«Секрет Фирмы» предрёк Irr.ru вечное 2-е место

«Секрет Фирмы» рассказал историю Irr.ru и предрёк сервису вечное 2-е место или неорганический рост.

В 2009 году Макарон отошел от управления компанией (100% он c партнерами продал раньше — на пике стоимость превышала $1 млрд), а у Irr.ru появился мощный конкурент. «Никто в России не воспринимал всерьез то, что Avito может вырасти в одного из главных интернет-игроков, — говорит гендир совладелец Avito Нордландер.— Так что основной причиной нашего успеха было бездействие конкурентов на фоне нашей бурной и казавшейся им глупой активности».

В начале 2011 года «бездействие» закончилось. «Раньше покупать квартиру любовнице было неудобно, — сетовал диктор ТВ-рекламы.— Теперь удобно! На новом сайте „Из рук в руки“ в разделе „Недвижимость“». Сначала эффект был отличный: посещаемость Irr.ru выросла на 30%, но удержать аудиторию не удалось. Интернет-маркетолог Эльбрус Гасанов пришёл к выводу, что Irr.ru поспешил: «В рекламе говорили, что на сайте „теперь стало удобно“, а на самом деле удобно не стало». В нише хорошим показателем считается 25−30% отказов. На практике их было 60%. Сократив поисковый путь пользователя Irr.ru улучшил показатель отказов до приемлемого уровня — 40%.

Бюджет холдинга на 2012 год уже был утвержден, но Гасанов настоял на пересмотре. Он добился увеличения расходов на разработку в 2 раза — до $50 тыс. в месяц. Расходы на продвижение Irr.ru, в том числе на закупку контекстного трафика, выросли в 10 раз — по словам участников рынка, они теперь сопоставимы с расходами Avito, это более $2 млн в месяц.

Основным источником дохода Irr.ru была баннерная реклама (60% в структуре доходов). Новый топ-менеджер решил сменить стратегию: «Наш хлеб — это объявления», — заявил он. Большинство объявлений бесплатные, но они обеспечивают стабильный трафик. Менеджерам по продажам увеличили премии за компании-партнеры, которые регулярно размещают серии платных объявлений. Теперь медийная реклама и «премиум-объявления» приносят одинаковое количество денег — по 40% от дохода онлайна (еще 20% приходится на текстографическую рекламу и объявления в платные рубрики).

В 2012 году Irr.ru стал догонять Avito. В феврале 2013 года у Irr.ru аудитория выросла, а у Avito — немного сократилась. Старожил показал, что имеет шансы догнать новичка. Стремительное развитие Avito обходится дорого. В портал с 2007 года вложено более $170 млн, а на операционную прибыльность компания вышла только в конце 2013-го. Irr же хоть и теряла выручку, но при этом зарабатывала: в 2012 году рентабельность по EBITDA составила 14,6%.

Весной 2013 года Avito объединилась со Slando.ru. Аудитория Avito в декабре 2013 года составила почти 24 млн человек в месяц, у Irr.ru — 8,9 млн. Похоже, несмотря на все нововведения, шансы догнать лидера рынка за счет органического роста у Irr.ru невелики. Первопроходцу предстоит или скупать конкурентов, или довольствоваться вторым местом.

Источник: Ъ-Секрет фирмы — Печать зла

2014 год IRR.ru начал с «наведения порядка».