Юлия Лесникова: «Российский бизнес постепенно осознает, какие возможности развития открывает перед ним Интернет»

Эксклюзивное интервью c Юлией Лесниковой, руководителем программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере интернет — технологий» и преподавателем факультета Соней Соколовой. О выборе преподавателей, сравнении с конкурентами, стажировках, поездке в Кремниевую Долину и многом другом



ДОСТИЖЕНИЯ В ЧИСЛАХ

Программа «Менеджмент в сфере интернет — технологий» стартовала в 2007 году. Можно ли сейчас, по истечении двух лет, подвести первые итоги работы?

Этой весной мы набрали шестую группу учащихся. Примерно половина из них пришла по рекомендациям знакомых, уже закончивших обучение. На рынке образования интерес к индустрии и, соответственно, к программе повышенный. Учитывая это обстоятельство, в 2011 году мы планируем начать подготовку специалистов по 5-летней программе полного высшего образования (нынешняя программа рассчитана на год — roem.ru) Кроме того, ведем переговоры с несколькими бизнес-школами относительно разработки и внедрения совместных МВА -программ на базе годового курса, предлагаемого RMA.

Сколько студентов было выпущено за время существования программы?

В мае пройдет защита четвертой группы. В каждой группе в среднем 35 человек. Однако далеко не всякий поступивший на нашу программу в итоге получает диплом ГУУ. Для этого надо сдать все экзамены, зачеты и — самое главное — защитить дипломную работу. В среднем дипломы у нас получает половина студентов. Может быть, чуть больше.

ВЫПУСКНИКИ В ССЫЛКАХ

В качестве дипломной работы студенты защищают «собственный интернет-проект». Что под этим подразумевается? Концепция? Работающий сайт? Сайт, приносящий прибыль?

Соня Соколова: Дипломный проект может быть любым: это может быть концепция нового сайта или уже работающий сайт, сервис, интернет-решение для крупной фирмы, рекламная кампания — словом, все, что можно реализовать в Сети. Главное, чтобы защищаемый проект был реальным. Мы не допускаем к защите исследования, оторванные от реальности, не проверенные и не подкрепленные действиями на практике. Конечно, за несколько месяцев работы не каждому удастся создать проект, приносящий прибыль, а многие масштабные проекты и вовсе доходят до защиты в виде «проволочной» версии. Однако уже по первым шагам менеджера всегда можно судить о том, насколько в принципе выполним представленный им план. Мы ожидаем от наших выпускников, что они проявят себя как зрелые руководители, способные видеть проект не только в деталях, но и в целом. Именно этому мы их и учим.

Можно ли ознакомиться с какими-то проектами, реализованными вашими студентами?

Можно. Вот некоторые проекты, реализуемые нашими слушателями и выпускниками:

www.startupoint.ru www.my-sale.ru www.interneter.ru
www.weborama.ru www.west-pereezd.ru www.slovoslon.ru
www.avto-russia.ru www.ferio.ru www.kokoc.com
www.pedsovet.org www.cian.ru

Среди проектов в основном стартапы, или присутствуют и другие — например, решения для оптимизации работы компаний?

Соня Соколова: В силу того, что существенной частью наших слушателей были и остаются представители оффлайнового бизнеса, которые приходят на программу, видя в Интернете отличный новый рынок, примерно половина дипломов — это именно решения, оптимизирующие деятельность компании в целом либо позволяющие ей перестроить определенный участок работы при помощи Интернета. Многие дипломы затрагивают популярную в последние годы тему уменьшения операционных расходов и повышения доходности за счет частичного либо полного переноса коммуникации с клиентами и партнерами в Сеть.

Какая часть учебного процесса приходится на практическую деятельность, и в чем она заключается?

Это довольно значительная часть от общего объема занятий. Что же касается конкретного ее содержания, то в процессе обучения студенты разбирают кейсы, решают задачи, основанные на данных реальных проектов, осуществляют экономические расчеты, планируют рекламные кампании, разрабатывают стратегии развития и т. д. и т. п. Составить конкретное представление о характере практических работ наших студентов можно, перейдя по ссылкам:

www.rma.ru/news/1343/

www.rma.ru/news/1085/

БУДУЩЕЕ В ПЛАНАХ

В каком направлении вы планируете развивать и совершенствовать процесс обучения в ближайшее время?

