МТС и Билайн выйдут на рынок мобильных мессенджеров и звонилок через платформу Rich Communications Services от GSMA

Развитие событий: Facebook сделал из WhatsApp виртуального оператора сотовой связи; Google на подходе (24 января 2015)

МТС и «Билайн» готовят решения для мобильного обмена сообщениями, индикации присутствия, голосовых и видеозвонков, передачи файлов (всё это с автоматическим определением возможностей конкретного устройства и сети абонента). Об этом, в частности, рассказали представители МТС в Барселоне на Mobile World Congress, проходившем 24 — 27 февраля.

Решения операторов будут построены на платформе Rich Communications Services (RCS), продвигаемой GSM Association (GSMA) и совместимы между собой.

RCS, в отличие от интернет-мессенджеров и звонилок, таких как Skype, WhatsApp или Hangouts, судя по всему, является в некотором смысле эволюцией технологий передачи голоса GSM и передачи сообщений SMS/MMS, с учётом развития технологий и на базе IP. RCS базируется на той же системе IP Multimedia Subsystem (IMS), что и VoLTE. То есть, RCS — это не просто «приложение для телефона», а целая платформа, развёрнутая в сети оператора.

Именно передача данных и VoLTE займут, по оценке МТС, 90% трафика оператора к 2020 году:

Если не углубляться в технические подробности, то основными преимуществами RCS для клиента, по сравнению с решениями от интернет-компаний, являются универсальная адресация на базе телефонных номеров (MSISDN) и интерконнект между сетями.

Нежелание интернет-компаний использовать единые протоколы привело к тому, что пользователь вынужден использовать несколько приложений для сообщений и звонков одновременно — это не очень удобно как с технической точки зрения, так и социальной. Пользовательская база интернет-решений фрагментирована и с кем-то приходится общаться в Skype, кому-то писать в Hangouts, а кто-то не приемлет ничего, кроме XMPP. Есть только один более-менее универсальный способ связаться с большинством людей — это телефония и SMS. В теории, RCS мог стать новым универсальным способом связи.

* * *

Для того, чтобы RCS смог потеснить существующие мессенджеры, нужно что бы критическая масса пользователей была подключена к платформе. „>

  • поддержка технологии операторами и доступность клиентам соответствующей услуги, желательно в составе базовых;
  • поддержка «стека» протокола производителями устройств на уровне прошивок и интерфейсов (API) ОС;
  • приличное клиентское ПО и его интеграция в стандартные интерфейсы и приложения ОС.

В идеале все должно работать как с SMS или звонками: человек идёт в магазин, покупает более-менее любой телефон и контракт в виде SIM-карты, и гарантированно может звонить, принимать звонки и общаться через SMS.

* * *

На практике всё пока выглядит не так оптимистично.

Сам стандарт уже фрагментирован. Так, Vodafone и Telefonica развивают некое, похожее на RCS, решение под брендом JOYN, которое в МТС описывают, как не полностью совместимое со стандартом GSMA.

В комментарии «Интерфаксу», вице-президент МТС Василь Лацанич сообщил, что МТС делает собственное приложение RCS на базе приложения JOYN от Vodafone, но использует стандарты GSMA.

В МТС понимают, что ключ к успеху — массовость и доступность на широком спектре устройств:

«Мы верим, что это решение будет успешным, только если станет унифицированным и массовым. Ожидается, что в этом году RCS будет установлен в «прошивке» на 32 моделях смартфонов. Если в следующем году RCS будет в 200 смартфонах, то считайте, что игра сыграна» — говорит вице-президент МТС Лацанич.

И действительно, на сайте GSMA перечислены 32 модели телефонов, «готовых» к JOYN. Но есть нюанс — это операторские версии телефонов. Сейчас нельзя пойти в магазин, купить там Samsung Galaxy S3 и ожидать от него готовности работать с RCS/JOYN.

Например, «Самсунг», судя по документу на сайте GSMA, использует реализацию «стека» для «Андроид» под названием RCS-e. Но, как пояснили в Samsung, сейчас на неоператорских устройствах нет не только отдельного клиента или интеграции функций с ОС, но даже «стека» RCS. При этом у компании есть прошивки со стеком, которые могут быть поставлены операторам, говорит Олег Артамонов, технический эксперт департамента мобильных решений:

Стек RCS по умолчанию отсутствует, но может быть в любой момент включён в прошивку смартфона по запросу оператора. Это связано как с малой распространённостью RCS (по крайней мере, на данный момент), так и с желанием и с нашей стороны, и со стороны операторов выпускать в продажу устройства, которые гарантированно протестированы и сертифицированы для работы с сетью каждого конкретного оператора.

