Великое переселение бюджетов

Александр Садовский, руководитель поисковых веб-сервисов «Яндекса», на Internet Business Conference (бывшая «Ашмановка») достаточно долго и, не побоюсь этого слова, уныло рассказывал о кораблях «Яндекса», бороздящих просторы вселенной. Однако в конце выступления буквально за несколько секунд сделал объявление, которое оказалось сенсационным для оптимизаторов — «Яндекс» планирует отказаться от ссылочного ранжирования. Пока только в Москве, пока только по коммерческим запросам, пока только в 2014-м году.

Зачем это нужно «Яндексу»?

В принципе, «Яндекс» никогда не скрывал, что он всегда ориентируется на пользователей — при игре вдолгую это приносит устойчивые рыночные позиции и доход. Здесь скорее возникал вопрос о том, зачем «Яндексу» ссылочное ранжирование? Благодаря упорному пиару Google’ом «изобретённого» Pagerank, пользователи интернета постепенно привыкли ставить знак равенства между словами «релевантность» и «ссылочное ранжирование».

Эти понятия, хотя и связаны, не всегда являются синонимами. Самая прокачанная ссылками страница — не всегда релевантна пользовательским чаяниям. Даже самому Google уже достаточно давно приходится объяснять, что тот же Pagerank — хорошая вещь, конечно, но смотреть надо на другое. Вот, например, пост в блоге Гугла, где Сюзан Москва объясняет, что Pagerank ничего не значит, а вот величина конверсии, процент отказов и CTR — наоборот, очень важны. Дата поста — 2011-й год, Google Сhrome на тот момент захватил уже 10% рынка и сумел делать оценки пользовательского счастья на основе активности пользователя в браузере. То есть, ссылочное ранжирование «Яндексу» перестало быть нужным — доля Я.Браузера превышает 6 процентов: по сути, каждый 16-й пользователь Рунета является агентом «Яндекса» по оценке сайтов Рунета

(читайте лицензии софта, которым вы пользуетесь. Например, Яндекс.Браузера или Яндекс.DNS — это интересно:

5.1. Пользователь настоящим уведомлен и соглашается, что при включении в Программе функции автоматической отправки статистики, Правообладателю для целей улучшения качества предоставляемых Пользователю продуктов и сервисов в автоматическом режиме сообщается анонимная (без привязки к Пользователю) информация о посещаемом сайте, просматриваемой странице и загружаемых файлах, до момента отключения указанной функции)

При этом график роста популярности браузера «Яндекса» показывает, что в случае необходимости, доля ЯБ на рынке может быть ещё увеличена:

Яндекс.DNS уже встроен в популярные в РФ роутеры Zyxel и будет встраиваться в D-Link, Asus и другие марки. По лицензионному соглашению сбор статистики в Яндекс.DNS не отключается вообще.

То есть, пользы от учёта ссылок — никакой. А вот вреда, по мнению «Яндекса», много. И тут надо обратить внимание на оговорку Садовского, что ссылочное ранжирование выключится исключительно для Москвы и только для коммерческих запросов. То есть, негативный эффект ссылок, с точки зрения «Яндекса», заключается в том, что деньги, которые поисковик мог бы получать за рекламу товаров в «Директе» и на «Маркете», получает непонятно кто и непонятно за что. Здесь можно только порадоваться железной логике яндексоидов и невероятной, фантастической прозорливости Mail.ru Group, которая продала долю в Sape.ru Роману Абрамовичу полтора месяца назад (так и рождаются легенды о некомпетентных олигархах, ничего не понимающих в тонкостях интернет-бизнеса).

Что на кону?

Выручка ООО «Сапе» в 2012-м году приблизилась к миллиарду рублей, Pult Group (куда входит Seopult) за финансовый год 2012−2013, закончившийся в июне 2013-го заработал 54 миллиона долларов. Если б эти деньги пошли напрямую «Яндексу», то он бы смог прибавить к своей выручке 2012-го года, в размере 28,8 миллиардов рублей, почти 10%. И это не считая других, более мелких агрегаторов ссылок.

Юрий Синодов, sinodov@roem.ru

Добавить 24 комментария

  • Ответить

    Очевидно Яндекс устраивает невнимательность и неосведомленность людей, соглашающихся не глядя с лицензионным соглашением. Информация не пахнет, но стоит денег.

