микро-топов" на страницах двух иных сервисов. Начиная с 2011-го года социально-новостная повестка дня формируется по алгоритмам Facebook EdgeRank и Twitter Trends. Теперь с учётом персональных интересов пользователей. Персонализация и работающий западный антиспам сильно очистил ленты от ненужных, но, тем не менее, "популярных" записей. Без какого либо ущерба для "по-своему" ценного материала.

В нулевых годах скандалы вокруг "нечестно" пропадающих в топ ссылок были заметным аргументом против социальных новостей. Это порождало, при значительном раздражении от "нечестной" части топа, и значительные же сомнения в публикуемых "достоверных" сведениях.

Закрытие единого центра, как продвижения, так и раздражения на Яндексе, и постепенная замена функций "Яндекс-топа" внутренними алгоритмами двух международных соцсетей — значительно усилило доверие и социальные связи между людьми. В результате выросли способности сетевого сообщества к совместным действиям. Планируемые в соцсетях массовые акции (что было популярно и в "нулевые" года) теперь собирают в 2-3 порядка больше участников, в том числе за МКАД, и публично обсуждаются даже в Думе (чего в "нулевые" не было).

Благодаря отказу от алгоритмов Яндекса в пользу "трендов" и EdgeRank значительно выросла и скорость распространения новостей. Так в трагический день террористического акта в аэропорту "Домодедово" частные автомобили, экстренно подменившие переполненный общественный транспорт, собрались благодаря оперативности Twitter, за час или даже два до сообщения о теракте в крупных СМИ. Корреспонденты последних попадали на место преступления с теми же автомобилистами.

Из всех прибывших журналистов лишь радийщики — смогли сразу включиться в эфир, за счёт мягкости "сетки вещания" и живого включения с места. Сообщения в других видах СМИ достаточно долго пересказывали бурлящий Twitter и лишь спустя некоторое время выпустили собственные текстовые или видео-сюжеты. Агрегаторы новостей, подобные работающему на Яндексе — и вовсе, если и писали о коллапсе общественного транспорта, то только после соцсетей, после индексации запаздывающих за соцсетями СМИ, и, главное, после того как острота проблемы была давно снята и никакой необходимости в помощи машинами в "Домодедово" больше не было.

Отечественные СМИ, пару лет наблюдая метаморфозы происходящие со значением соцсетей для общества, не остались в стороне от социализации. Рядовые игроки, как минимум, завели микроблоги в Twitter и странички в Facebook. Но самое удивительная перестройка произошла с влиятельными в сети, журналом "Афиша" и проектами РИА "Новостей".

Обе структуры умудрились войти в настолько плотный контакт с Facebook, что на осенней мировой премьере новинок соцсети, так называемых "Тикера" и "Хроники", издания были представлены, как одни из первых в мире разработчиков приложений под свежайший Facebook-функционал.

Как результат — в начале 2012-го, заблаговременно созданный в лаборатории РИА "Новостей" код, снабжает и френд-ленты и "Тикер" ссылками на публикации РИА. Обновляющийся в реальном времени индикатор: "ваш друг прочёл на сайте РИА "Новостей"…" — успел появиться только в одном отечественном СМИ. Первом, судя по презентации Марка Цукенберга, понявшем значение Facebook и сблизившимся с компанией, с её технологиями и огромной аудиторией.

Сегодняшнее обновление Яндекс.Новостей, "реальное время", могло бы показаться закономерным продолжением эволюционной цепочки:

  • Закрытие знаменитого Яндекс.Блог топа + засорение ЖЖ спамом и ботами-накрутчиками
  • Естественная замена единого топа десятками тысяч более точных и "чистых" френд-лент в Facebook и Twitter
  • Мимикрия СМИ под новомодные американские соцсети: твитто-подобные обновления, персонализация при показе подходящих читателю публикаций
  • И, наконец, как результат — перевод агрегатора Яндекс.Новости на современные рельсы, в режим постоянного мониторинга и публикации заголовков из обновлённых, вслед за соцсетями, СМИ

Это логично только если… в те же самые годы, крепнущих социалок и социализации СМИ — наш поисковик не стал бы почти совершенен.

По иронии судьбы, хорошие поисковики приучили пользователей не задерживаться на своих страницах. На быстрый вопрос получается немедленный ответ и человек покидает страницы Яндекса или Google (впрочем, американский поисковик уже меняет тактику с "быстрого обслуживания", на "вечное соединение"). А хорошие социальные сети напротив — приучили пользователя долго не уходить. Для Европы рекордом является достижение "ВКонтакте". На страницах этой соцсети человек проводит более 7 часов, или, иными словами подключён к ней "всегда".

