Андрей Себрант: в городах с населением меньше 100К (это половина РФ) людям не нужна информация

У нас есть статистика частоты запросов в Яндексе в зависимости от размеров населенного пункта. В пунктах с населением меньше ста тысяч человек проживает почти половина страны. При этом частота обращений — любых! — к поисковой системе там в 10−15 раз меньше, чем в крупных городах. Не то, чтобы эти люди не знали, где найти информацию, она им просто не нужна.

Источник: директор по маркетингу Яндекса Андрей Себрант в «Новой Газете»

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Владимир Чиликов ЮграДирект

    Попробую разобрать проблему со своей колокольни. В ХМАО-Югре с доступом в Интернет все в порядке, но малое количество нормальных местных сайтов, по коммерческим запросам делают поиск часто бессмысленным. В итоге чтобы найти стоматологию проще либо у знакомых спросить рекомендацию, либо посмотреть в 2gis. Там где компании начинают делать местные сайты заметен хороший рост запросов: доставка еды, ремонт компьютеров, доставка цветов, туризм, авиабилеты. Не будем забывать, что в ХМАО города рабочие, а интересы синих и белых воротничков сильно различаются. Также нужно учесть, что доступный быстрый интернет появился не так давно (около 4 лет назад), что не может не сказаться на уровне пользователей. Думаю это можно отнести и к другим малым и слабо населенным территориям России.

Добавить 20 комментариев

  • Ответить

    И почему сразу начинаешь думать про «цифровое неравенство»? Статистика любопытная, хотя ведь есть всякие мелкие Пущино, Протвино, Дубна и прочие буквы алфавита, для которых это точно должно быть не верно. Как-то не очень все это убедительно без деталей, короче.

  • Ответить

    Это не «5−6 городов», а 5−6 областей. Ну и качество этого графика — отдельная история. Вот какой-нибудь «Мегафон, центральный регион» (условное название) поди раздает из одного пула адреса и в Москве и в Костроме. Ну и пишут все в Москву. Не в Кострому же. Отсюда получаются всякие приколы, вроде вот этого: http://www.liveinternet.ru/i/s/04q0P8.png Самара — 4% пользователей (в 2011)? Мне смешно.

  • Ответить

    Я же не спорю с модой. Но соседние бины посмотреть хочется. Да и по той же отдельно взятой Москве было бы интересно посмотреть распределение (в осях «частота обращений» — «количество пользователей»).

  • Ответить

    По опыту работы с Чукоткой это не так. Просто интернет в части регионов до сих пор помегабайтный или настолько дорогой, что не в каждом доме есть. Местные провайдеры исправляют это локальными торрентами, сайтами по интересам и т. д., куда сливаются диски всех приезжающих. Если даже забраться в глубокое Подмосковье — там ничего кроме Edge или тотально дорого Ростелекома нет.

  • Ответить

    Ростелеком был первым (и долго единственным) провайдером, кто дал в глубоком Подмосковье (правда город чуть побольше 100К) анлим. Сегодня за 30 Мбит/с я плачу 550 руб/мес. Это несколько дороже, чем в Москве, но в ней абсолютно всё дешевле чем в России, так что это дело привычное. Сама сумма в 550 рублей вообще никак не похожа на тотальную дороговизну. На Чукотке у меня больше 10 лет жили друзья и там — там да. Только Абрамович по сути и проводил интернет вахтовому и автохонному населению. Куда мог. Проблема в том, что даже во втором по размерам городе Чукотки живёт всего 5 тысяч человек (а в столице 14 тысяч). Бросить туда провод стоит миллиард. На эти деньги можно подключить сто обычных городов, где живёт куча жителей. Короче — Чукотка неправильный пример. Кроме того, как я заметил, они дико лазают по магазинам, по компаниям доставки контейнерами и вот этому всему. Им информация (например о товарах) очень нужна. По естественным причинам. Своего производства и широкой торговли нету. Но 5−14 тысяч человек в масштабах РФ статистику исправить неспособны.

  • Ответить

    +1 to lexa Сегодня однокурсник прислал письмо, посмотрел ip’шник по whois’у — какой-то wlan московского Билайна, но я-то знаю, что писал он из Краснодара. А Билайн в Краснодаре — крупнейший интернет-провайдер.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Мобильный интернет попутал геотаргетинг у Яндекса? Мой отец из деревни выходит в интернет, но ip-адрес у него, как у столичного жителя. К тому же он стал пользователем сети не так давно и чаще находит нужное ему в Одноклассниках. Он очень редко пользуется поиском. Возможно в глубинку интернет пришел поздно, и людей в мелких городах совершенно иная модель поведения в сети?