  • Ответить
    dima5ty гасконец

    > Если б эти деньги пошли напрямую «Яндексу», то он бы смог прибавить к своей выручке 2012-го года, в размере 28,8 миллиардов рублей, почти 10%. И это не считая других, более мелких агрегаторов ссылок. Это неправильная логика. В правильной логике было бы минус 30, а не плюс 10.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Благодаря упорному пиару Google’ом «изобретённого» Pagerank, пользователи интернета постепенно привыкли ставить знак равенства между словами «релевантность» и «ссылочное ранжирование». Юрий, не позорьтесь — не пользуйтесь терминами, которые не понимаете. Pagerank ≠ ссылочное хотя его расчет и основан на ссылках. ссылочное ранжирование «Яндексу» перестало быть нужным В мск по коммерческим запросам всё релевантно на сотни позиций, местами Яндекс [url=http://roem.ru/2011/03/11/addednews19827/#com87277]пытался эту релевантность снижать[/url]. «В Москве сайты по пластиковым окнам можно по случайному счетчику показывать» © Игорь Станиславович От ссылочного-вообще Яндекс не находит в себе сил отказаться. Поэтому великого переселения бюджетов не будет. И чистоты выдачи по информационным запросам тоже не будет.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Яндекс.DNS в анализе поведения пользователей разве может помочь? Первый запрос к сайту он может и видит, а дальше — вряд ли.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Ерунда это все. Отключит ссылки по коммерческим, будет их втягивать через клики по некоммерческим, клики не из Москвы и клики Google, которые украдет в Яндекс.Браузере.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Михалыч. Прямые цитаты (из Синодова в данном случае) надо брать в кавычки. А то выглядит, как попытка выдать за свое.

  • Ответить

    Как раз вчера выключил у себя подключенный было ради эксперимента Yandex.DNS, три дня отказов это too much (испытал тот самый уже подзабытый катарсис, когда интернет у тебя очень плохой и вдруг в мгновение ока превращается в очень хороший).

  • Ответить
    Альтер Эго

    Объясните профану, а что мешает разреверсить что этот браузер там посылает, написать программку которая делает то же самое для своих сайтов, заинсталлить на мильон машин и наслаждаться жизнью?

  • Ответить
    Альтер Эго

    Сергей Цыганюк, вы, например, читали лицензионные соглашения Эппла и Гугла, которые напрямую передают все и всех в АНБ?:)

  • Ответить

    Объясните профану, а что мешает разреверсить что этот браузер там посылает, написать программку которая делает то же самое для своих сайтов, заинсталлить на мильон машин и наслаждаться жизнью? Бекграунд Яндекс.Браузера исследует людей. Мешает постоянное единомоментное исследование 6 миллионов веб-серферов. Изолированный сигнал от 1 браузера — мало что даёт. А написать систему, что будет эмулировать естественное онлайн-поведение миллиона человек непросто. Боты должны жить естественной жизнью в соцсетях, пользоваться почтой, забывать обновлять flash и завирусовываться. Нормальный человек покупает 1 телефон раз в полтора года. Значит для условного сайта с телефоном 1 браузер-бот должен полтора года ходить по чему угодно и лишь 1 раз в год эмулировать покупку на продвигаемом сайте. Бессмыслица.

  • Ответить

    Иван, интересный вопрос затронули. Получается, сейчас и в ближайшем будущем индикатором отделяющим человека от робота является некое стереотипное поведение. Как раз типа покупать телефон раз в год. А какой-нибудь обеспеченный техногик покупающий телефоны раз в пару недель/месяц — дюже подозрительный. И чтобы нормально жить в обществе придется стремиться в «среднему арифметическому» во всех аспектах. Мило. Кто тут в другую галактику крайний?

  • Ответить
    Альтер Эго

    > А написать систему, что будет эмулировать естественное онлайн-поведение миллиона человек непросто. А зачем что-то «эмулировать»? Написано же «заинсталлить»

  • Ответить
    BigBrother Helmet-A

    Мда, ну вот что я год назад у Васи Ткачева на конференции говорил? На самом деле, ссылочное уже давно вспомогательный фактор.

  • Ответить
    Альтер Эго

    >доля Я.Браузера превышает 6 процентов: по сути, каждый 16-й пользователь Рунета является агентом «Яндекса» по оценке сайтов Рунета Мало это для того, чтоб сайты без ссылочного ранжировать.

  • Ответить

    Очевидно Яндекс продвигает свой Директ. Только не совсем понятно, зачем недели две назад он презентовал новый АГС. Непонятна логика появления нового АГС, если Яндекс отказывается от ссылок «вообще». Скорее всего Яндекс застолбит ТОП по свервысокочастотникам в Москве, в который и так было тяжело пробиться. Вообще они уже делали что то подобное, в прошлый раз выдача была настолько нерелевантна, что пользователи переходили только по Директу. Сейчас бессмысленно что то обсуждать, но после НГ посмотрим, что же такого выдумал яндекс.

  • Ответить

    Очевидно Яндекс продвигает свой Директ. Зачем было две недели назад презентовать новый АГС, если планировали совсем отказаться от ссылок. Скорее всего, они просто хотят застолбить московский ТОП по свервысокочастотникам, который и так последнее время был каменным. Что же, посмотрим, как то раз они уже убирали ранжирование по ссылкам, и тогда выдача была полной помойкой. Что будет на этот раз в кино с 1 января 2014)