«Яндекс» запустил своё вычислительно-хранительное облако. Отдельным юрлицом

Развитие событий: МТС за 8,9 миллиардов рублей купили «Авантаж», 3-й крупнейший дата-центр в России (14 сентября)

Компания «Яндекс» объявила о запуске сервиса облачных вычислений и хранения данных «Яндекс.Облако», деятельность облака будет вестись от отдельного одноименного юрлица.

«Облако» было в закрытом бета-тестировании несколько месяцев c весны 2018-го года, конкурентов на этом рынке у «Яндекса» много: это и международные Amazon WS, Azure, Google Cloud; и российские Selectel, Mail.ru Cloud Solutions и другие. В отличие от западных проектов, цены «Я.Облака» зафиксированы в рублях и «Яндекс» в целом лучше умеет работать с российскими контрагентами, чем западные компании.


Mail.Ru Group запустил сервис облачного хостинга «холодных данных» в 2016-м и «горячих данных» в январе 2017. Сервис MRG поддерживает API Amazon S3, что упрощает переезд потенциальным клиентам американской компании. В частности российским сервисом воспользовали„%___YQ==“laquo;1С-Битрикс». В дальнейшем MRG дополнил своё предложение b2b-сервисом облачной инфраструктуры.


Цены на услуги «Я.Облака» ниже, чем предложения западных компаний: по расчётам «Коммерсанта»: «виртуальная машина с двухъядерным процессором и оперативной памятью 8 Гб клиенту «Облака» обойдется в 1,8 тыс. руб. в месяц, тогда как в Amazon Web Services это будет стоить 4,7 тыс. руб., в Microsoft Azure — 5,7 тыс. руб., а в Google Cloud — 4,4 тыс. руб».

Руководит «Облаком» нанятый год назад Ян Лещинский, бывший сотрудник Microsoft и Amazon. В Amazon Ян, среди прочего, занимался разработкой Aurora, реляционной базы данных заточенной под работу в клауд-сервисах. В комментарии «Коммерсанту» Лещинский сказал о том, что «Яндекс.Облако» будет работать и на зарубежных рынках: «На запуске мы работаем с резидентами РФ и компаниями, имеющими представительство в России, но скоро будем предоставлять сервис и нерезидентам, что потребует дополнительной проработки юридической стороны».

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Анатолий Орлов ex-Яндекс

    Иван, Яндекс в неделю монтирует больше новых серверов чем у всего ydf+Облака вместе взятых будет за год.
    Там идея в том что Яндекс железо покупает в 3−5 раз дешевле и глупо его не перепродавать, а облако нужно внутренним сервисам все равно.

  • Контекст комментария

    Анатолий Орлов ex-Яндекс

    Они покупают компоненты напрямую у производителей, типа Intel, Samsung (и именно эти компоненты они покупают сильно дешевле), везут сборщикам и те собирают им компы. Сборщики их собирают обычно по custom дизайну, типа дешевый нераборный корпус, общее низковольтовое питание на стойку, сразу 2 компа на одной материнке, etc.

    Вы не правы на счет себестоимости ssd/hdd/озу. Там себестоимость выглядит очень странно, там огромные вложения на CAPEX и R&D т.е. оборудование, и его наладку. Но потом сами изделия ты получаешь условно по цене песка и электричества из которого оно сделано (OPEX).

    Например (цифры с потолка) на новый процессор Intel и 2 летней давности OPEX затраты на производство одинаковые, но старый стоит в 10 раз дешевле потому как оборудование на него уже отбилось, а спрос падает. Из-за этого когда приходит большой покупатель который обеспечивает постоянный спрос на год вперед одного и того же компонента в гигантском объеме условия для него оказываются очень далеки от рыночных.

    Я например знаю, что Intel делает специализированные процессоры для Alibaba, у Ali весь софт написан на Java, поэтому они попросили выкинуть из них все инструкции которые не используют их ядро Linux и Java машина. Это к вопросу на сколько далеко готовы пойти производители железа ради крупного потребителя.

Добавить 18 комментариев

  • Ответить

    Интересно узнать чья у юр.лица юрисдикции. Есть определенные сомнения стоит ли доверять хранение своих данных компании, выполняющей неоднозначные предписания ркн.

  • Ответить
    Альтер Эго > Vic Danilov контекст

    Одновременно есть и требование хранить персональные данные россиян в России. Требование, разумеется, никак не затрагивает тот же Facebook и ему подобных. Они могут хранить ПД россиян где угодно, хоть непосредственно на серверах АНБ. РКН — де-факто не против этого.

    Российские компании более мелкого масштаба живут чуть-чуть в других условиях.

  • Ответить
    Vic Danilov > Альтер Эго контекст

    Речь все же не о ПД, а о обычных данных.

    К сожалению, в рунете уже хватает примеров, когда домены разделегировались, хостинги суспендились с потерей данных после «чихов» определенных органов. И меня интересует ситуация в этом ключе. Не то, чтобы бизнес-интерес (благо не за чертой кодексов работаем), но зная силу взмаха шашки того же РКН и полное отсутствие ответственности за эти самые взмахи не хочется работать с теми, кто им подчиняется.