Не так давно мы создали ученый совет, в состав которого вошли топ-менеджеры Рунета, являющиеся преподавателями нашей программы. Совместно с ними мы будем обсуждать варианты ее развития, оптимизации учебного плана, совершенствование программ, методов обучения, возможности привлечения ресурсов компаний, которые являются партнерами программы. Это нововведение, мы уверены, поднимет качество обучения на новый уровень.

Есть ли вероятность того, что цена на обучение снизится? Сейчас много говорят о кадровом голоде на IT-рынке. Может быть, снижение стоимости поможет развитию всего Рунета?

Затраты на создание, поддержку и проведение программы высоки. Это и расходы на учебный процесс, на оплату труда преподавателей, на практические проекты, приглашение зарубежных спикеров и т. п. Но мы предоставляем нашим партнерам особые условия обучения: есть корпоративные программы, целевые наборы, тренинги и семинары. Кроме того, в наших планах — разработка системы грантов для наиболее талантливых и перспективных студентов.

Заявленный вами проект Silicon Trip — что это и для кого?

Это международная краткосрочная образовательная программа, ставящая своей целью изучения интернет-индустрии США и особенностей функционирования компаний, работающих на американском рынке. Пройдет она с 13 по 27 августа 2010 года, и участие в ней должны принять около 30 человек — самых перспективных выпускников и слушателей программы, ее преподавателей и партнеров — в частности, в американскую поездку с нами отправляются представители РОЦИТ. Чего мы ждем от программы? Ждем максимального охвата интересующей нас тематики — хочется побывать и в мейджорах, и в небольших компаниях, успешных стартапах, увидеть весь срез американской интернет-индустрии.

Среди тех, с кем уже достигнуты предварительные договоренности — такие титаны как Google, Microsoft, Yahoo, Facebook, Evernote, Organic, Linkedin, Coremetrics, Apple, Ning, IDEO, Adobe, Twitter, Razorfish, Wikipedia, CNET, Wired Magazine, BabyCenter, Ebay. Формат общения с представителями этих компаний не будет исчерпываться экскурсиями по предприятиям, он предусматривает подробное знакомство с основными направлениями их деятельности, историей, сложностями в развитии, путями их преодоления, перспективными планами и т. д. У участников стажировки будет возможность пообщаться и задать вопросы генеральным директорам, руководителям отделов, директорам по маркетингу и финансам.

Кроме того, мы договорились о нескольких лекциях, которые специально для нас прочтут профессора Стенфордского университета.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

По какому принципу отбираются преподаватели? Они приходят на программу по собственной инициативе, или же это возможно только по вашему приглашению? Как оценивается их работа?

По разному бывает. Кто — то сам изъявляет желание преподавать. Кого — то мы находим и приглашаем. Внимательно изучаем составы участников различных конференций, прислушиваемся к рекомендациям уже сотрудничающих с нами преподавателей. Что же касается оценки работы того или иного педагога, то она осуществляется посредством анкетирования слушателей и руководителей программы.

Участвуют ли студенты в выборе преподавателей, могут ли они от какого-то из них отказаться? Какие люди сотрудничали с вами именно по инициативе студентов?

Могут. И участвуют. И, бывает, отказываются. Мы прислушиваемся к мнению наших студентов и поддерживаем с ними постоянную связь. У нас регулярно проходят собрания, обсуждения учебного процесса. У всех студенческих групп имеются блоги и форумы, где ребята имеют возможность общаться и обсуждать лекции и преподавателей.

КОНКУРЕНЦИЯ В ЦИТАТАХ

Не возникает ли между вами и «Высшей школой экономики» конкуренции за преподавателей? Сильно ли различаются состав лекторов, списки рассматриваемых тем и вопросов?

Особой конкуренции именно из-за преподавателей мы не отмечаем. Кроме того, мы вообще не зацикливаемся на изучении деятельности конкурентов и предлагаемых ими услуг. Мы знаем, что программы RMA — первые в своем роде. И направляем основные усилия на изучение потребностей индустрии, ее компетенций и кадровых предпочтений

Но не путают ли вас? И если да, то как вы стараетесь этой путаницы избежать?

