Арсений Камышев (агентство Ra Digital) устроил скандал с жалобами на работу российского Facebook и его руководителя и Екатерины Скоробогатовой c российскими рекламодателями.
1. Работы с агентствами в России нет до сих пор. Сейчас выход один — серая обналичка под некий процент и оплата кэшем с персональных аккаунтов или с виртуалов.<...>
2. Модерация объявлений идёт целый световой день. <...>
3. Техподдержка, похоже, отсутствует как класс. <...>"
Камышев сравнивает работу Facebook в России с местными площадками ВКонтакте и Таргет@Mail.ru. ВКонтакте оказался впереди планеты всей: можно платить с юридического лица, агентства получают бонус, есть закрывающие документы, модерация молниеносная (10-20 минут), техподдержка быстрая и честная. Таргет@Mail.ru не столь прекрасен - и НДС сверх номинала платежа присутствует, и модерация медленная, и техподдержка посредственная. Зато - есть российское юрлицо, с техподдержкой имеется прямой контакт, в общем - "Худо-бедно, но работают. А Facebook - нет".
По традиции, Екатерина Скоробогатова не отвечает на подобные выпады, сколько бы ее не призывали тэгами. На запрос Roem.ru Скоробогатова (опять-таки, по традиции) не отреагировала.
Участники рынка, опрошенные Roem.ru, менее эмоциональны, но отчасти разделяют недовольство Камышева.
Денис Терехов, управляющий партнер в Агентство "Социальные Сети":
Наше агентство дважды консультировалось с экспертами в области налогового и бухгалтерского учета, можно ли относить на затраты подобные платежи, сделанные с корпоративно карты. Эксперты разошлись во мнениях, и мы, чтобы не рисковать, оплачиваем это из прибыли. Но тк это не может происходить постоянно, мы приняли решение работать через американскую компанию, которая платит Facebook как считает нужным, а нам предоставляет необходимые для российской налоговой документы. Если хочешь найти выход, ты всегда его найдешь".
Влад Титов, основатель Школы социальных медиа "Вовлекай":
Судя по тону поста, у автора "наболело". Что я могу сказать. Во-первых, все правда! Модерацию хотелось бы ускорить. Оплачивать таргет хотелось бы по безналичному расчету. Службу поддержки хотелось бы мотивировать отвечать быстрее, чем раз в неделю.
Во-вторых, автор сгущает краски. Если с таргетом работать системно и регулярно, а не в пожарном режиме, то с задержкой в сутки можно сжиться. Если хочется оплачивать по безналу, заключите договор с одним из авторизованных агентств. Хотят тут своя проблема, все они зарубежные. Международные сделки и снижение прибыли никого не обрадует.
В-третьих: сказать, что альтернативы Facebook есть, это значит не разбираться в разнице аудиторий между социальными сетями рунета. Если кто-то может добраться до уникальной аудитории Facebook с помощью таргета Вконтакте или Мейл.ру, то конечно глупо продолжать "так мучиться" в фейсе. Но Facebook все же имеет свою уникальную и весьма ценную аудиторию отличную и от Вконтакте, и от Однокласссников. Кстати, и крупных брендов Российских здесь уже достаточно. И деньги тратятся реальные. Тем более, что не таргетом единым. Самое важное в сетях, это не таргет, а ежедневные коммуникации со своей аудиторией. А для этого никому ничего платить не нужно. Надо много ежедневно работать".
Читатели Roem.ru также отмечают, что работать в белую с Facebook в России невозможно:
"..если вы видите рекламу какого-либо популярного российского бренда в Facebook, то...
Вариант 1. Если у бренда есть свой штат маркетологов, который занимается рекламой в Facebook и не работает с агентствами, то скорее всего по-серому деньги в кэш выводит сам бренд.
Вариант 2. Если у бренда есть свои маркетологи, которые умеют работать с таргетом Facebook, плюс работает с агентствами, то бренд просто покупает акты по Facebook у агентств.
Вариант 3. Бренд платит агентству, а оно уже, в свою очередь, крутится как может, предоставляя бренду закрывающие документы и активности в таргете по довольно сильно завышенной цене. А агентство уже платит в Facebook, обналичивая деньги по-серому и откручивая кампании с личных аккаунтов или с виртуалов.
Все эти схемы не белые. По-белому с фейсбуком, видимо, можно работать лишь будучи крупным клиентом с серьёзным бюджетом, оплачивая деньги сразу валютой на зарубежную организацию, ну и имея сопутствующие сложности. Более того, на крупный бюджет ещё и ёмкость найти нужно. И её поиск подводит к снижению эффективности рекламы за счёт расширения таргетинга - преимущества убиваются на корню".
Возможно, когда количество пользователей Facebook в России станет более-заметным для головного офиса, наведут порядок и у нас. А пока остается надеяться и верить, да ждать ответа от Екатерины Скоробогатовой.
Комментарий Roem.ru: Ждать осталось недолго, Екатерина Скоробогатова пообещала ответить на вопросы редакции 2 ноября.
А не может ли Влад Титов подсказать чем так уникальна аудитория российского фейсбука?