Выходцы из «Мегафона» Усманова передали обезличенные данные обитателей соцсетей «Утконосу»

Компания выходцев из «МегаФона» oneFactor, разработчик сервисов на основе технологий машинного обучения с использованием нейронных сетей для анализа big data, запустила облачную платформу для ритейлеров. С ее помощью они смогут составлять профили клиентов на основе своих данных и партнёрских — мобильных операторов, соцсетей и Wi-Fi-провайдеров. Об этом написал vc.ru со ссылкой на представителя oneFactor. Партнеров в компании не назвали — oneFactor перестал раскрывать их лишь в 2018-м, но в 2017 гендиректор Роман Постников в беседе с РБК называл партнёром вышеупомянутый «МегаФон». Структуры контролирующего собственника «МегаФона», партнёра USM Holdings Алишер Усманова, не позднее 2017 года инвестировал в oneFactor, проект экс-разработчика рекомендательных сервисов оператора Романа Постникова. C начала того же 2017 года «МегаФон» контролирует Mail.ru Group, владельца «Одноклассников» и ВКонтакте, двух главных соцсетей России. Сегодня представитель oneFactor объяснил, что нужные продавцам пользовательские персональные данные не выходят из периметра дата-партнера (мобильного оператора и других) и не передаются третьим лицам: «не передали, а проанализировали». Похожие возможности обогатить данные с лета 2017 есть у Яндекс.Аудиторий — отличие системы «Яндекса» как минимум в том, что у конкурирующего интернет-гиганта нет собственных соцсетей, ВК или Ok или владеющего ими мобильного оператора среди собственников.

oneFactor предлагает с помощью фискальных чеков, своих и партнерских данных идентифицировать покупателей (определить пол, возраст, район проживания, интересы) и разработать персональные предложения для них. Также это помогает оценить эффективность продаж, найти подходящее месторасположение для открытия новых точек и прогнозировать товарооборот. Новый сервис уже протестировал интернет-магазин продуктов «Утконос».

Усманов присмотрит за платежами россиян со всех сторон, USM Holdings вложил 500 млн рублей в оператора фискальных данных OFD.ru → Roem.ru

В марте 2017 года стало известно, что oneFactor и группа медийных агентств Media Direction Group запустила в коммерческую эксплуатацию систему размещения рекламы, но в прошлом году шла речь наружных размещениях на билбордах с элементами искусственного интеллекта.

Весной того же года появилась новость о том, что «Сбербанк» купил у Mail.ru данные о пользователях («справочно-информационные услуги»). Стоимость контракта составила 549,3 млн рублей. Компании не раскрыли суть услуг и содержание справок. Несмотря на это, «ВКонтакте», входящая в Mail.ru Group, не разрешала компании Double Data, которая занимается созданием Big Data-решений с помощью открытых данных, использовать такие данные из соцсети в коммерческих целях. После долгих судебных разбирательств в начале этого года арбитражный апелляционный суд удовлетворил иск «ВКонтакте», но затем встал на сторону Double Data. Доступ к данным о юзерах ВК также получило и Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) — на «легальной и прозрачной основе», по словам представителя группы.

Добавить 21 комментарий

  • Ответить

    Обидные для Mail.ru события. Когда Усманов решил подчинить MRG «МегаФону» представители предпринимателя объявили, что у них планируется:

    «Сотрудничество в сфере анализа данных: компании будут сотрудничать в области предиктивной аналитики данных, чтобы улучшить сегментацию пользователей. Соглашение будет полезным для обеих сторон: для Mail.Ru Group — для технологий таргетирования рекламы»

    — иными словами, рекламу «Утконоса» обитателям соцсетей должен был рассылать не новый игрок — oneFactor, а старый, сама Mail.ru Group.

    С точки зрения Алишера Усманова эти нюансы, конечно, не имеют никакого значения, сумма всех усмановских активов остаётся неизменной, все усмановские активы работают на Усманова. Но на месте старушки Mail.ru Group я бы начал ревновать к молодой… oneFactor

  • Ответить
    Игорь Ашманов Сам себе компания

    Кажется, потом в деле Даблдейты был следующий суд, где Мылу всё-таки отказали.

    Сейчас в рамках Правового направления программы «Цифровая экономика» пишется закон об общедоступных пользовательских данных. Мыло тоже участвует в этом процессе. Легко догадаться, какую версию закона они продвигают.

  • Ответить
    Игорь Ашманов Сам себе компания

    Хотелось бы понять, что имеется в виду под термином «обезличенные».