  • Ответить

    Ну, как минимум, в маленьких городах сильно меньше коммерческих запросов: чтобы купить шины, надо не выдачу прошерстить, а объехать 2−3 точки, которые и так все знают.

  • Ответить

    Пора обновлять раздел риски в документах SEC. @Антон Бородин неразвитая офлайн торговля должна обеспечивать большое число запросов, а не наоборот. Магазины в провинции не продают многих вещей. Если ничего не запрашивают и не пытаются купить через сеть — это говорит, скорее, о доходах в городе.

  • Ответить
    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    Вы в Москве паяльник через интернет найдите. Нет, правда — найдёте. Но он будет где-нибудь в часе езды и в получасе ходьбы от метро. При этом в мелком городе проблема решается походом в единственный хозмаг. Если паяльник есть — хорошо. Если нет — ну значит нет, у соседа надо одолжить, не бегать же по всему городу из-за какого-то паяльника. Так жители мелких городов экономят время для жизни благодаря отсутствию интернета.

  • Ответить

    Иван Ильин, > неразвитая офлайн торговля должна обеспечивать большое число запросов, а не наоборот. не забывайте про такой момент неразвитости, как доставка. как раз в маленьких городах наблюдаю, что люди в поисках покупок — не на яндекс-маркете или поисковике, а на локальном сайте «совместных закупок» с точкой выдачи рядом с собой, а продвинутые — постоянно на каком-нибудь алиэкспрессе с ультранизкими ценами, раз уж доставка почтой.

  • Ответить

    Слово «информация» не имеет смысла. По Себранту это обращения к поиску Яндекса. Однако поток с IVI или «Первого Канала», френд-лента VK.com, залитые на YouTube «приколы с училкой», Skype — тоже «информация». Но немонетизируемая поисковыми страницами Яндекса. Половина пользователей России платит за медиа или за мессенджер, а вовсе не за поиск. Намекает Себрант. Ведь и жители маленьких городов используют коннект, а не просто делают взносы Ростелекомам.

  • Ответить
    Владимир Чиликов ЮграДирект

    Попробую разобрать проблему со своей колокольни. В ХМАО-Югре с доступом в Интернет все в порядке, но малое количество нормальных местных сайтов, по коммерческим запросам делают поиск часто бессмысленным. В итоге чтобы найти стоматологию проще либо у знакомых спросить рекомендацию, либо посмотреть в 2gis. Там где компании начинают делать местные сайты заметен хороший рост запросов: доставка еды, ремонт компьютеров, доставка цветов, туризм, авиабилеты. Не будем забывать, что в ХМАО города рабочие, а интересы синих и белых воротничков сильно различаются. Также нужно учесть, что доступный быстрый интернет появился не так давно (около 4 лет назад), что не может не сказаться на уровне пользователей. Думаю это можно отнести и к другим малым и слабо населенным территориям России.

  • Ответить

    В Омской области с интернетом слава «Ростелекому» всё хорошо. Что касается маленьких городов и деревень в регионе, то на мой взгляд у нас большинство пользуется смартфонами (android/iOS). Даже я бывая в той же Тавричанке ищу номер такси через интернет и как не странно я его нахожу. Аналитика Яндекса не уместна в данном случае так как большинство на мой взгляд пользователей сети моего региона отдают предпочтение Google. Но есть и обратная статистика, например в новых смартфонах установлен поиск по дефолту Яндекса. Даже частенько встречаю что пользователи на стационарном ПК пользуются Google, а с PDA устройств Яндексом. Компетентность пользователей в сфере IT нулевая, например подавляющее большинство называют Google, Яндекс браузером. Теперь о интересах пользователей в глубинке Омской области, самые основные сайты это одноклассники, ВК, МойМир (тут сконцентрирована аудитория 12−28 лет). Далее омичам интересны игры, фильмы, музыка. Так как 2гис у нас появился раньше чем в европейской России, у нас если требуется найти адрес какой нить ищут именно там. Товары в большинстве случаев ищут на авито, ВК, ОК, это удобно и Яндексу такая аналитика недоступна. Вообще социальные сети как мне кажется генерят по меньшей мере 10−15% продаж в рунете, потому как тут идёт прямой контакт с продавцом и можно посоветоваться с другими покупателями. P. S. Мои домыслы и наблюдения могут быть неверными.

  • Ответить

    Тут какая-то странная логика, очень натянутый вывод. Через наш поисковик люди мало ищут — им не нужна информация. По такой же логике — в нашем магазине не покупают продукты — люди не хотят есть.