Как Alibaba убивает оффлайн-магазины в Китае

Развитие событий: Джек Ма: Российская экономика не в лучшем состоянии сейчас — значит, самое время выходить на рынок (22 июня 2015)

Оригинальная статья — Chinese Retailers Play Poker in Empty Malls as Shoppers Go Online, перевод — Newочём.

***

Сгорбившись над прилавком своего крошечного, заполненного гаджетами киоска в огромном Hailong Electronics City (рынок электроники в Пекине — прим. переводчика), Ван Нин (Wang Ning) оплакивает неделю без единой продажи.

«Это все умирает, — говорит Ван и качает головой, оглядывая заброшенные склады и рваные рекламные постеры на месте, где когда-то был один из самых популярных рынков в районе Чжунгуаньцунь (Zhongguancun), известном как китайская Силиконовая долина. — Сейчас здесь больше персонала, чем покупателей. Все покупают онлайн».

Этажи размером в шесть футбольных полей усеяны закрытыми магазинами, жертвами роста интернет-бизнеса вроде Alibaba Group Holding Ltd. Джека Ма и JD.com Ричарда Лю Цяндуна, который начинал в Чжунгуаньцуне почти двадцать лет назад.

Согласно июльскому отчету нью-йоркской компании McKinsey & Co, онлайн-революция повысит продуктивность и может создать 46 миллионов новых рабочих мест в Китае к 2025 году, большинство из которых будут высококвалифицированными. Исчезнет около 31 миллиона традиционных рабочих мест, что равняется численности занятого населения всей Великобритании.

Hailong Electronics City (c) Bloomberg
Hailong Electronics City © Bloomberg

«Несмотря на то, что такие перемены — это глобальное явление, их скорость и масштабы в Китае не имеют равных», — заявляет Цао Лэй (Cao Lei), директор Китайского центра исследований интернет-торговли — частного исследовательского центра, расположенного в городе Ханчжоу, где была основана Alibaba.

«Интернет помогает повысить продуктивность и эффективность, но он может быть достаточно болезненным для традиционного бизнеса, — говорит Лэй. — Сначала пошли ко дну книжные лавки, потом сети одежды, затем магазины электронной техники, после — офисы бронирования авиабилетов, а банковская сфера и другие традиционные услуги тоже будут потеснены в будущем».

Повышение производительности

По подсчетам McKinsey, сдвиг к онлайну может взять на себя до 22% прироста производительности страны к 2025 году и составлять от 7% до 22% от общего прироста ВВП с 2013 по 2025 год. К 2025 году это может достичь целых 14 трлн юаней ($2.2 трлн) в годовом ВВП.

Это не утешает Ли Фэна (Li Feng), владельца магазина на четвертом этаже Kemao Electronics City, который находится через дорогу от Hailong Electronics.

«Рынок был забит людьми, когда он только открылся в 2004, — говорит Ли, отрываясь от телевизионного сериала. — Дела превратились с плохих в ужасные за последние пять лет. Влияние от онлайн-продаж огромное».

Ли рассказал, что отошел от ритейла и сейчас пытается заработать, предлагая ИТ-услуги корпоративным клиентам; в это время его коллеги играли в покер в пустом киоске по соседству.

Китай онлайн

Лю из JD.Com начинал с аренды стенда в Чжунгуаньцуне в 1998 году с начальными инвестициями в 20 000 юаней.

Тогда в Китае было 2,1 млн пользователей, подключенных к сети через 747 000 компьютеров, по данным Китайского информационного центра Интернета, государственного органа, которому поручено управлять онлайн-ресурсами. К концу июня 2014 года число пользователей выросло до 632 млн, 83,4% из которых может получить доступ к Интернету через смартфоны.

Состояние Лю сейчас оценивается в $7,3 млрд, согласно Bloomberg Billionaires.

«Американские розничные сети достаточно сильны, но китайские потребители давно столкнулись с архаичной, неэффективной традиционной системой, — говорит Джош Гартнер (Josh Gartner), представитель пекинского подразделения JD.com в телефонном интервью. — Покупателей привлекает превосходное обслуживание».