Когда и если, в пресловутом Бобруйске начнётся революция розг, внимание аудитории соберётся в точке постоянного подключения, то есть — в социальной сети. Сегодня приложений Яндекс.Новостей в них не заметно. А значит даже быстрый агрегатор Яндекса, но работающий на самом Яндексе, не получает должного развития и в обновлённой версии. И снова и снова лишь догоняет, последовательно: социальные сети, СМИ…


Иван Ильин, ivan.illyn@gmail.com

От редакции Roem.ru: Присылайте свои статьи, авторские колонки, обзоры и аналитику на sinodov@roem.ru. Авторам качественных текстов - гонорары, слава и полезные знакомства в комментариях

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Иван Ильин

    Руководитель группы по работе с российскими медиа в Яндексе, госпожа Татьяна Комарова просит меня сделать ряд уточнений, где подчеркнуть следующие важные обстоятельства: 1) Закрыв страницу рейтинга, Яндекс, тем не менее, не закрывал исходные данные о популярности записей, необходимые для построения топа самостоятельно. Рейтинги появились на страницах других сайтов. И раньше и сегодня для желающих работает соответствующий «API популярных записей». 2) Непосредственного «Топа постов» на главной странице Яндекса не было. Были «Темы» и ссылка на сервис. И, наконец, уже не столь важный момент — партнёры получили приглашение подключить свои «онлайны» к Яндекс.Новостям в декабре ушедшего 2011-го.

Добавить 13 комментариев

  • Ответить

    Возможно путаю, да. Давно это было, 6 лет назад. Но что-то было: «Поиск по блогам «Яндекса» — это инструмент для навигации по общественному мнению в интернете, — говорит руководитель службы Роман Иванов. — Служба была открыта чуть более года назад в режиме бета-тестирования, за время которого мы обеспечили скорость и полноту поиска и убедились в его востребованности широкой аудиторией. Учитывая социальное значение, которое имеют блоги для многих пользователей сети, сегодня мы поставили ссылку на blogs.yandex.ru с главной страницы портала и со всех страниц поиска «Яндекса», тем самым признав равенство этой службы с информационными сервисами, такими как «Новости» или «Словари»»

  • Ответить

    Спустя 6 лет, не являясь сотрудником, а лишь фанатом — не могу. Но помню (ошибаюсь?), что на морде блоги присутствовали достаточно плотно. Где были 3 топовых поста? Типа «обсуждается в блогосфере» На ЯППБ или Главной? P. S. Но эти всё уточнения — дело 31-ое. Смысл в чём? Смысл в том, что в своё время топ Яндекса — будоражил соответствующих любителей. Откуда — уже не так важно. «Бодряк» имел, как позитивный эффект, так и ровно наоборот. Затем топ закрыли, ЖЖ заспамили, но любители и их интересы — остались. Пустого места быть не должно — потому топы естественным путём сформировались там, где их никто особо и не выделял, как «топы». Точек сборки стало не одна, а миллион. Вот что в контексте моей простыни — существенно. По большому счёту написанное — не про Яндекс, как таковой, а про метаморфозы.

  • Ответить

    да ладно, на главной яндекса были ссылки из топа по блогам, как минимум на сюжеты. больше того, они и сейчас там есть http://www.yandex.ru/)) а сами яндекс новости 99% будут переделаны, тк в текущем виде они уже сильно устарели. приплетать сюда «митинги» не совсем корректно, это лишь повод. раньше яндексу удавалось уклонятся от «игры в политику» — для этого и топ выпилили. Если сейчас компания видит (ну руководство, ага) в «политической движухе» какие-то возможности для себя, то митинги будут на главной) но что-то я сомневаюсь. это же бизнесссс.

  • Ответить

    Руководитель группы по работе с российскими медиа в Яндексе, госпожа Татьяна Комарова просит меня сделать ряд уточнений, где подчеркнуть следующие важные обстоятельства: 1) Закрыв страницу рейтинга, Яндекс, тем не менее, не закрывал исходные данные о популярности записей, необходимые для построения топа самостоятельно. Рейтинги появились на страницах других сайтов. И раньше и сегодня для желающих работает соответствующий «API популярных записей». 2) Непосредственного «Топа постов» на главной странице Яндекса не было. Были «Темы» и ссылка на сервис. И, наконец, уже не столь важный момент — партнёры получили приглашение подключить свои «онлайны» к Яндекс.Новостям в декабре ушедшего 2011-го.

  • Ответить
    ilyak организация, способная на многое

    Не надо переоценивать социальные сети. Люди, которые заходят иногда, а не лезут на каждый чих и только туда — вымирать не собираются. Наоборот даже.

  • Ответить

    Есть 1 момент. Если мы понимаем под социальной сетью Facebook — чем более «иногда» в них заходит человек, тем более общие он видит обновления в ленте (переключают её на показ всего-всего, как я понимаю, только «постоянно сидящие»). Выборка так работает, что для мало читающего (и лайкающего) — надо показывать только самые мощные хиты момента. То есть — топ в чистом виде и больше ничего.

  • Ответить
    zulic barvanet

    Я не совсем смог уловить суть статьи, но тема поднята верная — полная техническая НЕвозможность Яндекса сделать что-либо в реальном времени. По работе Яндекс в этом направлении видно, что у них нет ни стратегии, ни идей как развивать риалтайм сервисы.