Некоторые абитуриенты, которые приходят к нам, знают и о других программах и выбирают между ними и нами. Нередко задается вопрос, чем мы отличаемся. Бывает, просят сравнить нашу программу с другими. Однако мы, как я уже говорила, стараемся не тратить много времени на изучение того, что и как делают конкуренты, а работаем напрямую с индустрией и стремимся отвечать ее потребностям. В отличие от конкурентов, которые нередко пытаются сравнивать и сопоставлять нашу программу со своей и утверждают, что вот это RMA делает хуже, вот этого не делает вовсе, мы идем по другому пути. Когда абитуриент задает мне вопрос относительно конкурентов, я советую ему сходить в ту же «вышку» или куда-то еще и самому принять решение о том, что подходит именно этому человеку.

Многие из ваших преподавателей являются топ-менеджерами IT-компаний или практикующими интернет-бизнесменами. Не возникает ли у них проблем с распределением времени между преподаванием и основным родом деятельности? Соня Соколова, например, сетовала на «картонных кураторов»…

Соня порой бывает излишне резка в суждениях. К «картонным кураторам» она причислила Артемия Троицкого и, на мой взгляд, погорячилась — Артемий реально очень много делает для «своей» программы — «Менеджмент в музыкальной индустрии». Что же касается интернет — факультета, то, естественно, занятость наших лекторов создает определенные трудности в организации учебного процесса. Однако RMA уже 10 лет работает с различными образовательными программами. Мы знаем как организовать качественный учебный процесс и умеем делать это даже несмотря на определенные сложности, которые создает занятость нашего преподавательского состава.

Среди отзывов студентов, обучающихся по вашей программе, приходилось встречать и такой: «На работе посчитали, что получится выгоднее оплатить мое обучение в RMA, чем все семинары и конференции отрасли, где я буду видеть тех же людей». Можно ли в связи с этим сказать, что ваша программа — конкурент Российсккому интернет-формуму (РИФ), eTarget, конференциям Бунина и прочим?

Разумеется, нет. Согласитесь, что конференции и годовая программа обучения — это совершенно разные форматы. В первом случае вы имеете дело с вещанием на зал в 300 — 500 человек и возможностью общения в кулуарах. Во втором — с продолжительным академическим обучением, серьезными испытаниями в виде зачетов, экзаменов, практических работ и защиты диплома. Эти вещи, на мой взгляд вообще нельзя сравнивать, хотя они и могут сосуществовать, так сказать, параллельно, дополняя друг друга. К слову, у RMA для студентов и выпускников имеются специальные предложения на посещение профильных мероприятий: например, участие в РИФ для них в этом году бесплатно, а на software people предоставляется 50-процентная скидка.

Андрей Себрант как-то сказал, что выпускники RMA лучше подходят для работы в мелких компаниях, нежели в крупных. С ним солидарна и Анна Караулова: «курсы RMA лучше для людей, которые работают над созданиями стартапов, что бы не понималось под этим словом, а курсы в Вышке — для будущих сотрудников крупных компаний». Вы с этим согласны? Если нет, то кого на самом деле готовят в RMA, для каких задач и компаний?

У меня есть основания полагать, что свое заявление Андрей сделал под влиянием негативных эмоций. В свою очередь, эмоции эти, по видимому, возникли в связи с тем, что дипломник, руководителем которого был г-н Себрант, получил за свою работу неудовлетворительную оценку. Тогда одного из ведущих наших преподавателей поддержали еще несколько «обиженных» невысокими дипломными баллами. Должна признать: во всей этой истории безусловно была и доля нашей вины.

Это была защита самой первой нашей группы и теперь я понимаю, что нам просто нужно было плотнее работать и с преподавателями, и, в первую очередь, со студентами, разъясняя им все требования, предъявляемые к дипломной работе. Именно после защиты И1 мы ввели институты утверждения тем и предзащиты, как обязательные для выхода на защиту диплома. Сделанные ошибки учтены и проанализированы, а те небольшие шероховатости, что возникли в наших отношениях с г-ном Себрантом, сгладились. Мы по-прежнему сотрудничаем с Андреем и довольны этим сотрудничеством.

Относительно подготовки кадров для стартапов и для больших компаний. Мы даем возможность понять, как строить собственный бизнес наряду с тем как эффективно функционировать в процессах большой компании.



СТУДЕНТЫ В БОЮ

Складывается ощущение, что основная масса ваших студентов- люди, уже работающие в IT-компаниях. Так ли это на самом деле? И если так, то чему можно учить людей, которые уже сами многое узнали на практике?

