Лиза Сурганова и Ирина Юзбекова

“Большой передел медиарынка, и меньший — телекома”

Лиза Сурганова и Ирина Юзбекова из редакции РБК об итогах 2015-го для “своих” рынков: что страшнее “Кинопоиска”, кто станет героем Forbes через десять лет, и чего вообще ждать дальше. Если коротко — все плохо. Но хотя бы интересно

Тренды года: большой передел медиарынка и время мессенджеров

Лиза Сурганова: Из-за поправок в закон о СМИ иностранцы с 2016 года не могут владеть более 20% капитала в российском медиа, и западные медиакомпании сворачивают или сокращают присутствие на нашем рынке.

Делают они это нехотя, а некоторые еще даже не определились, что им делать - уходить или находить местных партнеров. Правда, времени на эти раздумья у них почти не осталось.

Самые большие изменения идут в печатной прессе. Axel Springer продал российский Forbes бизнесмену Александру Федотову, продают доли и западные акционеры “Ведомостей”- теперь 100% газеты будут принадлежать Демьяну Кудрявцеву.

Наличие западных акционеров было гарантом независимости и высокого уровня журналистики в этих изданиях.

Я не говорю, что теперь этого не останется. Но что-то в жизни Forbes и “Ведомостей”, скорее всего, изменится.

Передел затронул и телевизионный рынок. Самое главное - владельцами “СТС Медиа” теперь станут Алишер Усманов и Иван Таврин. Компания перестанет быть публичной - то есть мы лишаемся практически единственного российского СМИ (не считая “Из рук в руки”), которое торговалось на бирже.

Не могу судить, уйдут ли иностранцы совсем с российского медиарынка - все зависит от политической воли. Думаю, как только появится возможность, многие из них постараются вернуться. Если до того не освоят Китай и не забудут про Россию окончательно.

Ирина Юзбекова: Если раньше операторы боролись с мессенджерами, которые отъедали их выручку, то в этом году случилась история с “Билайном” и бесплатной тарификацией WhatsApp. Хотя это проект всего на несколько месяцев, он показателен.

С прошлого года игроки “большой тройки” стали говорить о том, что выручка от передачи данных вскоре превысит выручку от голосовой связи. МТС, кстати, обещали, что у них это случится в Москве уже в 2015-м. У “Мегафона” тоже все к этому идет. Но аналитики признают, что доходы от голоса и мобильного интернета операторам сложно разделять, так как они продают «пакетные» тарифы.

Два CEO года

Ирина Юзбекова: Первый, кого бы отметила, это Майкл Тач из “Связного”. Несмотря на чехарду с акционерами, его компания остается лидером и растет.

Второй - Дмитрий Лощинин из Luxoft. Его компания увеличила долларовую выручку на 29% за июль-сентябрь 2015 года и успешно работала за рубежом.

Стартап года: Telegram

Лиза Сурганова: Хотя Telegram был запущен не в этом году, мне кажется, именно сейчас он по-настоящему выстрелил. Когда Дуров только запускал мессенджер, было много сомнений - полетит проект или нет. В этом году о Telegram говорят уже все.

Зарубежные СМИ пишут хвалебные статьи, российские - стали использовать его как отдельный канал доставки новостей. И даже многие наши ньюсмейкеры, включая чиновников, перекочевали в Telegram.

Более того, некоторые не хотят общаться никаким другим образом, ссылаясь на то, что в Telegram “никто больше не прочитает, не взломает”.

Наконец, то, что о проекте в связи с ИГИЛ (организация запрещена в России) заговорили открыто и российские власти - тоже своего рода признание, хотя и потенциально опасное.

Запуск года: Tele2 и “Матч ТВ” (и о перезапусках)

Ирина Юзбекова: Прихода Tele2 в столичный регион ждали уже года два. Оператор провел масштабную рекламную кампанию, в которой поднял волнующий, наверное, всех вопрос переплаты за сотовую связь. И в первые дни работы в Москве Tele2 продавал столько же сим-карт, сколько и операторы “большой тройки” по региону: 15-20 тысяч в сутки.

