Цифровой спецназ и хвастушки: интервью вице-премьера Чернышенко от том, как цифровизация широко шагает по стране, а платформа «Гостех» её преобразит

Заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко рассказал CNews о том, как государство стремится обслуживать граждан цифровыми сервисами и о революционной платформе «Гостех».

Я, безусловно, говорю от имени правительства как вице-премьер, курирующий цифровое развитие, которое мы видим только в связке с высшим образованием и наукой. Этот триумвират — вузы, технологические заказчики и наука — провязывает цифра. Из этих элементов складывается национальная инновационная система.

Мы многое делаем, чтобы реализовать активно обсуждавшуюся здесь, в «Бункере» (Координационном центре Правительства — ред.), миссию клиентоцентричного правительства. Эта клиентоцентричность пришла с председателем правительства Михаилом Мишустиным из Федеральной налоговой службы, которая совершила цифровую трансформацию на основе как раз клиентоцентричного подхода, превратившись из фискального органа, налоговой полиции, — в клиентоориентированную, открытую и прозрачную организацию. В итоге ФНС приветствует отсутствие личного контакта человека с государством и его добровольное следование установленным правилам, которое стимулируется различными нефискальными средствами. Яркий пример — мы видим, как новый быстрорастущий сегмент самозанятых, работающих по упрощенной налоговой схеме, ведет к стремительному обелению традиционно серого сегмента экономики.

До конца этого года мы подключим все социально-значимые объекты, в том числе все школы. Подключение населенных пунктов до 100 и до 500 человек будет идти и дальше — за счет средств фонда универсального обслуживания, в который выделяют средства телеком-операторы. Останутся точки, куда для коммерческих компаний экономически неоправданно протягивать оптоволокно. И вот для таких удаленных мест устойчивое покрытие интернетом будет достигаться за счет спутниковых группировок, которые обеспечат покрытие в том числе арктического пути.

Конечно, мы хотим, чтобы устройства были российскими, работали на базе отечественной мобильной операционной системы «Аврора», для которой создаются планшеты и мобильные телефоны. Да, их еще надо доработать, чтобы они были конкурентоспособными, но по интерфейсу и скорости работы они уже достаточно близки к популярным у пользователей устройствам.

И здесь очень хочется избежать шельмования и популизма, когда некоторые цифровые диссиденты пытаются представить цифровизацию как некую угрозу образованию либо попытку заменить традиционное образование. Наоборот, мы его абсолютные апологеты, и считаем, что образование должно быть именно личным.

Но мы многое делаем и для стимулирования образовательных программ, рассчитанных не на людей, которые будут кодить, а на пользователей современных цифровых систем. В школах появятся двухгодичные бесплатные факультативы для обучения цифровым навыкам, в первую очередь — программированию. В 100 вузах откроются цифровые кафедры (по аналогии с военными), на которых студенты, обучающиеся на разных направлениях, параллельно с получением высшего образования смогут получить дополнительную квалификацию в сфере ИТ. Развиваем и среднее специальное профессиональное образование. Исследования показывают, что не обязательно проходить обучение все пять лет в вузе. По многим востребованными направлениям можно готовить ИТ-специалистов гораздо быстрее.

«Цифровой спецназ» работает: на недавней встрече с руководителями по цифровой трансформации я дал поручение, чтобы они начинали нести ответственность за эффективность своих подведомственных руководителей по цифровой трансформации в регионах. То есть, выстраивается сквозная вертикаль, по которой отраслевые специалисты, понимающие предметную область и обладающие ИТ-компетенциями высокого уровня, управляют цифровой трансформацией органов государственной власти на всех уровнях: муниципальном, уровне субъекта РФ и федеральном. Построена система переиспользования лучших практик. На закрытых совещаниях у нас есть так называемый раздел «хвастушек»: презентаций лучших кейсов, внедрений, решений. Создан уже депозитарий конкретных решений, которые с переходом на «Гостех» будет еще проще масштабировать.

Смысл в том, что государство получает возможности эксплуатации систем, аналогичных по уровню технологической зрелости Amazon Web Services или Microsoft Azure. «Гостех» — это облачное платформенное решение с единой средой разработки, с сервисными системами, с маркетплейсом для переиспользования лучших сервисов. Мы навсегда уйдем от традиционного способа поддержки государственных информационных систем, когда ведомства стремились сделать свой ЦОДик, накупить техники, нанять программистов и написать программу, которую надо будет постоянно обновлять.

«Гостех» — это обновляемая платформа, PaaS, ее ядро было разработано «Сбером». А «Гособлако» — инфраструктурная часть, IaaS, заточенный под PaaS.

