Как IT-компании пиарились на указе Трампа об иммигрантах

Развитие событий: 200 000 человек, удаливших Uber, заставили главу стартапа покинуть пост советника Трампа (3 февраля)

Подписанный 27 января президентом США Дональдом Трампом указ об ужесточении иммиграционной политики вызвал негативную реакцию со стороны большинства крупнейших ИТ-компаний мира: Apple, Amazon, Google, Twitter, Netflix, Microsoft и более десятка других. Осторожно заступиться за Трампа пытались основатель Tesla и SpaceX Илон Маск и глава Uber Тревис Каланик, за что тут же получили рекордные дозы критики и протестов в адрес своих компаний.

27 января Трамп подписал указ «О защите страны от въезда иностранных террористов», согласно которому США приостанавливают на 120 дней свою программу приема беженцев, а также вводят 90-дневный запрет для граждан Ирака, Ирана, Йемена, Сирии, Сомали, Ливии и Судана на въезд в страну даже при наличии действующих виз и грин-карт. Также согласно указу полностью прекращена программа по приему беженцев из Сирии, причем не на 90 дней, а на неопределенный срок.

Почти моментально в СМИ появились десятки публикаций, в которых указ назывался антиконституционным, антимусульманским, имеющим катастрофические последствия для бизнеса и т. д. К примеру, многие медиа напрямую писали о том, что Трамп ограничил въезд в США для мусульман, хотя в тексте указа естественно нет упоминания каких-либо религий.

В некоторых случаях ситуация с указом Трампа имела и бизнес-последствия. Кто-то из игроков постарался привлечь новых клиентов на волне скандала, кто-то, наоборот, лишился части аудитории.

Uber и Lyft

Uber стал главным проигравшим из-за протестных настроений в американском обществе. Из-за того, что Тревис Каланик поддержал президента, многие граждане начали выражать свои претензии непосредственно к компании. Также компанию заподозрили в том, что она хочет заработать на акции протеста в аэропорту JFK. 29 января профсоюз таксистов Нью-Йорка в знак протеста отказался обслуживать аэропорт, а Uber — не перестал. Пользователи решили, что это является попыткой сорвать забастовку и начали призывать всех удалять Uber со своих устройств — в соцсетях распространился хештег #deleteUber.

В результате в прошлый понедельник крупнейший конкурент компании Lyft обошел ее по загрузкам в американском App Store. Ситуацию не исправило то, что 29 января Uber заявил, что создаст фонд поддержки для водителей, пострадавших от новых миграционных правил объемом в $3 млн. Lyft пообещал потратить на схожие нужды только $1 млн. С другой стороны, беглецов из Uber не остановила даже личность инвестора Lyft Питера Тиля. За выборы он потратил больше миллиона долларов на предвыборную кампанию… Трампа.

Viber

Viber сделал бесплатными звонки между США и странами, перечисленными в указе Трампа, причем это касается и звонков с мобильного на ПК, с ПК на мобильный и т. п. Акция проходит под слоганом «мы объединяем людей, неважно откуда они». Сколько клиентов компании решили воспользоваться бесплатным сервисом пока неясно. Известно, что операторы IP-телефонии платят сотовым и фиксированным компаниям за приземление звонков, поэтому расходы явно будут достаточно существенными и не ограничатся себестоимостью передачи данных. Зато сервис явно окажется действительно полезным для сотен тысяч людей.

LinkedIn

Соцсеть LinkedIn объявила, что запускает в США свою программу помощи беженцам в трудоустройстве Welcome Talent. Программа уже работает в Швеции и Канаде. В Швеции, в частности, в программе участвует около 50 компаний, объеденных на площадке, созданной LinkedIn. Всего они трудоустроили около двух тысяч мигрантов. Также в рамках данной программы проводятся различные тренинги, облегчающие беженцам поиск работы и адаптацию к новым условиям жизни.

Spotify

Музыкальный сервис Spotify создал специальный плейлист для беженцев. К сожалению компании, значительная часть аудитории не оценила этого шага. Многие пользователи в комментариях назвали идею «тупой» и выразили сомнения, что стоило включать в плейлист песни с названиями типа Ghetto Superstar. И очевидно, что настоящим беженцам от этой акции не будет совершенно никакой пользы, в отличие от идеи, придуманной Viber.

Airbnb

Президент Airbnb Брайан Чески пообещал предоставить бесплатное жилье беженцам и «всем, кого не пустили в США по новым законам».

Представитель компании позднее пояснил, что у Airbnb есть программа поиска бесплатного жилья для жертв стихийных бедствий и катастроф, любой пользователь сервиса может заявить о готовности предоставить свое жилье пострадавшим на безвозмездной основе. В случае с беженцами предполагается использование такого же механизма.