Николай Заярный рассказал «Секрет Фирмы», как заваливалась Eviterra?

Николай Заярный в «Секрете Фирмы Коммерсанта» рассказывает «Почему умер его тревел-стартап Eviterra».

Я более 10 лет работал веб-мастером … руководителем проектов. В какой-то момент захотелось сделать что-то свое. Бизнес-ангелов мы нашли. Это были не очень большие деньги — меньше миллиона долларов, сотни тысяч. Не имея никакого опыта на рынке OTA (online travel agency), мы запустили сервис, который делал то, что не умел тогда делать ни один российский сайт. Мы задали некую планку качества продукта для российского рынка OTA.

Деньги клиентов проходили следующий путь. Пользователь оплачивал перелёт. Мы принимали деньги и выписывали билет. В заранее оговоренный срок (обычно раз в 10 дней) мы расплачивались с консолидаторами — компаниями, у которых были агентские договоренности с авиакомпаниями. Мы же в этой цепочке выступали субагентами. Себе мы оставляли комиссию 4−5%.

В 2012−13 году ситуация на рынке OTA стала меняться. Денег на маркетинг у нас не было. Поэтому для обеспечения роста аудитории и продаж нужно было активнее присутствовать в метапоисковиках. Но скоро выяснилось, что и этого недостаточно. Чтобы продолжать расти, нам пришлось повторить прием конкурентов: мы научились выписывать билеты и давать скидки через иностранных агентов. Но обратной стороной нашего роста стал кассовый разрыв. В это время мы вели переговоры с венчурными инвесторами. Казалось, еще чуть-чуть — и мы привлечем деньги и найдем выход.

В конце 2013 года у нас обострились отношения с консолидатором «Авиа Центр». Проблема состояла в том, что мы стали слишком большими. Средний размер нашего платежа в 2013 году составлял больше 100 млн руб. В 2011 году он был 4−6 млн руб. И тут произошло то, что я предвидел, но с чем не мог ничего сделать: в предновогодний период естественная активность людей, покупающих билеты, в интернете стала спадать. Ситуация с кассовым разрывом усугубилась в конце 2013 года он стал расти лавинообразно.

27 декабря начался кромешный ад. Мы не смогли внести часть платежа за вторую декаду декабря, и «Авиа Центр» отключил нас от возможности выписки новых билетов. 31 декабря, несмотря на то что мы за день до этого хоть и с опозданием, но расплатились с «Авиа Центром», началась аннуляция билетов.

Сергей Богачев, генеральный директор компании «Авиа Центр»:

— С 31 декабря гендиректор Eviterra Николай Заярный перестал отвечать на наши звонки и фактически скрылся. По непроверенной информации, в начале января он покинул пределы России. Долг Eviterra перед «Авиа Центром» превышает 165 млн руб.

Источник: «Секрет Фирмы»

Добавить 10 комментариев

  • Ответить

    Комиссия 4−5%? Кассовый разрыв? Да это не бизнес-модель, а казино. У Букинга средняя комиссия 15−20% и оплата после пребывания. Не удивительно, что всё упало.

  • Ответить

    «Одни только пени, которые мы платили, — это миллионы рублей.» «Зарплаты, операционные расходы, плата метапоискам быстро загнали нас в ловушку. Больше продаешь — больше платишь метапоискам, больше нанимаешь операторов в call-центр, больше минусуешь.» «пришлось установить очень большие скидки и начать продавать билеты себе в убыток.» «не общались с пассажирами, не уведомляли их о том, как им действовать дальше. На самом деле мы просто не знали, как им действовать!»

  • Ответить
    shmutz пользователь сервисов

    ничего не понял. получали деньги потом (95−96 процентов полученных денег!!) отдавали через 10 дней по договоренности. Откуда кассовый разрыв? То есть были непроизводственные траты? траты на неправильно рассчитанный (возможный?) рост доходов?

  • Ответить

    Компания занималась тем, что занимала рынок, а не зарабатывала деньги. И тут бизнес модель дала трещину! Оказалось, что она не работает, если у вас нет миллионов от инвесторов.

  • Ответить
    AndreyOs Ostankino

    «- Денег на маркетинг у нас не было. Поэтому для обеспечения роста аудитории и продаж нужно было активнее присутствовать в метапоисковиках» Не фига себе, с таким оборотом и денег на маркетинг не было. А что на маркетинг надо много денег?! Выдели немного денег на контент и покупатель к тебе придёт сам. Очевидно под словом маркетингом понимается Яндекс-директ?! (тогда конечно надо очень много денег) Кстати отличная история которую надо подробно рассказывать на курсах интернет-маркетинга.

  • Ответить

    А тем временем в конце февраля на kad.arbitr.ru без лишней шумихи появился новый иск против эвитерры, на этот раз от ООО ПЭЙЮ Сумма претензий чуть больше 15 миллионов рублей. http://kad.arbitr.ru/Card/0e8a19d6-b6e8−4bb7-a8a9−1255bf356637 Ждем новых пострадавших юриков. Невыплаты по _агентским договорам_ (т.е. фактически уже после получения денег от покупателя) в случае интернет-бизнеса просто шокируют. Материальных рисков нет: фура на трассе не перевернется, таможня груз не задержит, судно в шторм и в лед не попадет, арендные платежи тоже не внезапно повышаются, а по заранее согласованному договору. Откуда такие огромные дыры — загадка.