Теперь эксперты предрекают компании 10% абонентов в Москве и Московской области через три года. Это хороший прогноз, учитывая, что рынок уже поделен. Правда, пока нет данных о том, как у Tele2 работает связь и доступ в интернет, например, в торговых центрах или в спортивных комплексах.

Лиза Сурганова: Открытие “Матч ТВ” получилось громким - таким, что шум не стихает до сих пор. Ни один другой запуск не обсуждали так много и так долго. Во многом, конечно, это заслуга Тины Канделаки. Но и без нее запуск привлек бы внимание - в конце концов, у нас появился новый федеральный канал, это само по себе важное событие.

Спортивный контент - то, что интересно всем, независимо от политических и иных взглядов. Стратегия “Матч ТВ” цеплять аудиторию везде - в ящике, в онлайне, на втором экране, в печатной прессе - мне кажется правильной. Но пока прошло слишком мало времени, чтобы говорить об успешности проекта.

А вот перезапусков ярких пока не было.

“Афиша” обещала нам большой перезапуск сайтов еще летом, но в итоге он перенесся на конец года. Пока мы видели только новое приложение, и оно выглядит гораздо симпатичнее и удобнее, чем прежнее.

Англоязычный Hopes&Fears? Я никак не могу понять, о чем рассказывает это медиа. Пока получается, что обо всем подряд. Еще я не очень понимаю, чем они рассчитывают зацепить американских читателей, учитывая, какой огромный выбор качественных и интересных СМИ в Америке. Пока я видела успех нескольких текстов, но не более того.

Ну а “Секрет фирмы” - в плане контента просто старый Hopes&Fears, сменивший название. У них по-прежнему выходят интересные лонгриды, но кажется, команда не делает для себя ничего принципиально нового.

Скандалы года: VimpelСom и “Яндекс”

Ирина Юзбекова: В этом году к расследованию коррупционного скандала на телеком-рынке Узбекистана, начавшегося в 2012 году, присоединились США.

И если на МТС это, на первый взгляд, никак не сказалось, то в VimpelCom, среди акционеров норвежская Telenor, началось внутреннее расследование. Последовала отставка гендиректора VimpelCom Джо Лундера - и она получилась громкой.

Хотя, как писали скандинавские СМИ, акционеры и ранее были им недовольны - российский “Вымпелком” развивался не так, как им хотелось бы: показатели оператора отставали от конкурентов “большой тройки”.

Лиза Сурганова: Ну и что-то мы про “Яндекс” не сказали.

Был, конечно, громкий перезапуск “Кинопоиска”, возмутивший многих его пользователей. И хотя мне-то кажется, что они придумали куда более удобный сервис, гораздо важнее и интереснее история с ФАС и Google.

То, что независимая компания фактически ищет поддержки “у самого сильного”, у власти - не самая хорошая репутационная история для “Яндекса”.

“Яндекс” хочет играть по западным правилам и обращается к независимой стороне. Но поскольку дело происходит в России, еще неизвестно, чем это обернется в будущем: кто знает, может государство захочет ответной поддержки, но уже своих инициатив.

Перестановка года: НТВ

Лиза Сурганова: Есть “большая тройка” в телекоме, и есть “большая тройка” на ТВ - “Первый”, “Россия” и НТВ. И три главных теленачальника - Константин Эрнст, Олег Добродеев и Владимир Кулистиков - руководили своими каналами так долго, что даже ежегодные слухи об их скорых отставках всем успели надоесть. Как вдруг...

В этом году Кулистиков, который сформировал НТВ “Анатомии протеста” и при котором с канала ушла масса талантливых журналистов, все-таки подал заявление об уходе и покинул телекомпанию. Безусловно, для НТВ начался какой-то новый этап - очень интересно будет посмотреть, какой.

Потеря года: Михаил Лесин

Лиза Сурганова: Михаил Лесин был по-настоящему знаковой фигурой, медиаотрасль в ее нынешнем виде была во многом сформирована им - особенно, телевидение. Его смерть стала для всех внезапной. В моей практике это еще и первый раз, когда умер ньюсмейкер, человек, с которым я действительно много раз общалась. Для меня это особый шок.