«21 января 2020 года Дмитрий Чернышенко стал заместителем Михаила Мишустина, назначенного несколькими днями ранее председателем правительства РФ». Он курирует программу «Цифровая экономика». До этого с 2015 года он был председателем правления «Газпром Медиа».

Добавить 4 комментария

  • Ответить
    ITSOFT ITSOFT

    Сейчас всё уходит в цифру. Бизнесы уже не видят себя без интернет-магазина или иного присутствия в сети. Пандемия гонит всех из офисов на удаленку и из реального магазина в онлайн. Мы чувствуем это, дата-центры (не только наш в Тушино) растут и расширяются по всему миру. Облачным платформам доверяют не меньше, чем собственным серверам. Это касается не только чистых коммерсантов, но и госструктуры, о которых идет речь в статье.

  • Ответить

    Это замечательное Мишустинское ФНС просрало мой цифровой отчёт и целое отделение разводило руками со словами «пока компьюктер нам показывает мы будем с вас взыскивать»! И им было совершенно насрать что у меня есть от них подтверждение с их цифровой подписью что я всё сдал во время.
    Пару дней назад была новость что из цифровых книжек пропадают записи по закрытым компаниям и Пенсионный не в курсе.
    А в следующем году цифровые паспорта…

  • Ответить
    Игорь Ашманов Сам себе компания

    Предыдущая волна цифровизации, в том числе в мобильных операторах и в банках, привела к приходу цунами мошенничества.
    Если обоснованно предположить, что из «службы безопасности Сбербанка» многим гражданам РФ позвонили за 2−3 года несколько раз, то это миллиарды звонков, даже не сотни миллионов.

    Граждан никто не защитил. Вообще. Они остались один на один с криминалом.

    Только позже, вяло, в реагирующем режиме, чиновники и банкиры стали мямлить про разные «меры» — работу операторов с подставными номерами, отъём сотрудниками ФСИН мобильников в зонах и т. п.

    Статьи начали писать, что граждане сами виноваты, надо, мол, иметь «цифровую грамотность» (это типа совета носить с собой короткоствол, когда полиция не работает).

    По сути, государство, правоохранители, банки, а также цифровизаторы всех мастей — оказались на несколько шагов позади криминала, не в состоянии предугадать последствия своей цифровизации.

    Или вообще идут с ним вместе, под ручку.
    Данные же кто-то сливает. Если ФИО + номер телефона можно было украсть или купить у мобильных операторов (что и было сделано, судя по всему, какой там беспредел с персданными — мы знаем), то сведения о наличии кредита, прекращении его обслуживания заёмщиком, вплоть до номера кредитного договора — украсть/купить можно было только в банках.

    Ну и кто за это ответил? Где увольнения? Где уголовные дела?
    Где посадки, как говорит президент?
    Где показательные процессы?
    Где хотя бы публичные покаяния за этот эпохальный косяк, объяснения и рассказы о том, как будут улучшены системы безопасности?

    Вместо этого — «похер, пляшем!».

    А давайте теперь биометрию введём, в масштабе всей страны! Вот где будет безопасность!!!
    Ага. В эпоху дипфейков, когда системы авторизации Амазона и Микрософта распознают биометрический фейк в 25−30% случаев. Опять никто и ни в одном госоргане не пытается предугадать развитие событий, риски.

    Просто давят, что надо. Они так и говорят в своих постановлениях: «у нас есть задача ускорить сбор биометрии». Почему? Ну задача есть.

    Пароль, номер телефона, даже ФИО можно в конце концов сменить. А биометрию — нет. Когда её сольёт коррумпированный сисадмин Сбербанка или мэрии — это будет навсегда. Да, впрочем, лицо можно снять и просто на улице или в офисе.

    Потом ещё начнут сливать эту биометрию в те же базы, которые распознают лица на улице. Отдал биометрию — теперь твой путь по городу известен. Митинг, поездка к любовнице, … ну и так далее.
    Из этого успешного примера потом сделают «закрытые хвастушки», очевидно.

  • Ответить

    Принято считать, что управлять на верхнем уровне ИТ-компаниями частного бизнеса и ИТ-процессами государства может любой хороший управленец. А с другой стороны в ряде общественно-ответственных и потенциально опасных профессиональных сообществах управляющий состав состоит в подавляющем числе только из выходцев из этих сообществ — армия, медицина, полиция.

    Управленец, не знакомый на практике с рисками того, чем он управляет, не сможет полноценно оценить их и принять взвешенное долгосрочное решение. А потенциальные риски, которые несет современному обществу ИТ, вполне сопоставимы с военными и медицинскими.

    Ситуация в общем-то характерная для всего мира, к сожалению.

Для добавления комментария войдите или зарегистрируйтесь.