Пятница. ФАС отвечает про алкоголь в интернете

Недавние поправки в Закон о рекламе, касающиеся рекламы алкоголя в Интернете, вызвали бурную реакцию рынка не только фактом внезапного лишения площадок части рекламных денег, а алкобрендов — еще одного канала маркетинга. Возникла масса вопросов по поводу конкретных ситуаций и применения в них новых регуляционных норм. «Ведомости» обеспокоились судьбой сайтов алкогольных компаний. Рекламщики начали наперебой сочинять списки способов все же порекламировать алкоголь в Интернете и не попасть под санкции. Пользователи удивлялись, продолжая встречать рекламу виски и пива в «Фейсбуке».

Ответы на возникающие вопросы следовало искать у организации, которая будет контролировать соблюдение новых норм — Федеральной Антимонопольной Службы России. Редакция Roem.ru запросила у ФАС комментарий и получила ответ. Жирным шрифтом мы выделили наиболее важные для понимания моменты.

Вопросы Roem.ru

  1. Как именно вы будете проверять выполнение закона? Сейчас в социальных сетях по-прежнему можно увидеть рекламу продуктов, брендов из алкогольной сферы, сообществ, посвященных таким брендам, приложений или игр, созданных с целью их продвижения.
  2. Если вы обнаружите рекламу алкоголя на каком-то сайте, кто будет наказан — тот, кто рекламируется или тот, кто рекламирует? Как именно наказан?
  3. Попадают ли под запрет сайты компаний-производителей алкоголя, ликероводочных заводов (kristall.ru) и т. п. А если это будет сайт в иной доменной зоне, нежели .ru, на нероссийском хостинге?
  4. Будет ли считаться рекламой пост в Живом Журнале, в котором, допустим, рассказывается о понравившемся автору вине (пример поста)? Если такой пост выходит в топ, он получает весьма большую аудиторию. Такие посты часто бывают оплачены, но иногда и не бывают. Что вы будете делать, если поступит информация о такой записи?
  5. Мобильные сайты, приложения могут быть посвящены алкоголю и содержать его рекламу?
  6. В социальных сетях есть функция «подарки» — за деньги можно другу отправить картинку. Среди подарков встречаются изображения бутылки шампанского, кружки пива и т. п. Как такие подарки согласуются с законом? А продакт-плейсмент в браузерных или казуальных играх?
  7. Считаются ли рекламой алкоголя выкладываемые пользователями видеоролики со сценами употребления, алкопродукцией в кадре?
  8. Могут ли сейчас интернет-магазины (utkonos.ru или специализированные) продавать алкоголь? Могут ли они на сайте объявлять скидки на алкоголь, проводить какие-то акции с участием таких товаров?
  9. Собираетесь ли как-то бороться с так называемой партизанской рекламой — когда за созданием контента стоят специалисты и маркетинговые цели, но выглядит он как созданный и распространяемый простыми пользователями?
  10. Какова может быть судьба подобных групп: http://vk.com/number1000000? Будете ли вы просить администрацию соцсети их блокировать?

Ответы ФАС

1. Понятие Интернета в законодательстве Российской Федерации не содержится, однако в литературе под Интернетом понимается всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на базе протокола IP и маршрутизации IP-пакетов. Посредством данной системы распространяется информация различных форматов и на различных языках. В практике использования сети Интернет выделяют Рунет, как русскоязычную часть всемирной сети Интернет.

Поскольку сеть Интернет не содержит ограничений в отношении территории, с которой возможно осуществить доступ к размещённой в данной сети информации, то с компьютера пользователя, расположенного на территории Российской Федерации, возможно получить доступ к информации, размещённой в различных странах мира.

Вместе с тем, учитывая особенности правового регулирования в сети Интернет, а также признание Рунета в качестве «виртуальной территории Российской Федерации», ФАС России полагает, что для целей применения статьи 21 Федерального закона «О рекламе» под рекламой, распространённой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», понимается реклама, размещённая на Интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах .SU, .RU и .РФ., а также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в России.

