Яндекс отверг обвинения в злоупотреблении монополией — мы сильно отличаемся от Google

Развитие событий: К жалобе "Кассир.ру" в ФАС на Яндекс готовы присоединиться ещё 6 продавцов билетов (11 июля 2019)

К лету 2019 года "Колдунщики" (интерактивные ответы) Яндекса надоели 2ГИС, Avito, ivi, Profi, Кассиру.ру, ЦИАНу и сервису "ТоМесто". Яндекс сегодня в ответ на коммерческие запросы предпочитает выдавать предложения собственных "Я.сервисов" и не пускает в интерактивную выдачу сервисы конкуренты для Яндекс "дочек". Участников рынка эта ситуация не устраивает. В июле 2019 стало известно о письме перечисленных выше компаний, которое не имеет цели коррекции бизнес-модели группы компаний "Яндекс", но обозначает проблему. Одновременно сервис Кассиру.ру предпочёл решить проблему с Яндексом через антимонопольное ведомство России, ФАС.

Злоупотребления доминирующим положением на рынке систем поиска могут быть предметом расследования. Так летом 2017 года Еврокомиссия оштрафовала структуры Google на €2,42 млрд за то, что в начале результатов поиска отображались товары только собственного Google Shopping.

2 июля пресс-служба Яндекса отреагировала и рассказала про интерактивные ответы в поиске Яндекса:

(0) Яндекс никогда не понижал естественные позиции других компаний в поиске и никогда не мешал другим компаниям рекламироваться в Яндекс.Директе. Религия Поиска — пользовательские метрики, а религия Директа — равный доступ в контекстной рекламе.

(1) Колдунщики Яндекса не зафиксированы в верхней позиции, они появляются в результатах выдачи только когда они повышают качество ответа на запрос пользователя. И в этом большое отличие от антимонопольного разбирательства в Европе с сервисом Google Shopping.

(2) Мы всегда были открыты к партнерствам. В частности, мы уже однажды делали попытку предоставить более сложный и структурированный формат сниппета в поиске компаниям-партнерам (программа “Острова” 2014 года), но тогда компании не были готовы к интеграции с Поиском. При этом специальный структурированный формат, аналогичный колдунщику, существует сейчас и в Яндекс.Директе.

(3) Яндекс сейчас работает над следующей версией – новым специальным интерактивным форматом в Директе, который предоставит расширенную функциональность компаниям-партнерам. Однако по-прежнему, превыше всего остаются пользовательское метрики.

(4) В ответ мы ожидаем встречных действий компаний (в том числе от всех авторов письма). Мы надеемся, что ссылки на сервисы Яндекса смогут появиться например на выдаче Авито (Авто.ру и Яндекс.Недвижимость), на 2ГИС (Навигатор и Справочник), на IVI (Кинопоиск), на Кассире.ру и т.д.

(5) Мы бы хотели присоединиться к авторам письма и расширить список его адресатов до других компаний. Например, все мы должны получить равный доступ к выдаче поиска Гугла, Мейла и Рамблера.

(6) Мы бы хотели поддержать авторов письма и запретить запрещать доступ к ресурсам крупных рекламных сетей. В отличие от Яндекс.Директа (который допускает любых конкурентов к площадке), некоторые крупнейшие рекламные площадки (включая часть авторов письма) просто запрещают размещение конкурентов у себя.

(7) Письмо затрагивает важные проблемы, но их нужно обсуждать в контексте общих принципов взаимоотношений в отрасли. Мы всегда открыты для такой дискуссии.

Добавить 6 комментариев

  • Ответить

    Яндекс дурака валяет, если бы он сделал так, что за привилегированное место можно было бы заплатить, то уже трудно было бы туда пихать свои сервисы, акционеры яндекса могли бы задать резонный вопрос, точно ли нужно именно свои сервисы туда ставить, а не продавать эти места?

  • Ответить
    Альтер Эго

    >В отличие от Яндекс.Директа (который допускает любых конкурентов к площадке)

    Брешут как дышат.
    За пол года до запуска около/сильно/точно похожего сервиса эти ребята отклоняют все объявления. А так, в целом-та, лицемерие поисковика уже никого не удивляет.

  • Ответить

    Ну такое, вспоминаю как яндекс в суд на гугл накатал, уже в тот момент я подумал, что яндекс слегка перебарщивает с требованиями.

  • Ответить

    Вопрос даже не в резонах собственников. Если им нравится — они могут зарабатывать и поменьше, и побольше — их дело. Тут, скорее, важен сам принцип. В офлайне принцип, как можно иногда видеть, соблюдается. Например был случай, когда «Балтика» решила продавать свои напитки в банке емкостью 1 литр. Она сговорилась с производителем этих банок — и партнёры решили подобные банки никому из конкурентов не продавать, только «Балтике». К сожалению сторон производитель занимал то самое «доминирующее положение» на рынке банок. ФАС поднял переписку и выяснил, что завод банок не только не предлагал конкурентам «Балтики» новый формат банок, более того — он им прямо отказывал.
    Очень напоминает огромный, «литровый» перекрывающий весь первый экран выдачи плеер КиноПоиска, аж с автовоспроизведением! Куда невозможно попасть айвиаям. Ну, и так далее.