Недобросовестные онлайн-магазины и маркетплейсы будут блокировать на уровне доменного имени

Роспотребнадзор опубликовал на портале regulation.gov.ru поправки к закону "О защите прав потребителей" и Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), согласно которым не предоставляющие покупателям информацию о товаре и продавце интернет-магазины и товарные агрегаторы необходимо временно блокировать. На это обратил внимание "Коммерсантъ".

В ведомстве считают, что у интернет-магазинов есть "многочисленные злоупотребления и правонарушения", за которые их не привлечь к ответственности из-за отсутствия необходимого юридического статуса. Роспотребнадзор предлагает закрепить в законе "О защите прав потребителей" термин "поставщик" как самостоятельный субъект ответственности и предусмотреть в КоАП возможность временной блокировки сайтов-нарушителей на уровне доменного имени.

"По экспертным оценкам в 2014 году оборот рынка российской Интернет-торговли вырос на 31% и достиг 713 млрд. руб. Покупки через Интернет совершили 40 млн. человек из 73 млн. его пользователей в России. Каждый пятый покупатель оформлял заказ, используя мобильный телефон, а доля покупок, оплаченных банковской картой, возросла до 61,7%. При этом 80 млн. покупок на 6 млрд. долл. США пришлись на зарубежные Интернет-магазины, в результате чего доля трансграничной торговли в сфере «электронной коммерции» составила 30%", — из пояснительной записки.

Представитель Роспотребнадзора Анна Сергеева говорит, что это черновой вариант законопроекта и добавляет:

"В компетенции Роспотребнадзора есть полномочия приостанавливать деятельность обычных магазинов на 30, 60 и 90 дней, если они нарушают закон. Интернет-магазины — такие же субъекты торговли, для них не должно быть исключений".

Роспотребнадзор объявил о намерении ввести онлайн-магазины в правовую среду ещё в середине июня. Особенно принятия закона сыграет в пользу маркетплейсов, например "Яндекс.Маркета". Именно от него крупные белые интернет-магазины требовали проверять соответствие мелких и средних магазинов на полную законность работы. «Яндекс» проверять не мог и не имел права, а главное — не имел права требовать закрытия магазинов. Единственное, что он мог сделать — может отключить их у себя. Если функцию контроля возьмет на себя Роспотребнадзор, то часть вопросов к Яндекс.Маркету и другим агрегаторам отпадет.

Добавить 12 комментариев

  • Ответить

    Не понятно, с какой стороны это поможет Маркету. Наличие информации о продавце Маркет проверяет еще на этапе добавления магазина. Наличие товаров, цены в рублях и их корректность также проверяет Служба Контроля Качества Маркета. Проблема Маркета была и остается в магазинах, торгующих серым товаром (то есть магазины вполне легальные, но товар ввезен на территорию РФ без уплаты таможенных пошлин). В том виде в котором сформулирована причина запрета, она вообще никак не поможет Маркету. Или Роспотребнадзор будет каждый домен проверять и выяснять серый товар или белый?

  • Ответить

    «Серый» — это не про пошлины, а про те вещи, что ввозят добродетельные продавцы, не являющиеся, при этом, авторизованными производителем.

    Допустим на мобильные телефоны — вообще никаких таможенных пошлин нет, нулевые. Поэтому, с точки зрения покупателя, надо покупать у тех, кто понравился. Потому что это патриотично — больше денег остаётся в стране и даже продавец не работает на заморского дядю, не слушается дядю, а всё больше работает на себя.

  • Ответить

    Для ввезенного «без уплаты таможенных пошлин» есть вполне конкретное определение — контрабанда, там никакие доп. законы для регуляции не надо, можно в момент кого угодно закрыть в прямом и переносном смысле и сейчас.
    А серый это когда есть официальный дистрибьютер поставляющий товар в страну по соглашению с производителем и торгующий им с тройной наценкой, а есть нормальные продавцы, закупающие этот товар в третьих странах и вполне легально их сюда ввозящие, растамаживающие, но продающие скажем не с тройной, а только с двойной наценкой.

    Так вот уроды лобирующие эти поправки с подачи известных ассоциаций хотят чтобы последних не было и чтобы мы по-прежнему как лохи платили за все оттуда в 3 раза дороже чем в любой другой стране …

  • Ответить

    Маркету это поможет очень просто: маркет на все жалобы будет отвечать «пишите в спортлото, они там повадились интернетом рулить, пусть и расхлебывают».

  • Ответить

    Эти поправки могут замедлить развитие информационных проектов, что не есть хорошо… В той редакции, в которой они сейчас существуют, каждый интернет-магазин, агрегатор (Wikimart, Яндекс-маркет и др) обязаны размещать информацию о каждом товаре: об основных потребительских свойствах товара, об адресе продавца (поставщика), о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (поставщика, изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение продавца (поставщика) о заключении договора. Так что, Яндекс не сможет сказать — пишите в спортлото.

  • Ответить

    Я не уверен что основные нарушители сидят в онлайн. Товар везде одинаковый и котрафакта как раз больше в традиционной рознице. Но этотИМХО и не так страшно — да нарушили права владельца бренда, но владельцы всегда помалкивают и не лезут в разборки. Вот что плохо — в онлайн полно всякого го»»на — под видом чудодейственных лекарств продаётся. И истории разные откровенно фальсифицируются (типа пришёл Галкин и купил для Пугачевой средство для похудения). Вот такому вранью в оффлайн аналогов нет — это типично онлайн развод. И эти сайты однозначно надо закрывать — за не добросовестную рекламу и обман покупателей которым продают плацебо или вредные для здоровья добавки. С этого и надо начинать. А то что джинсы не Вранглер — или там одеколон не тот — это плохо но не смертельно. В оффлайне на рынках полно такого барахла и чиновников из Роспотребнадзора я там не вижу

  • Ответить

    > Вот такому вранью в оффлайн аналогов нет — это типично онлайн развод.

    Вы не видели, что печатают в бесплатно раздаваемых газетках «на правах рекламы» (а бывает, что и газеты целиком, посвященные тому, «как нам помог прибор ХХХ»).
    Не то, чтобы я против мочить этих деятелей, но вряд ли это реально — с «сертификатами» у них все нормально, а доказать очевидное, что очередной последователь Петрика нагло парит людям мозги, почему-то не очень получается в современной реальности.

  • Ответить

    > И эти сайты однозначно надо закрывать

    Не волнуйтесь, компетентные органы разберутся и закроют всех, кого (им) надо.

  • Ответить

    делом бы лучше занялись, чем микросайты блокировать. вот на рынок любой (продуктовый) прийти — там одни вопросы. Почему цены одинаковые и товар однотипный? где живые крестьяне а не перекупщики? кто и как руководит рынками — особенно крупными? и проч.