«Яндекс» и Mail.ru, основатель Ivi.ru о законопроекте МКС: «Он вредный»

Развитие событий: Ассоциация «Интернет-видео» предлагает обсудить закон об онлайн-кинотеатрах в Госдуме (28 ноября)

Олег Туманов, основатель онлайн-кинотеатра ivi.ru высказался о инициативе Медиа-Коммуникационного Союза регулировать онлайн-кинотеатры. Слова Туманова распостранило агентство Rambler News Service:

По большому счету, законопроект (по регулированию онлайн-кинотеатров и мессенджеров. — RNS) в части онлайн-кинотеатров не содержит никаких регулирующих норм, кроме ограничения иностранного владения. То есть тем самым он резко подрывает привлекательность этого сегмента для инвестиций и существенным образом наносит ущерб тем инвесторам, которые верили в этот сегмент и сделали в него инвестиции. Поэтому он вредный.

Уже известен пример, где из-за инициатив МКС заморожены иностранные инвестиции. В России так и не начал работать китайский кинотеатр LeEco → Roem.ru

Никаких регулирующих норм в этом законопроекте нет вообще. Соблюдение налогового и уголовного законодательства, закона о защите детей — для этого не нужно разрабатывать отдельный законопроект. А определить, что такое онлайн-кинотеатры, чтобы отделять нас от пиратов, — это вообще несерьезный разговор.

В том виде, в котором мы видели законопроект в последний раз, он вреден как для всей интернет-отрасли, так и для инвестиционного климата. Можно выработать другие способы, которые на законодательном уровне будут содействовать развитию отрасли и стимулировать потребление национального и легального контента. Мы направили наши предложения в Медиакоммуникационный союз.

Свои оценки законопроекту МКС дали «Яндекс» и Mail.ru Group — главные интернет-компании предпочли отправить их не в Союз, а министру связи.

Mail.Ru: «Медиа-Коммуникационный Союз» бьёт по российским мессенджерам и видеосервисам → Roem.ru

В частности «Яндекс» заявил:

На наш взгляд, регулирование, предлагаемое МКС, является избыточным.

Во-первых, современная связь — это не только мобильный телефон, и не всегда договор с оператором мобильной связи. Так, предлагается проводить идентификацию пользователей, при обмене ими сообщениями в сети, по номеру телефона. Предполагается, что обязательная идентификация поможет повысить безопасность граждан и государства. Но контроль за коммуникациями уже есть и регулируется существующем законодательством. Избыточные нормы только усложнят, ограничат работу сервисов и спровоцируют отток пользователей к иностранным проектам. Например, все, кто сегодня переписывается и созванивается без использования услуг операторов фиксированной или мобильной связи, рискуют остаться без привычных способов общения. Эти люди не прекратят обмениваться сообщениями — они просто уйдут к тем, кто не подпадает под данное регулирование.

Во-вторых, законопроект негативно повлияет на конкуренцию в России. Законопроектом предлагается ограничить долю участия иностранного капитала в аудиовизуальных сервисах. Напомним, что многие российские сервисы, которые только вышли на рынок и начали развиваться, имеют иностранные инвестиции, с чем и связано присутствие иностранных компаний среди их владельцев, и необходимость реструктуризации собственников может привести к оттоку инвестиций, и, как следствие, к их уходу с российского рынка. Это ограничит доступ российской аудитории к лицензионному видеоконтенту и приведет к оттоку пользователей на пиратские ресурсы.

И, наконец, формулировки законопроекта настолько расплывчаты, что законопроект может коснуться практически любого сервиса. В том числе и поисковых сервисов, которые сами не размещают и не распространяют контент. Инициатива приравнивает поисковые системы, которые предлагают пользователям просматривать видеоконтент в поисковой выдаче, к аудиовизульным сервисам, возлагая на них обязанности, например, по премодерации контента. Эта инициатива некорректна и противоречит здравому смыслу. Поисковые системы не являются распространителями информации, и это уже сложившаяся практика, подтверждённая судами, и разделяемая государственными органами. Это касается распространения любого контента, в том числе видео. В поисковых результатах видео всегда воспроизводится с сайта-источника, к которому сами поисковые системы никакого отношения не имеют. Они не могут классифицировать контент, оценивать его содержание, в том числе на предмет соответствия законодательству.

Очевидно, что поправки делу не помогут, и мы разделяем мнение коллег из Mail.ru — законопроект может навредить многим российским проектам, усложнит жизнь пользователей, при этом все ключевые задачи, о которых говорят инициаторы, уже решаются в рамках текущего законодательства.