Растущий рынок интернет-магазинов потянет за собой мобильный эквайринг

Развитие событий: Российский рынок мобильного эквайринга: громких событий почти нет, но перспективы весьма радужные (6 марта 2015)

Roem.ru продолжает серию обзоров финтеха рынка России и mPOS в частности. В этом материале — расскажем об особенностях работы сервисов мобильного эквайринга в России. Какие бизнес-модели есть на рынке, какие клиенты — самые-самые для mPOS, и как государство помогает (или мешает) отрасли.

Бизнес-модель и новые конкуренты

Основной источник заработка mPOS-сервисов — комиссия со всех транзакций, которые проходят через кард-ридер. Различие отчасти проявляется в решении — продавать mPOS-терминалы или отдавать их бесплатно, отмечает руководитель фонда Qiwi Ventures Ольга Туржанская.

Кроме того, некоторые mPOS-компании, например, LifePay, стараются создать экосистемы вокруг себя, говорит она. Они предлагают клиенту комплиментарные услуги, создавая, таким образом, дополнительную ценность, что тоже становится частью бизнес-модели.

В целом же российский рынок mPOS еще только формируется, и пока рано говорить о том, какая бизнес-модель взлетела, а какая нет, говорит Туржанская.

Хотя в ближайшие годы стоит ждать активного роста mPOS — во многом за счет быстрого развития e-commerce, добавляет аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко. Мобильный эквайринг дает магазинам существенный бонус перед конкурентами, так что растущий сегмент e-commerce понянет за собой и mPOS.

При этом вряд ли на рынке появится кто-то новый, говорит основатель сервиса 2сan Николай Жмуренко — слишком много барьеров, скорее — кто-то будет уходить с рынка или объединятся с другими игроками: «такие переговоры начались в прошлом году и продолжаются сейчас».

Кто продолжит попытки — так это банки, считает он. Но нормально работать они смогут только в партнерстве с mPOS-операторами, которые возьмут на себя нестандартное для банков общение с клиентами.

Без партнеров у банков действительно мало шансов, согласен генеральный директор Pay Me Владимир Канин. Во многом потому, что рынок mPOS — это рынок малого предпринимательства, с которым банки не умеют работать и в котором не очень заинтересованы. Симбиоз же банков и mPOS — самый продуктивный, каждый занимается тем, что у него получается хорошо.

Клиенты

Интерес к технологии mPOS проявляют те сегменты бизнеса, которым традиционный эквайринг по разным причинам неудобен, говорит руководитель проекта мобильных терминалов Яндекс.Денег Олег Никитин. Например, клиентам может не нравится высокий порог входа или они хотят начать принимать безналичные платежи как можно скорее.

Прежде всего клиенты mPOS — это малые и микро-предприятия розничной торговли, e-commerce с доставкой товаров, сервисы, оказывающие услуги на месте — таксисты, страховщики и т. п., соглашаются игроки рынка.

Для малого и микробизнеса важна скорость и простота, говорит Жмуренко. «Приходить в офис, подписывать пачки бумажных договоров, ожидать приезда проверяющего перед заключением договора — не для этого сектора бизнеса». Для бизнеса крупнее уже часто нужны кастомизированные решение, говорит Канин. Здесь помогает, например, разработка API для интеграции, а в отдельных случаях — дополнительная разработка под клиента.

Российский mPOS-рынок сейчас находится на стадии первопроходцев, которые вынуждены вкладывать существенные ресурсы в развитие культуры mPOS-сервисов в России, в том числе и в обучение, говорит Туржанская. «Проблемы квалификации сотрудников клиента мы считаем своими проблемами», говорит Канин.

mPOS-сервисам приходится вкладывать много сил в обучение менеджеров своих контрагентов, которые занимаются распространением, говорит Владимир Акимов, генеральный директор LifePay. Во многом от того, насколько именно на уровне дистрибуции люди понимают, как работать с технологией, зависит будет ли бизнес ей пользоваться, и насколько эффективно он будет это делать.

Россия и Запад

Главное отличие российского рынка от западного — в уровне финансовой грамотности, говорит Акимов. «Российский малый и средний бизнес в большинстве своем — это one-deal hunters. Мало кто думает о будущем бизнеса, о развитии своей клиентской базы, о повышении дохода с каждого клиента».

Кроме того, по сравнению с западным российский рынок самих карт еще маленький, хотя и растет большими темпами. mPOS же напрямую зависит именно от того, насколько активно люди используют банковские карты.

Российский рынок сильно зарегулирован, законодательство требует от компаний сообщать от компаний существенное количество информации при оформлении терминала, отмечает Жмуренко.

Законодательное регулирование в России в основном сдерживает рынок ограничениями, говорит он. Например, закон о применении контрольно-кассовой техники приравнивает расчеты карточками к наличному расчету. А любой наличный расчет требует кассового аппарата.

В России действительно требуют уделять больше внимания вопросам безопасности, говорит Канин. Но и Запад не един в карточных вопросах, отмечает он. Так, в Штатах исторически очень большая эмиссия карт с магнитной полосой, и только сейчас банки переходят на чип — поэтому там быстро удалось распространить дешевые терминалы.

В Европе же больше чипованных карт, для считывания которых требуется более дорогое оборудование — это сказывается и на рынке мобильного эквайринга. С 1 января и в России истекло разрешение Visa работать с платежными терминалами, которые работают только с магнитной полосой, без возможности считывать чип, отмечает Канин.

Добавить 1 комментарий

  • Ответить
    Махинов Виталий 2Товарища

    Комиссия за эквайринг штука крутая, банки берут в районе 2%. Всё что выше, чаще всего, интерес следующих прослоек. Но есть одно но, если, например, эквайринг осуществляет Альфа и прокатывается через mPOS карта тоже Альфы, банк может снизить % за эквайринг.
    На этом фоне mPOS операторы, например, PayMe с одной стороны кажутся стабильными, т.к. за ними Альфа и это проект Альфы. С другой стороны они менее гибкие для сотрудничества с другими банками. Т.е. тому же PayMe сложнее будет разговаривать с другими банками, по факту конкурентами, чем тому же 2can. Могу ошибаться)

    Ну и очередной раз про такси, если ещё не тошнит. Таксисты указаны как основной потребитель услуги и по факту так оно и было. Возить с собой pos терминалы не удобно и далеко не каждый парк шёл на подобное. С mPOS всё гораздо проще. Любой получает возможность принимать карты. Но на рынок такси пришли приложения и позволили привязывать карты в само приложение. Что намного удобней и безопасней.
    За всё время существования mPOS на рынке, я не видел ни одного таксиста, который был бы с таким терминалом или предложил бы оплатить картой. Ни в Мск, ни в Спб. Возможно, эта услуга реально востребована у таксистов других городов.

    А вообще круто, конечно. Очень хочется отказаться от налика, оплачивая шаурму и семки картой. Про строительные рынки я вообще молчу)