Корпоративные мобильные приложения-2016 — следующая волна mobile-first

Развитие событий: Две стратегии в IT: поглощать или быть поглощённым (5 февраля 2016)

Оригинальная статья на Medium за авторством Вики Пень, которая работает над бизнес-стратегией и ростом в Dropbox. Редакция Roem.ru благодарит агентство переводов «Прима Виста» за подготовку материала.

***

Рыночный потенциал корпоративных мобильных приложений оценивается в 100 млрд долларов США. Но до сих пор стремительно растущие компании — разработчики корпоративных приложений mobile-first («сначала — для мобильных устройств») видели в смартфонах преимущественно дополнительные экраны доступа к рабочим данным, не охватывая в полной мере все, что можно получить из интерфейса этих устройств.

Очередная волна mobile-first в 2016 году — это тенденция к более полноценному использованию в ИТ-приложениях и бизнесе комплекса присущих именно смартфонам характеристик: начиная с автоматической загрузки геолокационных данных на камеру устройства для создания дополненной реальности и заканчивая его функционированием в качестве сенсорного узла внутри более крупной сети. Таким образом возможности корпоративных приложений как преимуществ мобильных устройств радикально расширяются.

Корпоративные приложения mobile-first сегодня

Сегодня для корпоративных приложений mobile-first характерны в основном две формы:

  1. Сопутствующие приложения (companion-app) mobile-first. Что касается большинства мобильных приложений — как общего назначения, так и офисных — для работников умственного труда (например, Dropbox, Box, Evernote), чаще всего задуманное как адаптивная версия для мобильных устройств — mobile-first — на деле становится «дублером» офисного приложения или веб-приложения. «Мобильная версия» всего лишь флажок на одной из платформ (например, Интернет, ПК, iOS/Android/Windows), где приложение должно быть установлено для успешной работы, и без других платформ не может считаться полноценной.
  2. Приложения для работы на ходу (on-the-go) mobile-first. Такие приложения нацелены на быстрорастущую аудиторию из 1,3 млрд (100 млн в США) не привязанных к офису работников. Эти мобильные приложения переносят функционал, который ранее концентрировался в офисных приложениях и веб-приложениях, на интерфейс смартфона как первичного устройства. В дополнение к использованию телефона в качестве первичного устройства некоторые приложения, например Invoice2Go и PlanGrid, предлагают солидный офлайн-функционал, позволяющий пользователям получать доступ к файлам, проводить диагностику и многое другое в условиях ненадежной полевой связи.

Здесь «сопутствующим» становится уже офисное решение как централизованная система хранения счетов/проектов, в то время как основная работа приложения выполняется, наоборот, на базе смартфона.

Следующая волна: глубокий mobile-first

Следующая волна корпоративных приложений mobile-first — это погружение в 2016 году ИТ-приложений и предприятий на уровень глубже и максимальное использование всего функционала смартфонов. Другими словами, это глубокая адаптация mobile-first.

Глубокий mobile-first уже зарождается, предвещая широкие возможности, которые следуют из растущего проникновения смартфонов — в карман каждого работника по всей вертикали в крупных отраслях, где ранее ограничивались стандартными офисными решениями, а то и просто бумагой и ручкой.

Так, в строительной промышленности, с ее оборотом 8,5 трлн долларов, Rhumbix получает генерируемые смартфонами данные о местоположении в реальном времени для автоматического сбора геолокационной информации при входе и выходе рабочих со стройплощадки. Это, с одной стороны, позволяет руководителю строительной площадки получать аналитические данные для повышения эффективности труда, а с другой — каждому подчиненному дает возможность вести точную регистрацию своего рабочего времени для обеспечения должной оплаты (система, которая сегодня поддерживается главным образом с помощью бумаги и ручки).

Rhumbix

Rhumbix оптимизирует функциональность смартфонов в карманах рабочих, создавая тепловую карту стройплощадки

В сельском хозяйстве (крупнейшей мировой отрасли) Farmlogs выводит геолокационные возможности смартфонов и алгоритмы настройки геозон на новый уровень: происходит автоматическая фиксация реальной работы в поле и автоматическая регистрация информации по мере обработки фермером многих гектаров его участка, а также отслеживание передвижений каждого трактора.