    Если Мыло в рамках контракта не только передаёт данные пользователей партнёру, но и обязуется само показывать этим пользователям рекламу партнёра — тогда вопроса нет: настоящие ПД не выходят за контур Мыла.

    Если же добирается до пользователя партнёр, уанфактор или кто-то ещё, на других площадках и платформах, хотелось бы понять, как он узнаёт этого пользователя, какой идентификатор протаскивается через всю цепочку продаж данных.
    Что там — пересчитываемая кука, IMEI, слепок wifi, слепок Bluetooth, …?

    Мне как-то сомнительно, честно говоря, вот это «обезличенные». Непонятно.

  • Ответить
    Игорь Ашманов Сам себе компания

    Мне, кстати, почему-то кажется, что когда Мыло само показывает ультратаргетированную рекламу на основе больших данных из разных каналов своему микросегментированному пользователю на ВК и ОК, то таким ID служит не кука и не IMEI, а банальный логин, имя аккаунта.

  • Ответить

    Именно по этой причине надо заворачивать весь трафик через «бесплатные» вайфаи и опсосов на VPN. Билайн давно уже спалился, что в http трафик пиксели ставит.

    А ещё симка для смс должна быть физически в другом аппарате. Лучше на старой кнопочной Нокии с ч/б экраном. В смартфоне — симка для интернета, зарегистрированная на левое физлицо, более ни для чего не используется.

    Итого аж три симки уже нужны:
    1. левая для смартфона для интернета, из гигиенических соображений менять раз в год.
    2. левая симка для звонков всяким магазинам и сайтам третьего эшелона, на ночь можно выключать, дешевая Нокия.
    3. симка для банкстеров, госуслуг, важных сайтов и звонков первого круга (родственники и коллеги), — эта обязательно на себя регается, строго.

    Это без учита того, что смартфона хорошо иметь два, второй — чтобы ставить всякие дикие приложения, дабы не заразить основной смартфон.

  • Ответить

    Игорь, мне кажется все же идентификация в первой итерации происходит по номеру телефону и email, а также может стоять код сервиса, который подгружает профили пользователей из соц.сетей, если они залогинены. А второй итерацией — imei, куки

  • Ответить

    Эти соображения про три телефона — для тех, кто не понимает, что телефоны по слепку вайфаев, блютусов, по пребыванию в одной точке и прочему давно объединяются, то есть заражаются без физического или программного контакта.
    И объединяются с ноутбуком, телефоном жены и т. п.

  • Ответить

    >> то телефоны по слепку вайфаев, блютусов, по пребыванию в одной точке и прочему давно объединяются

    это да. факт. и независимо от даже и оператора и даже и способу получения сигнала. (например, одни гаджет по джпрс, другой по вайфаю).

  • Ответить
    Игорь Ашманов Сам себе компания

    Я думаю, что в конце концов за 2−3 года это ханжеское и жеманное обезличивание и протаскивание сквозь цепочку продаж ПД пользователей разных там ID ограниченного применения, типа IMEI и сигнатур окружения в концев концов сведётся к единственному надёжному и постоянному ID пользователя, который есть у него всегда и всю жизнь: ФИО и году рождения.

    Заход в любую базу данных пользователей будет происходить по этому естественному и единственно верному ключу. А потом, естественно, и Печать зверя: ИНН.

  • Ответить
    Игорь Ашманов Сам себе компания

    Есть известный кейс про прослушку микрофона Яндексом и прочими фейсбуками.
    Это вообще довольно старая легенда, много доводов и кесов как за, так и против.

    Ну так вот. Один пользователь пишет, что вот, он в Москве, сидит за компьютером, жена из Питера звонит, говорит, что бачок унитаза в квартире сломался, надо искать сантехника. Он ей отвечает — ну вызови там кого-то по Интернету.
    Возвращается к экрану, через некоторое время Яндекс начинает везде подсовывать сантехников.
    Ясно, что слушал, гад, разговор через микрофон ноутбука.

    На самом деле есть второе, более рациональное объяснение: его телефон, ноутбук и ноутбук/ телефон жены в Питере давно объединены Яндексом в одну рекламную площадочку. Потому что кросс-платформенный анализ делается уже давно и эффективно.

    И когда жена в Питере начала искать сантехника, мужу в Москве тоже стали их показывать.