Больше серверов

В интервью на Мировом экономическом форуме в Давосе в прошлом месяце Джек Ма сказал, что Alibaba напрямую и косвенно создала 14 млн рабочих мест. Ма — самый богатый человек Китая и 13-ый в списке самих состоятельных людей мира, его состояние оценивается в $35 млрд.

Объясняя рост продаж в своей компании в противовес традиционному ритейлу, Ма говорит, что если они хотят 10 000 новых покупателей, они должны построить новый склад. Ему же нужно только два сервера. Его цель — 2 млрд клиентов по всему миру.

«Продавцам все проще и дешевле привлекать покупателей, поддерживается развитие логистической инфраструктуры, — написала в письме представитель гонконгского подразделения Alibaba. — Из-за слаборазвитого и фрагментированного ритейла все больше покупателей уходит в онлайн, чтобы найти, что им нужно, одновременно стимулируя экономику Китая».

Премьер Ли Кэцян восхищается новой экономикой. 4 января он нажал Enter на клавиатуре и получил от WeBank, частного банка, основанного Tencent Holdings Ltd., 35 000 юаней кредита для местного водителя грузовика.

Будущее онлайн

По словам Цао Лэя, без нужды тратиться на пуленепробиваемое стекло, охрану, кассиров и торговые точки сервисы вроде WeBank «могут стать будущим». Alibaba также поддерживает создание онлайн-кредитора.

«Расширение интернет-предприятий зависит от того, на что мы надеемся», — заявил Ма Цзяньтан (Ma Jiantang), глава Национального бюро статистики, на пресс-конференции в Пекине 20 января после обнародования данных о ВВП, которые показали самый медленный рост экономики с 1990 года.

Основная причина замедления экономики — проблемы на рынке недвижимости, которые не разрешились с переходом в Интернет.

Застройщик Dalian Wanda, которым владеет второй в списке самых богатых людей Китая Ван Цзяньлинь (Wang Jianlin), планирует закрыть 10 торговых центров по всей стране и переделать еще 25, чтобы сократить в них площадь, предназначенную для магазинов. Цзун Цинхоу (Zong Qinghou), пятый среди самых богатых китайцев, владеющий конгломератом сети магазинов и напитков, заявил на форуме в августе, что онлайн-шопинг «влияет на экономическую безопасность Китая», уничтожая магазины, которые должны платить за аренду.

Магазины закрываются

Li Ning Co., производитель спортивной одежды, после ожидаемой потери прибыли на протяжении трех лет, закрыл более тысячи торговых точек с 2012 года. Anta Sports Products Ltd., производитель обуви, тоже закрывает магазины отчасти из-за конкуренции со стороны онлайн-шопинга.

Как минимум 300 оптовых рынков в Гуанчжоу балансируют на грани выживания, особенно тканевые и рынки одежды. Самый большой из них может вместить сотни торговых точек и тысячи сотрудников.

«Интернет-магазины виртуальны, и если они убивают реальную экономику, то каким может быть их бизнес?», — комментирует Цзун на официальном сайте People’s Daily. Он говорит, что правительство должно усилить контроль виртуальных рынков.

Старое vs. новое

По заявлению китайского правительственного регулятора, у Alibaba «кризис доверия», начавшийся из-за попытки расправиться с теневыми продавцами, контрафактной продукции, взяточничества и недостоверных акций для своих магазинов. Позже появилась информация о том, что доклад не имеет судебных последствий, а Джек Ма встретился с регуляторами и пообещал активизировать антипиратскую деятельность.

«Столкновения между старой и новой экономиками будут усиливаться», — заявил Оуян Рии (Ouyang Rihui), заместитель декана Академии интернет-экономики, научно-исследовательского учреждения под управлением Центрального университета финансов и экономики в Пекине. Он сказал, что потеря розничной торговли — это только начало влияния технологий на рабочие места.

«Реальная проблема для Китая будет на производстве — представьте себе день, когда большая часть производства автоматизирована, — говорит Оуян, который помогал правительству разрабатывать планы по развитию интернет-экономики. — В конце дня новая экономика победит».