Среди других крупных отраслей, на которые глубокий mobile-first способен оказать влияние, расширив набор возможностей корпоративных мобильных приложений, — управление грузоперевозками и автопарками с оборотом 700 млрд долларов (нечто подобное возложено на KeepTruckin), нефтегазовая промышленность (4 трлн долларов), производственное программное обеспечение (18 млрд долларов) и др.

Что дальше?

Это только начало глубокого mobile-first в корпоративных решениях. Я рада видеть появление корпоративных приложений из разряда глубокого mobile-first, когда задействованы разнообразные функциональные возможности смартфонов:

1. Ситуационная осведомленность, активные геолокационные данные в сочетании с данными за прошлые периоды. Когда все работники имеют по смартфону в кармане, формируется постоянная ситуационная осведомленность и выполняется фоновый сбор геолокационных данных, что предоставляет уникальную возможность комбинировать эти реальные данные с комплексом уже собранных данных из любого источника — от спутниковых до исходящих от растущего числа повсеместно используемых недорогих датчиков (например, в нефтегазовой промышленности в глобальных масштабах используется около 423 тысяч устройств с сотовой или спутниковой связью) — для повышения производительности.

1_CK6CZ81LFW0LTza1gIJFWQ[1]

Карты урожая Farmlogs Field Yield Maps, сочетающие данные прошлых периодов и оперативные полевые данные

Один из примеров рабочего процесса — совмещение настоящих и прошлых спутниковых изображений и геолокационных данных, получаемых в ходе ежедневной деятельности. Приложение может отправлять фермерам push-уведомления, если сбор урожая с конкретных участков поля ниже нормы (таким анализом занимается компания Farmlogs), что экономит получателям подобных сообщений многие и многие часы. А ведь до этого рабочий процесс заключался в том, что фермеру приходилось объезжать гектары для выявления проблемных участков.

2. Дополненная реальность с помощью камеры смартфона. Представьте себе, что архитектор может взять свои чертежи из PlanGrid и затем, используя камеру своего смартфона, запустить дополненную реальность для наложения чертежей на конкретный строительный участок или для просмотра предыдущих версий (напоминает пользовательское приложение StarChart).

1_YKa0dc3GSbzvFWzZLG1gxA[1]

Приложение StarChart для Android, основанное на дополненной реальности и геолокационных данных GPS, позволяет увидеть созвездия при наведении камеры смартфона на любую точку неба. Представьте тот же процесс, но со строительными чертежами и приложением PlanGrid

Максимально используя возможности камеры смартфона, мобильные приложения, такие как PlanGrid, теперь могут также содействовать в построении объемно-планировочных чертежей и визуализации конструкций, что ведет к ускорению итерационных циклов и дает строителям осведомленность об окружающей среде (например, прошлый ущерб от землетрясений и т. п.) в процессе строительства. Приложение RoomScan, спроектированное в Великобритании, уже делает это, работая с камерой смартфона для автоматического создания динамических планов помещений.

3. Инструментарий сенсорной сети. Чтобы весь функционал смартфонов успешно работал, нам нужен инструментарий, который придаст смартфону способность фактически действовать как узел в более крупной сети и создавать корпоративные приложения без необходимости каждый раз начинать с нуля. Серьезный первый шаг в этом направлении принадлежит компании Sense360, которая начала строить такую систему путем формирования пакета средств разработки ПО для решения комплекса проблем: сбор данных от датчиков смартфона, оптимизация срока службы батареи, обеспечение конфиденциальности данных и многих других, что позволило бы любому разработчику мобильных корпоративных приложений задействовать смартфон в полную силу.

Возможности глубокого mobile-first в пространстве корпоративных решений бесконечны. Я с трепетом жду продолжения — новых и новых возможностей, которые позволят не только глубже проникнуть в потенциальный рынок корпоративных мобильных решений с оборотом 100 млрд долларов, но и сделают работников более высокоорганизованными и эффективными!