Через 2-3 года каждая десятая карточная транзакция пройдет через mPOS-терминал

Развитие событий: Растущий рынок интернет-магазинов потянет за собой мобильный эквайринг (4 марта 2015)

Roem.ru начинает серию обзоров финтех-рынка с сегмента мобильного эквайринга — mPOS-терминалов.

Основная идея mPOS-решений — мобильные терминалы, с помощью которых можно принимать оплату банковскими картами. Специальные кард-ридеры подключаются к обычным смартфонам или планшетам — это обходится дешевле, чем переносные POS-терминалы, которые по сути являются полноценными отдельными девайсами.

Компании раздают кард-ридеры бесплатно или за весьма небольшую плату, зарабатывая на комиссии с транзакций, которые проводятся с помощью их терминалов.

Мобильный эквайринг — один из самых молодых сегментов финтеха. Наиболее активных компаний — пять штук, а всего Roem.ru насчитал 11 компаний. Независимых детальных исследований рынка нет — во многом это объясняется его юностью.

Один из лидеров рынка — компания 2can. По собственным данным компании, 2can занимает 40% рынка, рассказывает его CEO Николай Жмуренко. В этот процент включены и собственные терминалы, и те, которые 2can делает по white-label для нескольких банков.

Ближайший конкурент 2can — LifePay с 26% рынка, говорит Жмуренко. LifePay принадлежит венчурному фонду Life.Sreda, который специализируется именно на финтех-проектах. LifePay создавался внутри фонда, ему принадлежит 80% компании. По оценке фонда, доля LifePay выше — не меньше 35%.

Следующие по объему — Pay-Me (11%), работающий в партнерстве с «Билайном» и «Альфабанком» и iBox (8%), который в феврале купила Life.Sreda, чтобы чтобы объединить с LifePay в мирового игрока LifePay Global. Еще 6% приходится на российское представительство европейской SumUp, который в России работает вместе со «Связным Банком». На все остальные компании (SimplePay, Paybyway, RBK Card, PayQR, Liqpay и другие) приходится около 9%.

Оборот через mPOS в 2014 году составил 2,6 — 2,8 млрд рублей, говорит Жмуренко. Life.Sreda и Qiwi Venture называют схожие оценки — от $70 до $80 млн. Оптимистичнее всех оценивает рынок Антон Сороко, аналитик «Финама», — 20−30 млрд рублей.

Из-за низкой стартовой базы рынок mPOS показывает неплохие темпы роста — в 2014 году оборот стал выше в 9 раз по сравнению с 2013 годом, когда показатель составил всего порядка 300 млн рублей, по данным 2can. В 2012 году оборота на рынке еще не было, говорят в компании.

Компании, между тем, уже существовали. В 2012 году начала работу Яндекс.Касса под эгидой Яндекс.Денег и SellbyCell, iPay Москомприватбанка, сам 2can в это время уже получил инвестиции от Inventure Partners и партнеров.

Для сравнения, во всем мире объем транзакций составил $55 млрд в 2014 году, по данным Life.Sreda. «Это позволяет говорить о mPOS-технологии, как о серьезном конкуренте традиционным POS-решениям — особенно в тех странах, где проникновение POS-терминалов невысоко», считает генеральный директор LifePay Russia Владимир Акимов.

К перспективным рынкам в Life.Sreda относят как российский, так и рынки Восточной Азии и Южной Америки — из-за низкой конкуренции, большого количества малого и среднего бизнеса, большую комиссию банковских карт и слабую инфраструктуру по их приему.

Сегодня все компании сегмента раздали около 50 тысяч терминалов, а емкость рынка — 1 млн устройств, оценивает CEO Pay-Me Владимир Канин. Доля mPOS-оборота во всех карточных платежах в 2014 году в России — всего 0,044%, по данным 2can. Схожая доля (0,040−0,045%) была у американского mPOS-игрока Square на рынке США на третий год работы.

Доля mPOS-транзакций может вырасти до 10% уже в перспективе ближайших двух-трех лет, считает Канин, не давая своей оценки, какая доля сейчас. Суммарно оборот только по России может составлять $1−3 млрд в год, говорит он.

Не все собеседники Roem.ru оказались настроены оптимистично по поводу mPOS-рынка. «Я в целом считаю, что в России мобильный эквайринг как таковой никому особо не нужен», говорит партнер венчурного фонда Flint Capital Олег Сейдак. По его словам, единственные два заметных игрока Life.Pay и 2can «не только до сих пор не достигли объемов соответствующих поднятым инвестициям, но и в целом все больше переходят в разряд систем лояльности, CRM и упрощенных ERP, нежели собственно эквайринга».

Добавить 2 комментария

  • Ответить

    В России просто мало малого бизнеса, которому и нужен мобильный эквайринг. Здесь на рынке преобладают крупные компании, которые решают вопросы эквайринга иначе. Но распространенность mPOS в перспективе нескольких лет зависит не от этого, а от желания банковского сообщества. Здесь тоже все зависит от крупняка — если вдруг пару крупных банков решат популяризовать mPOS, то он станет ого-го каким популярным, а нет — так и нет. Life.Pay и 2can существенно сдвинуть рынок не смогут.