Все вовсе не так однозначно и однородно. Как я уже говорила, в последнее время к нам приходят учиться много людей из офф-лайна: российский бизнес постепенно осознает, какие возможности развития может дать ему Интернет. Так что, тестируя группу на вступительных испытаниях, мы теперь, как правило, принимаем решение о проведении дополнительных лекций — своего рода введения в индустрию. Лекции эти входят в общую стоимость обучения и позволяют нам несколько сгладить разницу между, условно говоря, «интернетчиками» и теми, кто прежде непосредственного отношения к индустрии не имел.

С другой стороны, среди наших студентов действительно много менеджеров среднего звена, работающих в интернет — компаниях. С некоторыми из них — например, с Headhunter и Яндекс — заключены корпоративные договоры на обучение. Для этих людей, действительно продвинутых, наша программа тем не менее является отличной возможностью структурировать уже имеющиеся знания и ознакомиться с опытом наиболее успешных профессионалов, работающих в интернет — индустрии.

Чего студенты ждут от обучения в первую очередь? Они хотят по его окончании найти новую работу? Научиться решать какие-то конкретные задачи? Получить диплом? Стать более высокооплачиваемыми, или что-то еще?

Я думаю, что исчерпывающий ответ на этот вопрос содержится в приведенной ниже диаграмме, составленной по итогам анкетирования учащихся:

Первые выпускники программы (группа Интернет-1) защитились не очень удачно, было даже несколько бурных обсуждений в блогах. У группы Интернет-3 это получилось лучше, хотя куратор программы Соня Соколова опять осталась не слишком довольна: дипломы получили всего 18 человек из 42. Чем вы это объясните? И что предпринимаете, чтобы повысить качество обучения и мотивацию студентов?

Да, вы привели правильные цифры, и, наверное, процент защитившихся мог бы быть и побольше. Но с другой стороны, мы ведь не гонимся за количеством, нас интересует прежде всего качество. Между тем, у российских студентов не сложилось еще твердого понимания того, что деньги, заплаченные за образование, не означают (и не должны означать) автоматического получения диплома.

Смотрите: мы предоставляем нашим учащимся все возможности для работы над дипломом, минимум двух научных консультантов — одного от профессуры ГУУ и одного — собственно от «интернетчиков». Но дальше — будьте любезны, сами. Для тех, кто собирается с силами и мозгами, диплом — прекрасная возможность получить ценные консультации, просчитать проект — свой собственный или тот, что развивает направивший тебя на обучение работодатель.

Что мы делаем для того, чтобы защищающихся стало больше? Много чего. Например, стараемся организовывать как можно больше преддипломных лекций и практических занятий, недавно ввели отдельный спецкурс по написанию дипломного проекта. Касательно дополнительной мотивации: всех защитившихся мы поощряем правом посещения любых лекций программы и после окончания обучения. У тех, кто остался без диплома, такого права нет.

В отзывах на программу упоминается, что защищающего диплом непременно спрашивают, где будут изысканы деньги, потребные на осуществление представленного на суд комиссии проекта…

Соня Соколова: Скорее, не «деньги», а «ресурсы». Руководитель (если он, конечно, настоящий руководитель) обязан представлять, где изыскивать внутренние и внешние ресурсы, необходимые для развития проекта. Эти ресурсы далеко не всегда являются денежными: очевидно, что речь может идти о времени, людских ресурсах и т. п. Все это хороший управленец обязан предусмотреть, прежде чем браться за воплощение своих идей.

В каких компаниях стажируются ваши студенты? О каких стажировках больше всего положительных отзывов?

Так или иначе мы можем договориться практически с любой компанией. При том, что в некоторых из них к стажерам предъявляют особые требования — знание html, английского языка и т. п. Что же до отзывов, то очень хорошо наши студенты всегда отзываются о стажировках в «Ашманов и Партнеры», в Buongiorno, в Red Keds, в Headhunter.

А в чем интерес компаний, приглашающих ваших студентов на стажировки?

Ну, у нас все-таки бизнес-образование. Ребята в основном мотивированные, нередко, как уже говорилось, с опытом работы в индустрии. Так что в конечном счете грамотно построенный процесс стажировок становится обоюдовыгодным и для компании, и для стажера. Больше того: многие компании рассматривают период стажировки как некий испытательный срок и затем принимают ребят, которые в этом заинтересованы, на постоянную работу.

Чего всё-таки в программе больше — «интернета» или «менеджмента»?