    Конечно, недавний «конфликт интересов», где РКН встал на сторону Яндекса, показывает, что у рассматриваемой компании есть некие «преференции», но вопрос их нахождения в правовом поле не очень очевиден. Точнее в трактовке РКНом этого самого правового поля.

    Яндекс сейчас выглядит выгоднее того же Azure, но вот как второй работает с российскими органами удалось увидеть. Не думаю, что Яндекс сможет так же ответить «Ай донт андерстант ват из зе проблем из».

  • Ответить

    >>Если вы считаете, что зарубежный хостинг никак от РКН не страдает, то у меня для вас плохие новости

    Тут больше вопрос как страдают Клиенты зарубежных хостингов от действий РКН. И стоит учитывать, что при атакующих действиях РКН в двух случаях:
    1. Клиент — нерезидент на зарубежном хостинге;
    2. Клиент — нерезидент на Яндекс.Облаке (когда появится возможность, если вообще появится, конечно)

    будут совершенно различные итоги для Клиента.

  • Ответить

    Рискну предположить, что у «Яндекса» образовался определённый пул недозагруженного железа. Например, того, что выделялось под закрывшуюся в начале 2018 года Yandex Data Factory. Интересно, что домен YDF yandexdatafactory.com сейчас редиректит именно на cloud.yandex.ru, плюс бета «Облака» появилась не до закрытия YDF, а после. С точки зрения «Яндекса» у нового проекта ноль капитальных расходов, только привычные расходы на ФОТ и эксплуатационные. На уже купленное и подключённое железо накатили стек существовавших и ранее технологий «Яндекса», за 9 месяцев написали к ним «розничную витрину» и вперёд. В противном случае российскому поисковику пришлось бы ждать нового роста Рунета (которого не будет, поисковик давно это понял и превратил себя в телевизор на 49%, в Такси, в Беру! и во что угодно, кроме интернета). Либо сочинять совсем-совсем новый сервис, что выглядит очень сложной задачей. Сервисов и так больше чем нужно, есть всякие, в масштабах «Яндекса» почти все слишком мелкие, не бизнес, а просто на семечки.

    Если «Облако» полетит — владельцы придадут проекту дополнительное ускорение, рекламой, железяками, увеличат штатное расписание. А нет, так нет.

  • Ответить
    Анатолий Орлов ex-Яндекс

    Иван, Яндекс в неделю монтирует больше новых серверов чем у всего ydf+Облака вместе взятых будет за год.
    Там идея в том что Яндекс железо покупает в 3−5 раз дешевле и глупо его не перепродавать, а облако нужно внутренним сервисам все равно.

  • Ответить

    >по расчётам «Коммерсанта»:

    это сокрей всего не расчёты Коммерсанта, а их пресс-релиз, поскольку я именно эти данные видел и на железячных новостных сайтах

  • Ответить

    мы — это Озон? тоже не совсем маленькая компания :)

    я так догадываюсь, экономия на серверных процах, которые интел продаёт раз в 10 выше себетоимости? на ssd/hdd/озу мне кажется особо не сэкономишь — они близки к себестоимости и хорошо уходят и на открытом рынке? ну и по остальным комплектующим в общих чертах, если вам не трудно?

    и у кого крупные компании покупают сервера — у грандов типа HP, или россыпью берут железо и собирают сами?

  • Ответить
    Анатолий Орлов ex-Яндекс

    Они покупают компоненты напрямую у производителей, типа Intel, Samsung (и именно эти компоненты они покупают сильно дешевле), везут сборщикам и те собирают им компы. Сборщики их собирают обычно по custom дизайну, типа дешевый нераборный корпус, общее низковольтовое питание на стойку, сразу 2 компа на одной материнке, etc.

    Вы не правы на счет себестоимости ssd/hdd/озу. Там себестоимость выглядит очень странно, там огромные вложения на CAPEX и R&D т.е. оборудование, и его наладку. Но потом сами изделия ты получаешь условно по цене песка и электричества из которого оно сделано (OPEX).

    Например (цифры с потолка) на новый процессор Intel и 2 летней давности OPEX затраты на производство одинаковые, но старый стоит в 10 раз дешевле потому как оборудование на него уже отбилось, а спрос падает. Из-за этого когда приходит большой покупатель который обеспечивает постоянный спрос на год вперед одного и того же компонента в гигантском объеме условия для него оказываются очень далеки от рыночных.

    Я например знаю, что Intel делает специализированные процессоры для Alibaba, у Ali весь софт написан на Java, поэтому они попросили выкинуть из них все инструкции которые не используют их ядро Linux и Java машина. Это к вопросу на сколько далеко готовы пойти производители железа ради крупного потребителя.

  • Ответить

    спасибо, очень интересно. у меня-то была идея что Яндекс запасся дисками для исполнения закона Яровой (скажем для оказания услуг региональным операторам), а пока они пустуют — решил побарыжить пространством налево :)

    > ssd/hdd/озу. Там себестоимость выглядит очень странно

    как у ПО!!! интересно что наиболее передовое материальное производство по структуре стоимости приближается к интеллектуальному труду