Лисовский, CEO Maps.me: Зачем Uber нужен свой картографический проект

На днях стало известно, что сервис такси Uber потратит полмиллиарда долларов на разработку собственных карт. Редакция «Роем!» попросила руководителя картографического сервиса Maps.me Евгения Лисовского рассказать, зачем компании нужны свои карты. Лисовский показывает, сколько тратит Uber на карты Google сейчас, как можно снизить эту цену, какими будут карты от Uber и даже как это может помочь Maps.me.

Евгений Лисовский

Наверное, у многих возникает вопрос: зачем отказываться от Google Maps, если Google владеет долей в Uber. Но доля эта весьма скромная и на момент сделки в 2013 году оценивалась примерно в 7,6%. Google тогда вложил $258M при оценке стоимости Uber примерно в $3,4 млдр. Очевидно что Uber, как и прочие сервисы, использующие SDK Google, платят деньги за использование Maps API (расценки), а на объемах Uber деньги это немалые.

По нашим оценкам, на сегодняшний день MAU Uber может достигать 40 миллионов. 1000 запросов стоят $0,5. Будем считать что 1 пользователь пользуется Uber 4 раза в месяц в среднем по всему миру, за каждый раз совершает по 20 манипуляций с картой (любое движение карты, поиск, маршрут — все считается). Получается 4*20 в месяц на уника = 4*20*40 000 000 = 3 200 000 000 запросов к API. Итого сумма, в которую обходится использование API, = (4 800 000 000/1000) * $0,5 = $1 600 000 ежемесячно. Наверняка Google делает для Uber значительную скидку от базового тарифа, но это все равно будут сотни тысяч долларов в месяц и миллионы в год.

Помимо этого, использование SDK Google Maps — это еще и обогащение данных Google по пробкам и в целом локационным данным пользователя, так нужных для уточнения таргетинга для рекламы. А данные — это нефть 21 века. На данных по пробкам можно весьма неплохо зарабатывать, продавая их всевозможным навигационным системам в виде платного доступа к API. В довесок ко всему картографические данные Google по ряду развивающихся стран весьма и весьма скудные, зачастую есть только основные магистрали и отсутствует информация о домах и заведениях и уж тем более о подъездах.

Как коммерческой компании сделать свои подробные карты всего мира?

Короткий ответ — это невозможно. А точнее — это будет безумно дорого и экономически нецелесообразно. Нельзя просто так взять снимки из космоса и нарисовать подробную карту мира с улицами, домами, заведениями, достопримечательностями и т. п. Как минимум вам нужно будет где-то взять названия улиц, номера домов, индексы, названия заведений и прочее, и прочее. И все это нужно на 30 языках. $500 млн на это точно не хватит.

Google Maps — глубоко убыточный проект и тратит порядка $500 млн ежегодно. Один только запуск Street View обошелся в сумму около $2 млрд. А теперь представьте, что данные постоянно устаревают и их надо обновлять — это нескончаемые затраты. Для Google это сервис для пользователей Android, в который он продолжает вбухивать деньги.

Капзатраты и операционные расходы: как Uber обманул вселенную

Что же тогда имеют в виду Uber под «своими картами»?

Я считаю, что на старте это будет комбинация данных от разных поставщиков, о чем говорит присутствие представителей Uber на недавней конференции State of The Map организованной сообществом открытых карт OpenStreetMap.org и недавней сделкой (ноябрь 2015) с TomTom. По условиям сделки, Uber будет получать данные как по картам, так и по пробкам. Чем хороши данные карт OpenStreetMap — это открытый проект, данные из которого можно использовать совершенно бесплатно по лицензии ODBL (карты Maps.me работают именно на OSM). В отличие от TomTom, который так же, как и Google, берет деньги за доступ к API.

Однако OSM — это только карты, пробок там нет и SDK никакого нет. Зато TomTom — лучший в мире по пробкам. Вполне хорошая комбинация для старта: экономия на картографических данных и, вероятно, хорошие условия по трафику от TomTom на весь мир. Получается данные карт можно взять у OSM, пробки от TomTom, но остается разработать собственный движок, который должен включать в себя геокодер (поиск), построение маршрутов, голосовое сопровождение и прочие функции навигатора.

Для этих целей Uber еще в марте 2015 года купил компанию DeCarta, которая уже имеет все, что нужно. На сайте компании также видно, что DeCarta умеет работать сразу с несколькими провайдерами данных карт — тут и TomTom, и Nokia/HERE, и OpenStreetMap, и еще более 10 поставщиков данных карт. И все же переход от Google Maps, на мой взгляд, будет плавный: сперва Uber перейдет на «свои» карты в регионах, где данные Google совсем плохие, а потом, в процессе развития данных OSM, и в регионах, где Google Maps хороши.

