Дурову нужен новый домен для западного рынка

Глава ВКонтакте Павел Дуров вступил в заочную полемику с управляющим партнером Russian Ventures Евгением Гордеевым, на днях прочитавшим в соцсетях лекцию о нейминге интернет-проектов:

(...)Большинство людей ошибочно думают, что проект можно назвать как хочешь, а пользователи его найдут потом по памяти или через поиск.

Основатели упускают три больших детали:

- Самый лучший виральный эффект - это из уст в уста - когда один человек другому говорит "Зайди на Озон".

- Человек с разбега не может прочитать и запомнить слова длинней 6 букв, тем более, если они ничего не значат

- Даже если он уже с вами работал, он будет сидеть и мучительно вспоминать "Эрбибибиэн? Бибиэнэр? Тьфу, лучше на Букинг зайду!"(...)

Дуров, который с недавних пор тоже интересуется стартапами как грантодатель, придерживается другого мнения:

К слову о длине названий для стартапов. Здесь выше кто-то из самопровозглашенных авторитетов утверждает, что "человек с разбега не может прочитать и запомнить слова длинней 6 букв". Добро пожаловать в реальный мир — все (то есть вообще все) успешные социальные сети имеют названия длиннее 6 букв (facebook, twitter, pinterest, instagram, vkontakte, odnoklassniki, linkedin, youtube, livejournal, blogspot, whatsapp...). Название должно быть понятным и уникальным, длина сама по себе не принципиальна. Но проблема с короткими названиями как раз в том, что они редко бывают понятными и уникальными одновременно.

Причина стагнации сетей с короткими названиями вроде Path лежит не только в самом названии, но и в образе мыслей их основателей. То, что они выбрали себе короткое название и инвестировали в него, определяет их как людей, которые делают упор не на том, что нужно. Для успеха продукта красота и минимализм важны, но не сами по себе, а только в контексте удобства и простоты восприятия.

Говоря об удачных названиях, Дуров признал проблемы с позиционированием ВКонтакте под новейшим именем VK.com:

Кстати, проблема позиционирования ВКонтакте на Западе заключается не в последнюю очередь в краткости и непонятности короткого домена (vk.com). Намного лучше для интернационализации сработало бы как раз что-то длиннее 6 букв вроде intouch.com или incontact.com. Поэтому переезд на vk.com, вопреки мнению многочисленных "знакотов рынка", был сугубо локальным шагом. Глобальным шагом был бы переезд на что-то длиннее 6 букв.

Но на горе киберсквоттерам, сегодня вопрос уже не столько в домене, сколько в названии приложения в AppStore и Play Market. В 2013 году конкуренция настолько высока, что название, домен и логотип проекта должны бить в одну точку — объяснять его суть. У людей нет времени на то, чтобы восхищаться краткостью вашего абстрактного названия и концептуальностью иконки, а затем читать длинную расшифровку с описанием реальной функциональности. При просмотре списка иконок с названиями в AppStore пользователь хочет сразу получать примерное представление о том, для чего ему нужно ваше приложение.

Стоит заметить, что, вопреки мнению Дурова, в интернете есть и популярные соцсети с названиями в пределах 6 символов, например американские Tumblr и Flickr, европейская Badoo, китайские RenRen (между прочим, переименованная из Xiaonei) и QQ. То же касается и осмысленности бренда-адреса. Почему, например, соцсеть с совершенно бессмысленным названием Orkut (по имени разработчика Оркута Бьюкоктена), не взлетела в Северной Америке, на которую изначально запускалась, но обрела популярность в Бразилии? И что будет с бесхарактерным My.com, на который делает ставку российская Mail.ru Group? 

Комментарий представителя компании

  • Контекст комментария

    Евгений Гордеев Russian Ventures

    Кстати, my.com — это гениальнейший из доменов, на котором можно будет развернуть «историю» любого профиля. Честно говоря, с 1997 года это лучший домен, который купили в Mail.ru после, собственно, mail.ru. Бренд VK же поднять очень тяжело. Он европейцу или американцу вообще ни о чем не говорит. Да и сам логотип не совсем удачным вышел, хоть и имеет смешную форму орла. Не удивлюсь, если для масштабной мировой экспанции Павел в итоге выберет еще один бренд. Кстати, Андрей, который Андреев, всегда имел страcть и умение назвать компании ярко и кратко — Spylog, Begun, Badoo.

Лучшие комментарии

Добавить 23 комментария

  • Ответить

    Кстати, my.com — это гениальнейший из доменов, на котором можно будет развернуть «историю» любого профиля. Честно говоря, с 1997 года это лучший домен, который купили в Mail.ru после, собственно, mail.ru. Бренд VK же поднять очень тяжело. Он европейцу или американцу вообще ни о чем не говорит. Да и сам логотип не совсем удачным вышел, хоть и имеет смешную форму орла. Не удивлюсь, если для масштабной мировой экспанции Павел в итоге выберет еще один бренд. Кстати, Андрей, который Андреев, всегда имел страcть и умение назвать компании ярко и кратко — Spylog, Begun, Badoo.