В частности, Олег подтверждает совместную работу «Самсунг» и МТС над этим вопросом:

Мы очень плотно работаем с операторами, включая и МТС, в вопросах тестирования и запуска новых сетей, так что, как только потребуется, можем по их запросу выпустить и смартфоны уже со встроенными RCS-приложениями пользовательского уровня.

МТС планирует тестовый запуск RCS в Москве и Питере уже в этом, 2014 году. Пока неизвестно, какие устройства с поддержкой новой технологии будет предлагать оператор — переговоры, по словам представителя компании, ведутся с Samsung, Sony, НТС, LG, Alcatel. Хотя очевидно, что поддерживать новую технологию будут только специальные операторские версии. Как пояснил Дмитрий Солодовников из МТС, у пользователей будет возможность установить клиентское приложение на любой телефон, но тогда работать будет только передача сообщений.

В Play доступны приложения нескольких европейских операторов. К сожалению, низкие оценки и негативные отзывы пользователей свидетельствуют скорее о не слишком хорошем старте.

В некоторых странах услуги на базе RCS уже запущенны в коммерческую эксплуатацию, но перед этим какое-то время предоставлялись бесплатно в тестовом режиме. В МТС пока не определились с тарификацией нового типа услуг: возможно, будут и пакетные предложения и препейд.

«Если новый сервис окажется успешным, это негативно скажется на доходах МТС от традиционных SMS. Оператор рассчитывает заместить выпадающие доходы и увеличить выручку от сообщений в течение двух лет» — уточняет «Интерфакс». Инвестиции МТС в дооборудование сетей и софт составили порядка 100 млн рублей, сообщают «Ведомости» со ссылкой на МТС.

* * *

Подводя итог, можно сказать, что задумка телеком-гигантов объединить всех абонентов в единую сеть хороша. Вес и ресурсы операторов и вендоров могут продавить эту идею в рынок даже если её привлекательность для клиента будет неочевидна. Вместе с тем WOW-эффекта решение не вызывает и приходится мучительно искать аргументы, почему и каким образом платформа GSMA смогла бы потеснить сегодняшних лидеров онлайн-коммуникаций из списка интернет-компаний.

Добавить 4 комментария

  • Ответить
    small_matter Андрей Винокуров

    В статье не до конца освещен пикантный момент — наши операторы хотят брать за это деньги — за каждое сообщение и каждую минуту. С обычными своми трюками с поминутной тарификацией, округлением, подключением платных и прочим дерьмом. Т е, резюмируя: абоненты готовы ставить всякие разные приложения, только чтобы не платить своим ох.фигевшим операторам втридорога и использовать их только как транспорт, а операторы видят в этом бизнесс оппортюнити и разворачивают какую то мутную, несовместимую ни с чем платформу за много много мусд, не имеющую преимуществ перед существующими решениями, чтобы (сюрприз!!!) брать деньги за то, что сейчас абоненты имеют бесплатно. Это типа как если мой районный провайдер предложит мне вместо ютьюба ходить на его локальный сервак с его говновидео, только за деньги? Thanks, but not thanks.

  • Ответить
    yorg_haider Дармоед

    > «.Если не углубляться в технические подробности, то основными приемуществами RCS для клиента, по сравнению с решениями от интернет-компаний, являются универсальная адресация на базе телефонных номеров (MSISDN) и интерконнект между сетями…" А теперь еще раз и попроще. В чем соль?

  • Ответить

    Когда-то операторы плакались, что GPRS вызовет у них выпадение доходов от WAP. И вызывал ведь. Операторам надо вводить эту свою штуку как можно быстрее и повсеместно. И бесплатно, «в тестовом режиме». И держать бесплатно как можно дольше, пока советы директоров не начнут резать головы. После этого аккуратно включать стоимость в абонентку. Только так есть какие-то шансы на победу над вотсаппом и вибером и прочими.

  • Ответить

    Приятно, когда [URL=http://roem.ru/2014/01/31/topvkshock91489/#com196168]мысли воплощаются в реальность[/URL] так резво. Месяц назад обсуждалась возможность облычных сервисов от операторов.