Очень хочется верить, что Uber будет контрибьютить данные, получаемые о обрабатываемые со своих автомобилей, в OSM. Это логично, ибо конкуретное преимущество сервиса не в точности карт, а в скорости подачи такси и цене. Даже если конкуренты Uber также начнут использовать данные OSM, это не даст им никакого преимущества.

Почему на Западе таксисты бастуют против Uber, а у Яндекса это еще впереди

Как может измениться будущее картографии?

Очевидно, что будущее за открытыми картами, поскольку собственные карты надо постоянно поддерживать в актуальном состоянии за свой счет и это огромные затраты. Как Uber это будет делать? Я бы каждому Uber таксисту субсидировал камеру 360, устанавливаемую на машину. Всего у Uber порядка 300к таксистов, купить каждому камеру за $100 — это примерно $30 млн. При этом данные с камеры будут поступать в Uber, где он их будет обрабатывать и отправлять в OSM (количество полос у дорог, качество покрытия, знаки, ограничения и прочее). Таким образом Uber решит проблему постоянного обновления данных карт.

Однако недостаточно иметь данные только дорог и домов, ведь в большинстве случаев люди ищут не адрес, а название заведения. Тем и хорош OSM, что в него контрибьютят очень много компаний и в том числе Maps.me. На сегодняшний день функционал редактирования данных на картах в Maps.me стал самым популярным инструментом в OSM по добавлению информации о заведениях. Около 40% редакторов OSM используют Maps.me, и это только начало. Для нас начало работы Uber с OSM будет огромным плюсом, как и наше развитие будет плюсом для Uber. В этом и суть открытых карт: все вкладываются в развитие и все выигрывают.

Однако данные по пробкам, которые будет собирать Uber, он сможет либо дополнительно монетизировать либо отдавать их в TomTom в обмен на существенные скидки на использование API TomTom. Очевидно в будущем Uber сможет вообще отказаться от сторонних серсвисов по трафику и будет использовать только свои данные.

Не даром на прошедшей в июле конференции State of The Map в Сиэтле выступали и представители Facebook, которые уже разрабатывают алгоритмы распознавания дорог и домов на спутниковых снимках за счет нейросетей для OSM. Помимо прочего там были Miscrosoft — они бесплатно предоставляют снимки из космоса Bing. Но чем так хорош OSM? Тем, что информацию туда заносят люди, которые отлично знают свои окрестности. Именно поэтому там есть подробная информация о заведениях, подъездах.

Что касается самоуправляемых машин, то очевидно, что для навигации им нужны весьма точные и подробные карты. Этого Uber достигнет за счет своих данных с камер 360 и развития OSM. Maps.me же наполняет карты точными данными по заведениям, что дает синергетический эффект. Таким образом OSM станут самыми подробными и точными картами мира, которые в последствии и будут использоваться универсальными роботами будущего, а не только роботами-автомобилями.

Часть инвестируемой суммы, очевидно, пойдет на развитие технологий распознавания объектов как с камер, так и со спутниковых снимков. Очень надеюсь что эти данные попадут в OSM.

Если резюмировать всё это, то я очень надеюсь на то, что Uber перейдет на карты OSM, начнет помогать нам развивать их. Применение этих данных важно не только для Uber, но и для всего человечества. Если вы хотите сделать свой вклад в развитие открытых карт — регистрируйтесь в сообществе и обновляйте данные через Maps.me.

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Eugene Lisovskiy MAPS.ME

    Дело в том, большинство осмеров (OSM редакторов) ранее мапили в основном дороги и дома и в основном по снимкам со спутника. Это очень важная часть работы, но дороги и дома перестраивают и сносят куда реже чем меняются заведения вокруг. OSM не хватало так называемого local knowledge, или как их называют гугл «местные эксперты». Эти местные эксперты — казуальные маперы. Они не будут пользоваться JOSM или iD или османдом, для них это все сложно. Но миллион этих казуальшиков способен постоянно актуализировать данные о заведениях. А свежесть данных о местах — это именно то что нужно обычному массовому пользователю. В этом секрет успеха TripAdvisor. Но тут есть побочный эффект — казуальшики ошибаются чаще профессиональных осмеров. Но это пожалуй меньшее из бед. Куда хуже будет если ОСМ загнется под напором «местных экспертов» от Google maps. А ведь гугл наступает… Как то так ;)

  • Контекст комментария

    BigBrother Helmet-A

    Угу, приходили уберовцы ко мне (мы тут довольно заметный игрок на региональном рынке spatial data).

    Данные гугля — действительно во многих странах далеко не дотягивают даже до уровня плинтуса, впрочем — OSM не сильно лучше. Кстати, данные из OSM прут они постоянно и помногу (пару раз специально ловушки оставлял — попались).