Установить лицо, являющееся владельцем (администратором) сайта, можно обратившись к регистратору доменных имён, который осуществил регистрацию данного сайта на определённое лицо. Установить регистратора сайта в зоне Рунета можно через справочный сервис www.cctld.ru. или www.кц.рф. В зонах .NET, .ORG, .COM — через справочный сервис www.whois.net. Обратившись к регистратору возможно получить наименование и контактные данные лица-владельца (администратора) сайта в сети Интернета.

2. Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» несёт рекламораспространитель, которым в соответствии со статьёй 3 данного закона является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Поскольку владелец (администратор) сайта осуществляет наполнение данного сайта информацией и обладает правами модератора размещаемой информации, то именно он должен признаваться рекламораспространителем в случае выявления рекламы, размещённой на данном сайте, соответственно он должен нести ответственность в случае выявления нарушения части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» на данном сайте.

3. Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама — это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вместе с тем, согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещённая на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т. п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Соответственно, не будет подпадать под понятие рекламы сайт производителя или продавца алкогольной продукции, на котором в том числе будет приведён ассортимент производимых или реализуемых товаров.

4. В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Федеральный закон не распространяется на упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера. Таким образом, информация, размещенная в блоге пользователя сети Интернет, мобильных приложениях для телефонов, играх и пр., в каждом отдельном случае подлежит оценке на предмет органичной интегрированности сведений о товаре в произведение

5. Само по себе сообщество (группа) в социальной сети, принадлежащая производителю или продавцу алкогольной продукции, не может быть признано рекламой. Однако правомерность распространения информации о данном сообществе также требует дополнительной оценки на предмет соответствия законодательству о рекламе с учетом всех обстоятельств распространения такой информации, формы представления информации и содержащихся в сообщении сведений.

Добавить 11 комментариев

  • Ответить
    Альтер Эго

    > Поскольку владелец (администратор) сайта осуществляет наполнение данного сайта информацией и обладает правами модератора размещаемой информации, то именно он должен признаваться рекламораспространителем Бред! Т.е. платформы вроде Google Adwords/РСЯ при этом будут белые и пушистые?

  • Ответить
    Альтер Эго

    Сенсация! Оказывается, ВНЕЗАПНО, если не валяться на полу в припадке «бред-бред-бред!!!111», а написать в государственный орган, он отвечает и дает вполне разумные ответы. Так что можно сначала писать, а потом уже устраивать припадок на полу! Это новое в правозащитном движении!

  • Ответить
    Альтер Эго

    Разумность тех ответов не может отменить всех возможностей сети… способной обойти любые попытки регулирования и превратить в бред почти любую разумность.

  • Ответить

    Особенно радует формулировка в каждом отдельном случае подлежит оценке на предмет органичной интегрированности сведений о товаре в произведение. И как же уважаемый ФАС посоветует жить сообществам любителей вина, например? С рекламой — черт с ней, а если само сообщество существует на фундаменте обсуждения конкретной слабоалкогольной продукции? Замучают «оцениванием на предмет интегрированности сведений о товаре в произведение»?

  • Ответить

    Зачем «замучают»? Как с большинством сертификаций — оплачиваете в кассе по тарифу, товар предоставлять не обязательно.

  • Ответить

    1. Понятие Интернета в законодательстве Российской Федерации не содержится, однако в литературе под Интернетом понимается всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на базе протокола IP и маршрутизации IP-пакетов. ВОт сейчас, после такого ответа официального органа все алкогольные бренды должны резко поддержать ФИДО с хтмл, которую какой-то жж-юзер (запамятовал, сорри) пропагандировал. Даешь финансовые вливания в фидорунет, пока его не охватило законодательство!

  • Ответить
    Sergei Erjemin VentureBox

    Я понял так: «Покупайте водку в нашем магазине» — реклама! Запрещено! «Водка в нашем магазине 120 руб, со скидкой 25%" - информирование о хозяйственной деятельности.

  • Ответить
    Sergei Erjemin VentureBox

    А еще надо выпустить «Водка Мерзская» или пиво «Удар по почкам» и проблема решена. Это уже не реклама, а добросовестное информирование…