Тренд на годы: передел вышек, ниши, спецпроекты

Ирина Юзбекова: Рынок телекома дорос до стадии насыщения, и наметился новый тренд - операторы готовы продавать свои вышки инфраструктурным компаниям, которые дальше будут их сдавать в аренду и осуществлять их техническое обслуживание.

Это новая ниша. За рубежом такой бизнес набирает обороты, в России топ-менеджеры из телекома с интересом на него смотрят.

Несмотря на кризис, компании вроде “Русских башен” могут быть вполне успешны в долгосрочной перспективе, так как они заключают контракты с партнерами в среднем на 10-15 лет. А владельцы таких компания могут стать участниками списка Forbes.

Лиза Сурганова: Хотя в отрасли все, по большому счету, плохо, а рекламный рынок сильно просел, за последний год появилось сразу несколько крутых небольших медиа - “Медуза”, “Арзамас”, N+1. И нет, они крутые не только потому, что там работают мои друзья. Эти проекты нашли частных инвесторов, нашли незаполненные ниши, наконец, нашли своего читателя.

Теперь они еще и учатся зарабатывать, причем не самыми стандартными способами. “Медуза”, к примеру, очень правильно сделала ставку на нативную рекламу. Успешность этой модели доказана тем же Buzzfeed с его огромной аудиторией. Особенно хорошо у “Медузы” получаются рекламные карточки - читатель обращает на них внимание, потому что это не просто красивая картинка или ролик, это совет, инструкция к действию, экспертиза от профессионалов. При этом, я сразу знаю, куда обратиться, если мне хочется этой инструкцией воспользоваться.

Это лучше, чем обычные баннеры или назойливые всплывающие заглушки, которые ты стараешься быстрее закрыть, даже не запоминая, о чем они.

Симптом года: читателю все хуже

Лиза Сурганова: И это даже не тренд. Потому что, в общем, ничего нового в этом нет.

Некоторые читатели становятся более “истеричными” и начинают репостить новости, не разобравшись.

Очень показательна история с защитницей животных Викторией Павленко, которой в ноябре дали полтора года колонии за кражу собаки. Волна негодования, поднявшись в соцсетях, достигла Следственного комитета и федеральных каналов. Во многом этот шум (когда никто даже не успел выслушать вторую сторону) и привел к столь суровому приговору.

Журналисту, чтобы поделиться информацией, нужны несколько источников, комментарии сторон. У читателя такого барьера нет. И в этом плане ему, читателю, гораздо хуже.

Добавить 7 комментариев

  • Ответить
    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    О, спасибо, коллеги.

    Я, правда, со своей стороны б заметил, что то, что происходит с медиа было предопределено в прошлом году: сложно ожидать от поезда метро отправившегося с Профсоюзной в сторону центра, что он не доедет до Октябрьской.

    Но следить за этим и правда интересно.

  • Ответить

    История такая: у некоей незрячей певицы из перехода украли собаку-поводыря. История потрясла всех своей гнусностью, имела резонанс, достигший самого верха.

    Сверху пришёл сигнал вниз, полиция рыла землю, собаку нашли. Укравшей её признали Викторию Павленко.

    Её, поскольку пришёл сигнал сверху, собираются впаять полтора года заключения. Однако оказалась, что Павленко из тех людей, которые пристраивают бродячих собак, животным вообще помогает и человек не очень злобный.

    И всплыло несколько историй, как люди видели незрячую девушку с собакой, она её била.

    Возможно, что Павленко тоже была свидетелем одного из похожих инцидентов и собаку «спасала».

    Юридически у Павленко есть шанс остаться на свободе, поскольку формально собака слепой не принадлежит, а принадлежит центру подготовки таких собак. Если он откажется от каких-либо претензий к Павленко, то состава преступления не будет.

    (что на самом деле происходило — надо очень долго и муторно разбираться)

  • Ответить

    «… И всплыло несколько историй, как люди видели незрячую девушку с собакой, она её била…»
    если я увижу на улице, что какая-то мамаша кричит и даёт подзатыльник своему сыну/ дочери, это позволит мне немедленно и самовольно выкрасть ребенка и сдать в соц. органы под соусом «домашнего насилия»?