«Яндекс» устроил большой рекламный день своим «большим данным»

Развитие событий: "Яндекс" рассказал о завершении строительства первой очереди дата-центра в Финляндии (5 марта 2015)

Сегодня у подразделения "Яндекса" по работе с Big Data - большой день. Даже старое поисковое или самое зарабатывающее рекламное направление редко когда удостаивается сразу трех новостей за неполные сутки.

- Для Росавтодора Yandex Data Factory научился предсказывать загруженность дорог и вероятность ДТП - эта новость ушла на российскую аудиторию.

- Для Wargaming подразделение объяснило, как избежать оттока клиентов - на момент публикации выложена только в англоязычном блоге "Яндекса" (обещали исправить).

- А Intel на MWC объявил, что будет продвигать Yandex Data Factory

Технически, это не первый случай, когда "Яндекс" рассказывает о своих проектах в сфере "больших данных". Больше чем год назад Аркадий Волож рассказывал о пробах "Яндекса" на этом поле: для сотовых операторов "Яндекс" помогал предсказывать, кто из абонентов уйдет в другую компанию, для авиакомпаний - оптимизировать маршрут.

Но уж точно - сегодня был самый насыщенный день в плане количества новостей о BigData поисковика. В компании, говорят, мол, бывает, такой горячий понедельник. Но часто ли вы видели, чтобы крупные компании, торгующиеся на бирже, случайно выдавали три новости по одному направлению в день?

Можно предположить, что это рекламная компания "Яндекса" для своего нового подразделения - на кейсы клиенты придут гораздо быстрее.

Аркадий Волож на телеконференции с инвесторами две недели назад говорил, что основная идея Yandex Data Factory - применить уже имеющиеся технологии и возможности в новых регионах или других отраслях. В этом году "Яндекс" рассчитывает посмотреть, сколько контрактов и денег сможет привлечь направление, чтобы понять, куда двигаться дальше.

Правда, вряд ли "Яндекс" сможет в обозримом будущем зарабатывать на Yandex Data Factory хоть сколько-нибудь существенную часть своего дохода, даже если все пойдет хорошо. 50 млрд рублей, почти $1 млрд - выручка "Яндекса" за 2014 год - приличная цифра, которую на заказном бизнесе очень не просто достичь. Пока почти 99% этой суммы "Яндекс" получает с рекламы.

С другой стороны - "Яндекс" может не пытаться серьезно заработать на BigData, а просто найти для себя новое направление, которое можно будет упаковать и продавать более-менее массово.

Третий вариант, который, впрочем, не отменяет первые два, - "Яндекс" пытается сменить повестку дня - с жалостливой "помогите, хулиганы Google зрения "Андроидов" лишают" на боевую, мол, не поиском единым живы.

Нельзя сказать, что дела у "Яндекса" в публичном поле гладко в последнее время. В феврале "Яндекс" устал смотреть, как падает его доля поиска из-за лидерства и диктата Google на Android и подал жалобу на Google в ФАС. На "Хабре" и "Слоне" поисковик попытался объяснить широкой аудитории, зачем он это делает. Тексты, пронизанные идеей "наших бьют!", должны были призвать общественность на сторону "Яндекса".

Но что-то пошло не так - в комментариях (на "Роеме" и на "Хабре", в частности) многие явно были настроены к "Яндексу" враждебно: ему припомнили войны дистрибуции, обвинили в зависти к Google и в неспособности создать такие продукты, которыми пользователи заходят пользоваться несмотря ни на что.

Желание сменить фон в публичном поле вокруг компании вполне понятно. Желание при этом еще и немного подзаработать, развить новое, перспективное направление, впрочем, тоже. Но остается вопрос: что будет делать "Яндекс", если (когда?) ФАС не сможет ему помочь в борьбе с Google?

Добавить 3 комментария

  • Ответить

    Да, как-то много Яндекса сегодня. Вот что зачистка https://roem.ru/19-02-2015/185173/yndx-personnel-costs/ животворящая делает. Рекламный пиар отдел оживился, как говорится, захочешь удержаться еще не так распиаришься. Еще мальчик какой-то на Хабре в ТОПе рассказывает про счастье работать в Яндексе. Вот единственное, чего не хватает, так это брендирование Роема и Хабра, такие красные сердечки по бокам и гимн Яндекса на фоне (у них, естати, есть гимн)

  • Ответить
    dima5ty гасконец

    Благие вести, алиллуйя! Вот бы ещё вложились в подготовку Data Scientists на основе MOOC-ов на разных платформах и всё такое. ШАД, конечно, хорош, но нужно больше спецов хоть каких-нибудь. Расцеловал бы!