Марк Завадский

“Человек года – это российский интернет-покупатель”

2015-й стал первым “московским годом” для главы российских бизнесов Aliexpress и Alibaba Марка Завадского – и переломным для отечественного е-коммерса. Отчасти, это не совпадение

Успех года: все ушли в онлайн

Мне кажется, год стал переломным для электронной коммерции в России. Большинство крупных игроков из оффлайна сместили акценты на онлайн: монобренды открывают собственные магазины, многие начинают сотрудничать с нами и другими маркетплейсами.

Пока екоммерс - это 3% от всего ритейла, а его доля в трансграничной торговле меньше одного процента. Но потенциал огромный.

В 2015-м даже для самых консервативных компаний стало очевидно, что будущее торговли - за интернетом.

Тренды года: маркетплейсы и «атаки клонов»

В российском екоммерсе о своих маркетплейсах заявили многие. Логика понятна – в условиях кризиса эта модель намного лучше подходит для масштабирования бизнеса, чем традиционная онлайн-торговля. Но при кажущейся легкости, управление маркетплэйсами требует особой экспертизы. Интересно будет посмотреть, “выстрелят” ли эти проекты в 2016-м.

Второй тренд я бы назвал “атакой клонов”. Успех AliExpress широко освещался в китайской прессе, и мы видим все больше новых проектов, которые сотрудничают с теми же компаниями, что и мы, и запускают похожие проекты. Пока у них не все получается, но главное, что все это увеличивает долю интернет-торговли в экономике. И не скрою, нам нравится быть законодателями моды в этом направлении.

Надежда года: экспорт через интернет

Один из проектов этого года, которым я особенно горжусь – это запуск первого российского магазина на нашей площадке Tmall Global. Уверен, это только первая ласточка, в следующем году масштабы экспорта из России в Китай с помощью инструментов электронной коммерции будут куда выше.

Человек года: российский покупатель  

Я, наверное, назову человеком года российского интернет-покупателя. Это был точно самый важный человек для нас в этом году.

Запуск года: Carprice

Мне нравится Carprice. И, в целом, я очень внимательно слежу за начинаниями Оскара Хартманна.

Сделки года: Avito и South China Morning Post

Для рынка в России интересной историей стала покупка Check Out - если Avito удастся интегрировать сервис доставки как дополнительную услугу, это может серьезно усилить функционал этой площадки.

А для меня лично большим объявлением стала новость, что Alibaba покупает ведущую англоязычную газету Азии -  гонконгскую South China Morning Post. Я жил в Гонконге много лет и даже запускал совместные проекты с этим изданием.

Стартапы года: DO-RA и Fibrum

Это победители AliExpress Challenge - нашего совместного конкурса со Сколково. Здорово, что в России думают не только об инновациях, но и о том, как сделать удобный для конечного пользователя продукт.

По конкурсу же видна основная проблема российских инноваций – пока российская инновационная продукция дороже китайской. Вам нужно сокращать производственные издержки.

CEO года: Дмитрий Страшнов

Мне очень нравится, что он делает в «Почте России». Видно, что компания меняется - хоть этот проект, безусловно, не на один год.

Инструмент года: Smartreading

Это приложение – очень удобный инструмент для того, чтобы быть в курсе мирового non-fiction.

Успех компании: GR и партнерская экосистема

В этом году у топ-менеджмента Alibaba впервые появилась возможность пообщаться напрямую с руководством России - на ПМЭФ и всемирном интернет-форуме в Учжене.

В остальном, мы упрочили свое положение в России: в первую очередь, за счет большей локализации бизнеса и развития партнерской экосистемы, которую создаем годами. Вот что появилось в 2015-м:

  • российский маркетплейс внутри «АлиЭкспресс» - было непросто, но мы справились в короткий срок,
    логистический проект с SPSR и информационная интеграция с Почтой России,
  • новые платежные методы – и впервые наличными,
  • оффлайновый павильон Ali в Москве и сеть гарантийных салонов по России (салоны предлагают ремонт телефонов, купленных на AliExpress),
  • оффлайновые рекламные кампании в разных городах России – автобусы в Новосибирске и Екатеринбурге с Яндекс.Деньгами, велорикши и Формула-3000 с SPSR, плакаты в отделениях Почты России.

Каждый из этих проектов в отдельности, возможно, не столь важен для нашего бизнеса. Но вместе они помогли создать партнерскую экосистему, без которой наше дальнейшее развитие было бы невозможным.

Личный итог года: большая любовь

2015-й стал для меня первым за последние десять лет годом, полностью проведенным в родной Москве. И я рад, что я его провел рядом с любимой женщиной – Ириной Сорокиной, которая, к тому же, в этом году получила премию «Аристос» как лучший менеджер России на китайском направлении. Ира, спасибо тебе за все!

Добавить 4 комментария