Аркадий Волож: «Придумать массовый сервис — магия, но внутри большая математика и инженерия»

Развитие событий: "Спутник" займется BigData-проектами "Ростелекома" (19 февраля 2015)

В свежем "Секрете Фирмы" вышло интервью Аркадия Воложа - о том, что такое поиск сегодня, чем он отличается от вчерашнего, как "Яндекс" учится зарабатывать на заказной обработке больших объемов данных и как завоевывает Турцию.

Почему "Яндекс" не сильно отличается от социальной сети:

Поиск — это уже большая социальная сеть. Когда вы приходите искать на "Яндекс", вы, сами того не замечая, пользуетесь услугами других людей. Вы задаете новый для вас вопрос, а на самом деле до вас 150 человек это уже спросили. И по вашему поведению (по тому, какие сайты вы посещаете) мы понимаем, как именно вы похожи на других пользователей, хотя мы не знаем, кто вы и кто они. Мы даем вам ответ, который кому-то уже больше всего подошел. То есть поисковик выстраивает кратковременные социальные связи пользователя с группой таких же, как он.

Чего люди ждут от поиска:

...от поисковой системы люди ждут сегодня не информации, а конкретных действий. Когда я набираю в поисковой строке "Москва — Стамбул", я хочу нажать на кнопку, распечатать билет и улететь в Стамбул. Поиск, который мы сейчас развиваем, обслуживает этот большой сдвиг. Концепция "Островов" ровно об этом.

О том, как "Яндекс" будет и не будет заниматься электронной коммерцией:

— На рынке ходят слухи, что "Яндекс" собирается заняться электронной коммерцией. Это так?

— Нет, если под электронной коммерцией понимать физическую доставку товаров и логистику.

— То есть грузовички с логотипом "Яндекса" по дорогам бегать не будут?

— Даже если это будут грузовички с логотипом "Яндекса", это будут не наши грузовички. Это важно. В то, что не умеем делать, стараемся не лезть. Мы в электронной коммерции всегда немножко в стороне от процесса. Мы — диспетчеры. Вам надо купить книжку? Это вот сюда. Телевизор? Это вот там. Правда, мы сейчас уходим глубже: конкуренция нас вынуждает.

О магии сервисов, физике серверов и математике больших данных:

Придумать массовый сервис — магия, но внутри большая математика и инженерия. Мы умеем обращаться с большим количеством серверов. Это десятки мегаватт электричества, охлаждение, целые серверные улицы. В прошлом году мы запустили большой дата-центр в Рязанской области на 50 МВт, сейчас мы строим дата-центр на 50 МВт в Финляндии. Дата-центры есть у многих, но не все умеют загрузить, выгрузить и отсортировать петабайты данных. Следующий уровень — создание алгоритмов, позволяющих извлечь что-то полезное из этих данных. На подобное способны немногие: по моим оценкам, не более десятка компаний в мире.

О поиске вчера и сегодня:

...нынешний поиск сильно отличается от того, что было пять лет назад. Резких улучшений, десятипроцентных скачков, в нашей отрасли не бывает. Изменения происходят незаметно, но по песчинке за много лет накопаны горы.

О "Яндексе" в геологоразведке...

Нашему совместному с компанией "Сейсмотек" (25% акций "Сейсмотека" "Яндекс" приобрел за $1 млн летом 2012 года.— СФ) предприятию "Терра" уже полтора года. У наших партнеров постоянно появляются вычислительные задачи, а мы им предоставили наши распределенные системы. Сейчас за четыре часа считается то, на что раньше уходило 26 дней. Результат — приток новых контрактов. Уже есть заказы от нефтяных компаний: российской "Роснефти", норвежской Statoil.

В геологоразведке мы уже получаем первые миллионы, еще не сотни миллионов. Конечно, у "Яндекса" выручка больше миллиарда, но миллионы в новой области нам интересны.

...а также в сотовых компаниях, самолетах и банках:

В прошлом году мы по просьбе одного из операторов мобильной связи сделали прогноз, кто из его абонентов может уйти к другому оператору. Заказчик проверил — действительно, ушли. Сказал: молодцы, вот вам свежие данные, теперь скажите, кто в следующем месяце уйдет.

Кроме того, мы работаем над задачей анализа данных в реальном времени. Например, в современном самолете тысячи датчиков во время полета измеряют давление, температуру, вибрацию и прочее. По этим данным можно лучше просчитать маршрут и сэкономить 2% горючего. А 2% горючего в мире — это миллиарды долларов в год.

Пример из банковской сферы: туристы, приезжающие в Европу, приходят к банкомату и в 30% случаев получают отказ, им не выдают деньги по соображениям безопасности. Нам предложили: проанализируйте эти данные и помогите снизить процент отказов хотя бы до 25%. Мы понимаем, что, если поможем кому-то сэкономить миллиарды, мы сами сможем зарабатывать сотни миллионов.

О второй молодости на турецком рынке:

В России мы немножко разбаловались, живем в тепличных условиях. Полезно оказалось иметь новый рынок, где ты никто и звать тебя никак. ...Выяснилось, что в Турции не было серьезных картографических сервисов, и наши "Карты", "Панорамы", "Яндекс.Пробки" оказались востребованы. "Пробки" — вообще хит, в Стамбуле заторы на дорогах не менее серьезная проблема, чем в Москве. Другой хит — "Яндекс.Навигатор", который строит маршруты в объезд пробок. Прилетаешь в Стамбул, спрашиваешь у таксистов: знаете "Яндекс"? Конечно, отвечают: "Яндекс.Пробки", "Яндекс.Навигатор". Главная картографическая компания Турции сегодня — это "Яндекс". ... Турецкий офис — это стартап, очень похожий на "Яндекс" образца 1997-1998 годов. Мы, когда начинали, не были первыми. Были "Рамблер", "Апорт", Mail.ru, а мы были новичками. Сейчас такое же ощущение в Турции. Это как вторая молодость.

Добавить 1 комментарий

  • Ответить

    Он, конечно, упрощает, но тенденция: «…от поисковой системы люди ждут сегодня не информации, а конкретных действий. Когда я набираю в поисковой строке «Москва — Стамбул», я хочу нажать на кнопку, распечатать билет и улететь в Стамбул. Поиск, который мы сейчас развиваем, обслуживает этот большой сдвиг.» 1. Посмотреть, сколько лететь до Стамбула 2. Узнать, когда прилетит туда родственник, который сегодня улетает 3. Трудно-ли доехать на машине 4. Сколько примерно стоят билеты. Ну, летом, июнь-июль где-то…