О риске владения двумя сервисами: Яндекс.Навигатор + Яндекс.Такси = обвинение двух сервисов в сговоре

В Facebook описана заурядная ошибка Яндекс.Навигатора, они изредка случаются, но так как приложение принадлежит тому же владельцу, что и сервис Яндекс.Такси, пользователи ограниченно поддержали свежую теорию заговора. Раз ошибки Навигатора (если считать ими возрастающее сверх необходимости время в пути) становятся поводом зарабатывать дополнительные деньги владельцу Яндекс.Такси, значит «для этого» заработка ошибки и «вносятся»:

Навигатор был послан, и я поехал дальше […] Как только я проехал тоннель, Я.Навигатор переложил маршрут на задуманный и время прибытия поменялось […] Разница 45 минут на маршруте длиной в несколько километров! Я задался вопросом, в чем была логика провести меня по заведомо долгому маршруту? И почему раньше такого не было, а теперь есть?

… такие маршруты начались тогда, когда в Яндекс.Такси таксисты начали использовать в своей работе такой же навигатор только со счетчиком. […] Пользователям конечно от этого плохо, а вот у таксистов время в пути с клиентом дольше, соответственно стоимость поездки дороже.

Примечание: так как на порядки большее число маршрутов прокладывается Яндекс.Навигатором без ошибок, у теории заговора не больше отношения к действительности, чем, например, у вечно модных обвинений антивирусных компаний в написании вирусов. Похожая «проблема» в мягкой форме есть в Mail.ru. Так как холдингу принадлежит масса социальных сетей, игровых площадок, мессенджеров — изменения продуктов, которые пользователям не нравятся они, зачастую, объясняют себе формулой «при Дурове такого не было» (независимый владелец был «хорошим», а перекупившая у него сервис корпорация принесла в проект «зло»). Но в Mail.ru Group хотя бы разные бренды у относительно независимых друг от друга сервисов.

Стратегия «Яндекса» иная — бренд поисковика един, хотя услуги оказывают разные компании. Начиная от Яндекс.Денег и Яндекс.Кассы, которые на 75% процентов принадлежат не поисковику, а «Сбербанку» последние три с половиной года. С 2016 года «Яндекс» разрешил ЗАО «СанСим» и ООО «Майтиколл» использовать название Яндекс.Телефония для их системы обработки клиентских звонков. 27 апреля Яндекс.Маркет и служба доставки InPost объявили, что все почтоматы InPost в России будут окрашены в фирменные цвета Маркета и на них появится логотип сервиса (в сентябре 2015 «Коммерсант» выяснил, что из капитала InPost вышла Qiwi, а спустя неделю платёжная система объявила, что будет в третий раз запускать почтоматную сеть, уже, якобы, самостоятельно, без партнёра).


P. S. Так из-за общего бренда рождаются теории заговора:

Яндекс.Навигатор так и продолжает лепить горбухи.
На прошлой неделе решил доехать от Новинского бульвара до ул. Правды по Яндекс.Навигатору, время близко к девяти вечера. Приложение проложило маршрут по внутренней стороне Садового, затем через 1-ю Берстскую улицу, на которой была просто глухая пробка. Я ее видел своими глазами. Время прибытия было 22:00. Навигатор разумеется был послан, и я поехал дальше по Садовому через тоннель, чтобы выехать на Тверскую через Малую Дмитровку и Старопименоский пер. Как только я проехал тоннель, Я.Навигатор переложил маршрут на задуманный и время прибытия поменялось на 21:16!!! Разница 45 минут на маршруте длиной в несколько километров!!!
Я задался вопросом, в чем была логика провести меня по заведомо долгому маршруту? И почему раньше такого не было, а теперь есть?
На интересную мысль меня навела сотрудница, которая тоже активно пользуется Яндекс.Навигаторм. Она заметила, что такие маршруты начались тогда, когда в Яндекс.Такси таксисты начали использовать в своей работе такой же навигатор только со счетчиком. Она обратила внимание, что это приложение начало заводить в пробки своих пользователей, разумеется и таксистов тоже. Пользователям конечно от этого плохо, а вот у таксистов время в пути с клиентом дольше, соотвественно стоимость поездки дороже.
Вот такая, очень логичная версия. Я склонен ее поддержать.

Добавить 11 комментариев

  • Ответить

    Сами таксисты пользуются Гугл картами. Если тут и есть заговор яндекса, так он скорее в том, что его нагиватор не работает в фоне. Поэтому таксистам приходится смотреть маршрут в гугле, а потом переключаться на яндекс чтобы служба шла.
    #яндексвсё

  • Ответить

    Яндекс.навигатор перестраивает маршрут, если была потеря связи. Очевидно в туннеле сигнал не ловит. За время с предыдущей постройки маршрута ситуация с пробками естественно изменилась и обновленный маршрут оказался длинее.

    Гугл карты тут не сильно помогут. Я уже около года перед каждой поездкой смотрю на маршруты обоих навигаторов и могу с хорошей уверенностью утверждать, что их показания ±одинаковые. Ошибки в прогнозах бывают и того и у другого. Показательна ситуация с недавним перекрытием улиц из-за прохода военной техники. Из центра города в Крылатское адекватные маршруты не строил ни яндекс, ни гугл. Первый предлагал маршруты по 3 часа длиной, второй предлагал ехать через очевидные мёртвые места.