  • Ответить
    Игорь Ашманов Сам себе компания

    Есть известный кейс про прослушку микрофона Яндексом и прочими фейсбуками.
    Это вообще довольно старая легенда, много доводов и кейсов как за, так и против.

    Ну так вот. Один пользователь пишет, что вот, он в Москве, сидит за компьютером, жена из Питера звонит, говорит, что бачок унитаза в квартире сломался, надо искать сантехника. Он ей отвечает — ну вызови там кого-то по Интернету.
    Возвращается к экрану, через некоторое время Яндекс начинает везде подсовывать сантехников.
    Ясно, что слушал, гад, разговор через микрофон ноутбука.

    На самом деле есть второе, более рациональное объяснение: его телефон, ноутбук и ноутбук/ телефон жены в Питере давно объединены Яндексом в одну рекламную площадочку. Потому что кросс-платформенный анализ делается уже давно и эффективно.

    И когда жена в Питере начала искать сантехника, мужу в Москве тоже стали их показывать.

  • Ответить

    В мире много плохого, но всё же фантазировать-то не стоит.

    Не вижу проблемы в том, что мои три симки (а реально — больше: белорусская, якутская, крымская, вьетнамская и т. д.) очень легко «склеиваются» по IMEI и треку вышек. Реально это меня волнует меньше всего, я не скрываюсь от вождей, не объявлен в розыск. Но минимальная защита от кражи в палатке опсосов у меня есть — не важные симки стоит оформлять на таджиков. А важные симки (номера телефонов) — не светить где попало.

    Более того, на РОЕМ я обычно захожу без VPN, хотя Ашманов видит мои айпишники. В целом я вообще ни от кого не скрываюсь, выйти на меня легко — можно банально просто написать. Я защищаюсь от банальных коммерсов, а не от вождей/спецслужб и каких-то следящих личностей.

    И вот от коммерсов моя система защищена хорошо. Ну т.е. косяки есть, но они не значительные и особенно не тяготят меня. Главное отсечь какие-то базовые вещи, например, связку твоего GPS-трека, номера телефона и банковской карточки.

    Учитывая то, что данные в государстве вообще продаются любые и на кого угодно, особо рассчитывать на приватную жизнь не приходится. Лично для меня важно защитить свою голову от входящего мусорного коммерса. При этом я (как и все) являюсь потребителем, хожу в магазины и т. д., но бигдате я скорее наношу вред своими искаженными данными.

  • Ответить

    На самом деле есть второе, более рациональное объяснение: его телефон, ноутбук и ноутбук/ телефон жены в Питере давно объединены Яндексом в одну рекламную площадочку. Потому что кросс-платформенный анализ делается уже давно и эффективно.

    У них там всё уже поклеено десяток раз.

    У меня даже между компами склейки нет. Почему? Потому что логин в Гугле, Яндексе, Пейсбучике — всё от разных изолированных браузеров. Ну и периодическая чистка кук, это не считая блокировщиков.

    Ещё пару лет назад мне казалось сложным это всё, оказалось — даже легче, чем чистить зубы и полоскать листерином.

  • Ответить

    Более того, на РОЕМ я обычно захожу без VPN, хотя Ашманов видит мои айпишники.

    Ну вот видишь, чувак, у тебя всё-таки мания преследования. Во-первых, я не вижу ничьих айпишников, я тут пользователь (может, их видит Синодов, можешь у него спросить), во-вторых, ты неуловимый Джо.

  • Ответить

    С позиции криптогика нет никакой разницы «может видеть» и «видит». Да и логи полные есть, т.е. при желании можно всё увидеть. Это банальности, которые просто стоит учитывать в каждодневной практике: какая среза безопасная, какая потенциально несёт угрозы.

    Неуловимый Джо — это всё же от контекста зависит. Папа Римский в обычной одежде в Китае тоже будет неуловимым Джо.

  • Ответить

    Ну вот, например, если вы пользуетесь приложением для такси, то оно уже знает ваш рекламный идентификатор, ваши координаты, ваш номер телефона и банковскую карту. По координатам частого вызова такси вычисляет места дом/работа. Если вы часто приезжаете с одними и теми же людьми в одинаковые адреса, то Большой Брат понимает, что вы знакомы. И так далее.
    Или вы вызываете такси со старенькой нокии и платите кешем?

  • Ответить

    Если вы являетесь безусловным конечным получателем услуги-товара, то к чему вообще весь «одесский Привоз» про персональные данные?

Для добавления комментария войдите или зарегистрируйтесь.