Базовые дисциплины, которые преподает профессура ГУУ, относятся, разумеется, к менеджменту во всей его, так сказать, совокупности. Однако мы стараемся, чтобы и здесь достаточное внимание уделялось именно специфике менеджмента в Сети.

Есть ли у студентов сообщество, сайт, где они могут обмениваться опытом, мнениями?

Да, у каждой группы есть блог или форум, который они создают после первого же занятия. Вот например блог последней группы, которая приступила к учебе неделю назад. А вот — выпускники из группы Интернет — 3.

На вопросы отвечали Юлия Лесникова (неподписанные реплики) и Соня Соколова (с указанием автора)

Добавить 22 комментария

  • Ответить
    Альтер Эго

    Юля, а какое отношение ваши выпускники имеют к cian.ru? Он же существовал еще в те поры, когда вашего факультета не было?

  • Ответить
    Альтер Эго

    Там действительно не совсем верно указано, некоторые проекты существовали еще до и не все дипломные. В общем, это просто проекты, к которым выпускники имеют отношение

  • Ответить

    2 Пал Палыч — сначала cian создали, потом поступили к нам 2 Alter Ego — Вы правы, это проекты, создателями или владельцами которых являются наши слушатели/выпускники, с некоторыми из них они уже пришли на программу, некоторые реализованы в процессе обучения или по окончании

  • Ответить
    Альтер Эго

    >>> В общем, это просто проекты, к которым выпускники имеют отношение В общем, это просто проекты, которые выпускники встречали в сети!)) Высшее образование 5 лет по 180 тыс. — нехило!

  • Ответить
    Альтер Эго

    >Создатель cian.ru, Дима Демин, учился в И-3 Учился до создания проекта? Или пошел учиться уже после создания?

  • Ответить

    круто! за 1/10 от озвученной суммы гуру сео-оптимизации на любом форуме из полного пня сделает сеошника среднего уровня… за месяц… тоже без дипломов… экономия! %) а в денежном эквиваленте выгода вообще заоблачная будет.

  • Ответить

    для seva Скажите, а Вы уже заглянули на сайт rma.ru и, ознакомившись с учебным планом и преподавателями данного курса, решили, что «seo-гуру» на Серче круче? Или Вы о других направлениях «интернет-технологий» не слышали?

  • Ответить

    2 Verbena: вы телегу принципиально в повозке впереди коня ставите? Покажите мне % успешных выпускников в деле сперва. 2 Lisa: Это вы про всякие сеопульты наверно? То инструмент совсем не панацея. Роем вот висит (висел) как продавец ссылок в сапе почему то 8) А вам задача: есть 20 человек- полных нулей с одинаковой темой и с бюджетом равным Х посчитанным данным автоматом, кто будет в топ 10 при этом? Правильный ответ — тот кто автоматом не пользовался никогда!

  • Ответить

    «правильно так и посчитала наша комиссия, актуальный вопрос комиссии «где бабло ?»» на самом деле, правильный вопрос : за что деньги уплочены. Есть преддипломная практика и преподаватель а тут «где бабло?» о ужас! кто все эти люди пришедшие сдавать диплом! ату их! )) Я понимаю что надо самостоятельность и все такое, я и сам сдавал тему дипломную которую никто ранее не пытался даже озвучить в стенах МГУ, но есть ведь преподаватели и слышать от них «где расчет экономческого эффекта» это какойто нонсенс ) Люди явно не на своих местах.

  • Ответить

    seva, Полных нулей? Браузер хоть умеют включать? Тот, кто сообразительнее и у кого на решение этой задачи будет больше времени на то, чтобы учиться, соображать и делать все аккуратно. А покажите мне процент успешных учеников неизвестных seo-гуру — а то вы даже пальцем не ткнули, чьи именно курсы за месяц так круто помогают просветлению. В деле. А то вот новые люди, видимо, кто научился, активно появляются исключительно в бомжедвижении — они все туда идут? :D Кстати, сапа — инструмент анализа сайта. Бесплатный причем: D

  • Ответить
    Evi Skrynnik Pro-Razvitie

    Непонятно, о чем рассуждает уважаемый @seva… Специальность называется «Менеджмент в сфере интернет — технологий», а не seo-гуру. По поводу выгоды: вместо критики лучше консультируйтесь, опыт перенимайте пока люди открыто рассказывают, как можно заработать и получить хорошие рекомендации от своих же студентов и дипломников)))