  • Ответить

    ИзвиниТЕ, не удержался =) Коммент с ФБ: Ответ есть в книге Код Дурова. Вполне кстати любопытное чтиво. Там рассказывается, что Павел учился в спец школе для одарённых. В их тусовке все с ранних лет друг друга на Вы называют…даже девушек, которым собираются влупить)) from http://www.facebook.com/rusvc/posts/10151468218644861?comment_id=25309830&offset=0&total_comments=38

  • Ответить

    > Поэтому переезд на vk.com, вопреки мнению многочисленных «знакотов рынка», был сугубо локальным шагом и что, против кого теперь этот «poison pill» направлен? вроде все и так все продают…

  • Ответить

    … Послушались Осла: уселись чинно в ряд; А все-таки Квартет нейдет на лад. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть. Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье. «Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть, Скажи лишь, как нам сесть!» — «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, — Им отвечает Соловей, — А вы, друзья, как ни садитесь; Всё в музыканты не годитесь». © Иван Крылов

  • Ответить

    Ну вот теперь классическая история про логотипы FMCG добралась до доменов — после того как компании 15−20 лет упорно и успешно работали и сделали свои названия супердорогими брендами, людям, немножко поработавшим в интернете и чуть-чуть знающим английский, кажется, что именно названия были частью их успеха. Посчитал ли Гордеев сколько на свалке истории пылятся проектов с коротким названием? Давно ли он заходил на buy.com? Понимает ли он, что мало кто из англоговорящих точно знает, как произносится amazon, и что из англоговорящих никто не испытывает проблем с запоминанием airbnb? Исследовал ли он почему booking популярнее hotels (кстати, оба домена работают во множественном и в единственном числе — от простоты запоминания, видимо), а ozon популярнее books.ru? Дружище, если ты управляющий фонда — это не значит, что ты всё знаешь лучше всех. Это обычно значит, что ты понимаешь в финансах, готов рискнуть чужими деньгами и за это ответить. PR конечно PRом, но все всё понимают, не надо пытаться делать вид про большую долю осмысленности в действиях венчурных фондов — сплошное казино с небольшой долей риск-менеджмента.

  • Ответить

    Интересно, почему один из самых популярных новых потребительских сервисов пучок мейджеров назвали просто — hulu? Как все же мало люди понимают в брендинге в принцине.

  • Ответить

    а я вот что вверну. Memki с точки зрения нейминга — более чем правильный проект. Не говоря уж о других потребительских свойствах. (Редакция, извини, что бессовестно пользуюсь Роемом в своих целях :)

  • Ответить

    видите ли. нейминг — это когда у людей возникают новые ассоциации с брендом. > He got me invested in some kind of fruit company. > I got a call from him saying we don’t have to worry about money no more, А почему закапываю? А о чём с Вами можно говорить?

  • Ответить

    Однажды один знаток маркетинга, преподаватель курсов МВА из «Высшая школа бизнеса» в МГУ рассказывал, как Харлей-Девидсон ловко себя продвигал и закончил фразой «а вот вы сможете убедить своих клиентов сделать себе татуировку с вашим брендом?». Я сидел, записывал его умные мысли понимающего в брендинге человека и молчал о том, что ХД в свое время очень старался дистанциироваться от всех тех, кто делал тату с bar and shield. И заслуги маркетологов там нет никакой, кроме того что впоследствии оседлали они готовый тренд.

  • Ответить
    jet

    Мораль сей басни: никто не знает рецепта как предсказать и повлиять на то, что будет модно и в тренде. Маркетологи и венчурные инвесторы только пытаются оседлать волны, но сами волны, по желанию, создавать не умеют.

  • Ответить

    А также никто не вспомнил my.com, и Marlboro, и Роем, и Google, и Яндекс, и ещё всех, которых можно накидать сюда кучу. Может, потому никто и не пишет их сюда, что и так понятно?

  • Ответить

    и да, кстати, о понятных словах: что мешает http://dnevnikmalysha.ru/ стать брендом для определённой аудитории? Ничего, кроме отсутствия возможности серьёзно продвигать его у основателей, и недопонимания тех, у кого эти возможности есть, но не хватает чего-то, чтобы увидеть, что более чем возможно. (Редакция, снова извиняюсь :)

  • Ответить

    Как интересно работает бан на роеме. Комментариев Жени я не вижу за исключением вынесенного под новость в область «лучшие». При этом в треде этот же «лучший» отображается как «Комментарий заблокированного вами пользователя Eugene Gordeev». Так и должно быть? p. s. Василий, my.com в первом же комментарии упомянули.

  • Ответить

    Ну и, кстати, да! Как же все забыли гениальнейший домен майл, ой мэйл, нет маил или меил… а может мэил… Короче, любое слово такое в яндексе ищешь и попадешь куда надо!

  • Ответить

    Главное то, что экспансия жизненно необходима. Если это не будет делать VK, найдутся более предприимчивые конкуренты. А быть первым всегда лучше, это большое преимущество. Особенно для наших компаний со слабой мировой экспансией. Нужно становиться глобальнее. А с каким доменом это делать это уже второе дело. Хотя, действительно, это будет полезно. Можно вообще приобрести несколько разных интересных доменов, ведущих на один сайт, и посмотреть какой из них выстрелит.