    Что касается платы за API — все не так однозначно, делать и поддерживать свою картографию как бы не дороже получится. Но есть и вторая сторона — для компаний такого масштаба очень больно и рискованно зависеть от чужого бизнеса, так что, думаю, это просто вопрос снижения рисков.

Добавить 26 комментариев

  • Ответить

    Вы ошибаетесь, считая, что в убере и вообще в такси водитель ищет заведения, а не адреса. И второе — как ежедневно пользующийся навигаторами, скажу однозначно — манипуляций при одной поездке не 20, а 3−4. Пользуясь случаем, прошу в maps.me сделать закрепление ярлыка на панели текущих задач. Выделила необходимость при возврате к программе заново искать ее в списке. На ходу это неудобно, и просто опасно.

  • Ответить

    Дело в том, большинство осмеров (OSM редакторов) ранее мапили в основном дороги и дома и в основном по снимкам со спутника. Это очень важная часть работы, но дороги и дома перестраивают и сносят куда реже чем меняются заведения вокруг. OSM не хватало так называемого local knowledge, или как их называют гугл «местные эксперты». Эти местные эксперты — казуальные маперы. Они не будут пользоваться JOSM или iD или османдом, для них это все сложно. Но миллион этих казуальшиков способен постоянно актуализировать данные о заведениях. А свежесть данных о местах — это именно то что нужно обычному массовому пользователю. В этом секрет успеха TripAdvisor. Но тут есть побочный эффект — казуальшики ошибаются чаще профессиональных осмеров. Но это пожалуй меньшее из бед. Куда хуже будет если ОСМ загнется под напором «местных экспертов» от Google maps. А ведь гугл наступает… Как то так ;)

  • Ответить
    BigBrother Helmet-A

    Угу, приходили уберовцы ко мне (мы тут довольно заметный игрок на региональном рынке spatial data).

    Данные гугля — действительно во многих странах далеко не дотягивают даже до уровня плинтуса, впрочем — OSM не сильно лучше. Кстати, данные из OSM прут они постоянно и помногу (пару раз специально ловушки оставлял — попались).

    Что касается платы за API — все не так однозначно, делать и поддерживать свою картографию как бы не дороже получится. Но есть и вторая сторона — для компаний такого масштаба очень больно и рискованно зависеть от чужого бизнеса, так что, думаю, это просто вопрос снижения рисков.

  • Ответить

    Забыли упомянуть, что 40% правок это по большей части порча данных OpenStreetMap. Пользователи думают, что меняют названия для себя и локально, а это всё заливается на сервера.

  • Ответить

    Гугль не тырит данные, он покупает их у местных картографов. В России это, преимущественно, «ГИС Инновация», известная умением стянуть всё, что плохо лежит (см. http://gis-lab.info/forum/viewtopic.php?f=1&t=12438#p78571). Как раз их и ловили на заимствовании данных OSM. В таких случаях нужно обязательно писать в гугль («Send feedback» справа внизу, «Report a data problem»): они довольно оперативно заменяют краденые данные на нормальные, от «Даты+".

  • Ответить

    У нас франшиза полностью на республику Крым, и мы работаем в основном с рекламой. Ну у вас хорошее и удобнее приложение чего не хватает и нашему приложению. Вот и интересно возможно ли нам объединиться касаемо всего Крыма.

  • Ответить

    Валить все на поставщиков — удобная позиция, сам так делал (причем так и было, на самом деле), но нет — во-первых репутационные издержки никто не отменяет, а во-вторых декларируется, что по этому региону карта от самого Гугля (и это, скорее всего, так — данные им никто из известных мне поставщиков не продает).

    Их подразделение в Индии, которое карты редактирует, не первый раз у же на этом ловят.

  • Ответить

    Ну их корова тоже бы особо не мычала.
    Три года прошу добавить в редактор отдельные правила редактирования для авто и мото. Воз и ныне там.
    Поэтому велосипедистам в Азии пользоваться OSM сильно не советую — на самом деле, все запреты там для мото, а не для велосипедов.

  • Ответить
    Махинов Виталий 2Товарища

    Кто гонит на maps.me, тот дурак, простите. Мы тут 2 месяца делали свои карты на основе osm. Вектор, webgl, геокодер, всё своё. И это алес, товарищи. maps.me делает колоссальный труд, критиковать их за то, что кто-то там на форуме что-то писал глупо.

  • Ответить

    зачем это все? никаких проблем ни с такси ни еще с чем нету и небыло. Поднял палец или вызвал машину — сел поехал. Приехал, заплатил, дал еще и чай -я всегда даю — 10%.
    В небольших населеных пунктах — там и есть 3 дороги, нафиг навигацыя, в Мск — я сам эксперт, знаю каждый закоулок.