  • Ответить

    «Специальность называется «Менеджмент в сфере интернет – технологий», а не seo-гуру» — я о самом качестве обучения, что набор шикарных символов это еще не знания в голове и не умение их применять. К примеру, чем тогда объясните что первый поток полностью забыл написать экономическую часть проекта? Простая людская забывчивость тут ни при чем, тут что то иное, глубинное… и как показатель всему обучению вообще) Плюс в этом обучении только один — получение полезных связей, и все. 2 Lisa: «А покажите мне…» — честно? — лень! Это не я трибуну тут занял, не мне и рекомендации давать. «исключительно в бомжедвижении» — вы уверены? Или показатель того что кто то может оплатить 170 штук деревянных не показатель его причастности к бомжодвижению? ))) Золотую молодежь типа воспитываете, а она и так не пропадет ;) не стоит себе в заслуги это писать, за ними папы и мамы, они то и бизнес-план за дитятю напишут, так чтоль? ) да, и успехов вам с инструментом анализа «сапа» ))) пы-сы: за сим откланяюсь, читать ваши «ответы» мне неинтересно, в них только встречные вопросы.

  • Ответить

    seva Жаль, что вам лень ответить на мой вопрос. А то решила воспользоваться моментом и узнать чего-то, чего я не знаю. И так и останусь в непонятках — не то вы сео-гуру похвалили, не то поругали, не то рекомендуете для продвижения сайтов в топ-10 взять 20 людей, которые даже не известно, умеют ли включать браузер, но точно сработают лучше сеопульта с веб-эффектором. А мне вы вопросов не задавали — я в РМА не учусь и не учу, так, наблюдаю за людьми, которые там учились. Ну и вопросы разным людям задаю, благо, не всем лень отвечать, когда их спрашивают.

  • Ответить
    drugoe ogevda.ru

    Вот некоторые проекты, реализуемые нашими слушателями и выпускниками ----- реализуемые ≠ реализованные реализуемые ≠ созданные ----- Правильно ли я понимаю что в данных проектах просто работают некоторые ваши выпускники, не являясь создателями и идейными вдохновителями? Если среди указанных вами проектов все же есть создатели и идейные вдохновители — укажите, пожалуйста, в каких проектах и в каком году эти господа прошли у вас обучение.

  • Ответить
    Юлия Лесникова Инновационно-образовательная компания RMA

    http://www.startuppoint.ru — Виталий Акимов, 2007−2008 http://www.weborama.ru — Артур Шимунов, 2008−2009 http://www.avto-russia.ru — Александр Коблов, 2007−2008 http://www.pedsovet.org — Антон Огородников, 2007−2008 http://www.my-sale.ru — Евгений Макушкин, 2009−2010 http://www.west-pereezd.ru — Леонид Соловьев, 2009−2010 http://www.ferio.ru — Алексей Проскуряков, 2009−2010 http://www.cian.ru — Дмитрий Демин, 2008−2009 http://www.interneter.ru — Руслан Ишмаметов, 2007−2008 http://www.slovoslon.ru — Марат Галлямов, 2010−2011 http://www.kokoc.com — Евгений Моисеев, 2007−2008

  • Ответить
    Шокуров Александр ГК "Интернет-технологии"

    2 Seva Даже если и говорить о том, что RMA дает только связи (что разумеется не так), то 180000 рублей за такое кол-во связей подобного качества это весьма недорого ;)

  • Ответить

    180000 за связи — заплатите 2000 за РИФ и связывайтесь на здоровье. Зачем мне в телефонной книге телефон человека (может быть и богатого, может самого Абрамовича) елси мне ему нечего предложить. Дружить с ним? Или денег попросить просто? По момему очевидно что главное придумать и сделать качественный продукт, а там назоветесь хоть стартапером, хоть новым мессией — не релевантно. Я понимаю смысл MBA — там готовят наемных менеджеров, квалифицированных работников. А кому нужен диплом стартапера? Или, к примеру, диплом писателя? Если вы сделали стартап, или написали книгу — вот тогда вы стартапер или писатель. Единственное и достаточное условие.

  • Ответить
    Шокуров Александр ГК "Интернет-технологии"

    2 ratel Боюсь у нас с Вами слишком разные понятия слова «связи» ;) А за совет по РИФу огромнейшее спасибо))) Через годик воспользуюсь в очередной раз ;)