  • Ответить

    Есть гипотеза, что Яндекс начал регулировать потоки транспорта, не всегда отправляя по кратчайшему маршруту. Гипотетически, если каждый автомобиль будет ехать по Я.Навигатору, то кратчайший маршрут очень быстро перестанет таковым быть.

    Остается изучать город и прокладывать маршрут самому, поглядывая на пробки.

  • Ответить

    Если подумать ещё немного, можно понять, почему эта гипотеза ошибочна. Все не едут по ЯН. Есть некая неизвестная яндексу часть, которая едет по гуглу, дубльгису, яблокартам и ещё не понять по чему. Яндекс не знает, сколько сейчас этих людей ломится к «зелёному» маршруту, на который Яндекс «не должен», как вы считаете, посылать всех. Чем меньше людей пошлёт туда яндекс, тем лучше будет кому? Конкурентам!

    Есть и более простое объяснение. Вы видите перед собой карту, на ней красным и жёлтым отмечены затруднения движения. Если у вас на глазах вам предложат худший маршрут, вы возмутитесь и проигнорируете. Обманывать с раскраской можно только очень и очень аккуратно. Как только люди увидят, что яндекс стабильно предлагает неоптимальные маршруты, они соскочат к конкурентам. Выгоднее всего яндексу предлагать оптимальные маршруты всем, а не гробить такой дорогой сервис ради того чтобы подмахнуть каким-то таксистам.

  • Ответить

    >>Гипотетически, если каждый автомобиль будет ехать по Я.Навигатору, то кратчайший маршрут очень быстро перестанет таковым быть.

    Интересная мысль. Если предположить, что всего маршрута два (упростим задачу), то периодически оптимальным будет то один, то другой маршрут. Система «Дорога-Навигатор-Водитель» будет работать как генератор с обратной связью с некой характерной постоянной времени, которая и будет определять период генерируемого сигнала — загруженности двух маршрутов. Если этот период много больше времени движения по маршруту, то проблемы нет, а если меньше — то теряется смысл оптимальности.
    Если знать параметры этой системы, то теоретически можно вносить такие предыскажения в показания навигатора, которые помогут избежать пульсации загрузок (неоптимальности загрузки) дорог. Но тогда водители перестанут верить навигаторам и… параметры системы изменятся)))
    Как выход — можно показывать не только текущий прогноз оптимального маршрута, но и ряд прогнозов прогноза на весь период движения по маршруту. Если вообще вся эта проблема не является надуманной)))

  • Ответить

    ИМХО, если все посланные машины создадут затор на зеленой улице, и она покраснеет, то навигатор перестанет туда слать новые машины. Это еще не скоро случится. Очень много людей со своим особым мнением или недостатком средств на подобные вещи.
    Я.Навигатор никогда не отличался умом и сообразительностью. Я сужу по Питеру и сравнивая с лучшим для Питера — Ситигидом. Иногда, из любопытства строя маршруты в Я.Навигаторе — стал показывать более адекватные варианты. Но все равно не годен для тех, кто ценит свое время.

  • Ответить

    Яндекс говорил в релизах, что побочный эффект от массового пользования навигаторами такой, что в целом пробки чуть быстрее рассасываются, потому что никто туда не едет и не ухудшает ситуацию.

  • Ответить

    Сергей, на практике получается некая хрень, когда город весь желто-красный: вбил адрес, ЯН дал два маршрута, 70 и 90 минут, по Садовому и по 3тк, а мой любимый маршрут в целом зеленый, по набережной, однако не предлагается. Естественно, я сразу же еду как привычнее. Внезапно происходит маленькое чудо, пересчет маршрута и время в пути, 40 минут, когда свернул безвозвратно на набережную.

    Т.е. эта тварь знает лучший маршрут и не предлагает. И за последний год мне ни разу не предложили «более лучший мех». Не надо говорить, что «обстановка меняется сиюминутно». Специально просил друга, который выезжал позже из того же места, чтобы посмотрел мой маршрут. И таки да, все те же два варианта 70 и 90 минут.

    Конкретный пример: из Медведково в терминал Шереметьево. Даже если МКАД с Ленинградкой будет наглухо стоять с временем доставки 2 часа, навигатор не предложит маршрут Осташковское ш., Грибки, Дмитровка, Шереметьво (т.н. «Пьяная дорога»), хотя там может быть весь маршрут зеленый. Кстати, ни одной камеры, можно валить на сколько дорога и погода позволяют.

    В результате, когда надо в аэропорт и таксист, глядя на навигатор, спрашивает «поедем ли по платной, через полтора часа, а не через 2?», предлагаю ехать по моему маршруту и через 40−50 минут уже на стойке регистрации. В аэропорт тариф фиксированный, так что время прибытия вызывает восторг и недоумение приезжего водителя.

    Предполагаю, что так размечен город, чтобы у магистралей был больший вес, даже если забиты под завязку. Вот и все регулирование. Спасибо, что хоть через дворы перестал предлагать.

  • Ответить

    Ну не знаю, похоже на багу. А гугл знает эти маршруты?

    Еще такое можно придумать объяснение. Вроде как ЯН никогда не должен прокладывать маршруты через дворы (потому что это запрещено в ПДД). Если так то конечно. Когда всё красное, то через дворы или по трамвайным путям (или задним ходом по встречке) может быть и быстрее.

  • Ответить

    Коллеги, т.е. с теорией вероятности вы в принципе не знакомы и считаете, что предсказанный Яндексом маршрут, обязан быть на 100% оптимальным и никак иначе, при этом Яндекс понятия не имеет, какие критерии оптимальности выделяете именно вы.