  • Ответить

    > Мы тут 2 месяца делали свои карты на основе osm.
    Молодцы, что. Надеюсь с монашками и шахматами субпиксельным рендерингом и динамической маршрутизацией с промежуточными точками?

    А ругают их очень за дело. Дали обезьянам в руки гранату, причем замаскировали ее под маффин.
    Это все равно, если бы Вконтактик внезапно разрешил бы всем редактировать чужие посты и комментарии.

  • Ответить

    Ну не гони про каждый закоулок. Давай, только по чесноку — шеф, до Динамовской улицы подбросишь? Куда поедешь, знаток? А если по существу темы, то только понторезы спасут картографию. Интерактивность, и еще раз Интерактивность. Приехал куда-нибудь, сфотографируй, запости. Сто раз запостил — почетный вейзер, тысячу- билет на Мальту. Это дешевле гугломобилей

  • Ответить

    > то только понторезы спасут картографию

    Скорее покемоны, и я не шучу — столько халявных геоданных Гугль никогда не получал. Только вот они же не будут их без обработки для всех вываливать, правда?

    А гугломобили уже почти прошлое — после появления дешевых панорамных камер. Посмотри на авторство streetview — во многих местах будешь удивлен.

  • Ответить

    Виталий, а вы тогда кто, если не разобравшись в сути проблемы тут гоните на других? Претензия к maps.me одна: она слишком легко позволяет портить данные OpenStreetMap. А эти данные — работа многих людей на протяжении лет. И если вы сами берёте за основу эти данные, то это вам же потом будут писать пользователи и жаловаться на хреновые карты!

  • Ответить

    Ух ты, а как вы догадались, именно с субпиксельным рендерингом и динамичской маршрутизацией. Мы навигатор для дальнобойщиков делали, нужно было оффлайн, чтобы быстро и весило мало.

    За какое дело их ругают? За то, что они популяризируют карты?

  • Ответить

    > Дальше можно не продолжать, понятно.

    Карты оффлайн, маршрутизация динамическая, что не понятно? Или если карты оффлайн, то и приложение должно быть оффлайн? Или наоборот, если данные с сети идут, то и карту надо оттуда тянуть обязательно?

    > За то, что они перепутали личные заметки своих пользователей с вандализмом картосновы.

    Ну сделайте правильно, чтобы и удобно было и качественно.
    Ребята сделали удобный и простой инструмент, любой может дополнять карты. digg.com тоже долго обвиняли в том, что ленту новостей по факту генерят сами пользователи. А теперь это стандарт и ширпотреб.

  • Ответить

    Парни, не ссорьтесь, мы в maps.me всегда за здоровую аргументированную критику, главное чтобы был принцип «критикуя — предлагай, предлагая — делай!» :)
    Разумеется мы прекрасно знаем про проблему осознанного/неосознанного вандализма, она есть абсолютно в любом краудсорсинговом проекте. Стоит отметить что % «плохих» правок у нас незначительный, но в абсолютных значениях он будет расти с ростом количества редакторов.

    Что мы планируем с этим делать?
    1. Доработать UX, чтобы пользователи не путали личные заметки и правки на карте.
    2. Разработать алгоритмы защиты от вандализма (до отправки в ОСМ) и коллаборативной валидации.
    3. Работать над вовлечением «хороших» редакторов (программа лояльности, бейджики, ништяки и все такое прочее).

    Вы же понимаете, что «нельзя просто так взять и отнести кольцо в Мордор» :)
    В общем, о проблемах знаем, работаем над этим.
    Кто еще не пробовал мапить POI через maps.me — рекомендую попробовать.

    К 2019 году мы планируем иметь около 1 млн «казуальных» редакторов в maps.me ну и конечно часть из них пополнит ряды продвинутых осмеров :)

  • Ответить

    Да тут, собственно, никто и не ссорится, так, легкий троллинг.
    Виталию просто стоит задуматься о том, что он еще про это не знает.

    Что за maps.me — я за любой движняк и конкуренцию, Яндекс зажрался в очередной раз, так что двигайте Навигатор с рынка и индустрию заодно. Тем более — вы глобальные.

    Что касается апдейтов OSM — ну вы сами все поняли. Кстати, а лицензия на катографию есть? А то, как и у Яндекса в свое время, слегка незаконно получается в России это делать.

    Ну и — я сейчас не могу посмотреть (у меня при попытке апдейта приложения загрузка наглухо вешается на 4,52Mb, кстати — к поддержке, думаю) — но промежуточные точки-то хоть в маршрут добавили? А то случаи разные бывают, например — кривые данные на OSM и прочее.

    И отдельно — просто интересно — зачем веб-карты убили? По экспертизе поддержку и обновления не потянули, или это КОНЦЕПЦИЯ была?