Российский рынок мобильного эквайринга: громких событий почти нет, но перспективы весьма радужные

Развитие событий: "У бизнеса нет принципиальной необходимости в mPOS" (6 марта 2015)

Последний из серии обзоров (первый, второй) mPOS-рынка в России посвящен событиям, трендам и драйверам рынка.

Громких событий, впрочем, на рынке практически нет. Его участники смогли назвать только четыре серьезные новости, главная из которых - эксперимент Федеральной налоговой службы по облачной фискализации.

Главная идея ФНС - что кассовое ПО может передавать данные в налоговую в онлайн-режиме. С API налоговой в частности работает LifePay, Pay-me и 2can, то есть их mPOS-ридеры могут сразу отсылать данные налоговикам, если компания-клиент хочет участвовать в этом эксперименте. "Предложенная ФНС технология позволяет, в числе прочего, формировать кассовый чек не на традиционном контрольно-кассовом аппарате, а из «облака» с помощью смартфона/планшета", отмечает руководитель 2can Николай Жмуренко.

"Если технология будет принята на законодательном уровне, то это даст мощный толчок к появлению мобильных кассы и развитию мобильного эквайринга", считает CEO Pay-Me Владимир Канин.

Среди других важных событий игроки отметили покупку Лайф.Средой азиатского игрока (с российскими, впрочем корнями) iBox и планы объединить его с LifePay, чтобы получить единого глобального игрока. А также запуск "Сбербанком" пилотного проекта по mPOS с 2can и появление среди пользователей мобильного эквайринга крупных компаний.

Тренды российского mPOS-рынка

1. Создавать вокруг себя экосистему.
Сегодня большинство mPOS игроков научились быстро наращивать аудиторию, но для монетизации им необходимо встраиваться в инфраструктуру - либо уже в существующую, либо создавать экосистему вокруг себя, говорит руководитель Qiwi Venture Ольга Туржанская.

Сейчас многие крупные игроки на глобальном рынке идут по пути выстраивания инфраструктуры вокруг себя. Эта стратегия хоть и дорогостоящая ( часть сервисов покупается, часть создается с нуля), но а долгосрочной перспективе более выгодная, так как позволит замкнуть mPOS сервису денежные потоки на себе.

mPOS-сервисы окончательно перестанут быть только средством приема платежей, согласен руководитель LifePay Russia Владимир Акимов

Это будут полноценные экосистемы для управления бизнесом, включающие в себя CRM, бизнес-аналитику, программы лояльности, решения для отдельных сегментов бизнеса (например, каким сегодня являются мобильные кассы на основе планшетов), онлайн-кредитование, электронный кошелек, сервис предзаказов и т.д.

На Западе этот тренд виден еще отчетливей, говорит он:

Крупные игроки, такие как Square, iZettle, SumUp все дальше уходят от позиционирования своего сервиса как мобильного ридера для приема карт: сегодня они создают экосистемы для МСБ, интегрируют сервисы mPOS, оффлайн-платежей, кредитования, программ лояльности, аналитических платформ, конструкторов сайтов и приложений. Что важно, эта тенденция идет не только со стороны mPOS и платёжных проектов, но со стороны программ лояльности, PFM-сервисов и др. На базе ридера создается целое облако сервисов для малого бизнеса, которые призваны помочь ему существенно увеличить свой доход. Эта же тенденция сейчас есть и в развитии нашего сервиса.

2. Появление терминалов с NFC
Развиваются не только технологии безналичных платежей, но и технологии для их приема, говорит Акимов:

Мобильные ридеры уже прошли путь от ридера, принимающего только карты с магнитной лентой, до самого современного и безопасного ридера Chip&Pin для приема чиповых карт. В ближайшее время большинство игроков перейдут на технологии бесконтактного приема платежей, будут активно развивать собственные мобильные кошельки и в целом избавят конечного пользователя от необходимости доставать свою банковскую карту при покупке.

3. Мобильная касса
Другое новое решение, которое будут развиваться в ближайшее время - мобильная касса, которая позволит не только провести платеж, но и распечатать кассовый чек, говорит Канин.

Так или иначе все провайдеры стремятся дополнить свои сервисы чем то еще, сейчас идет активный этап поиска нужных сервисов. Пока все более менее уверены, что касса будет востребованным продуктом, вопрос только в какой момент времени.

4. Распространение в регионах
Именно за счет регионов будет идти основной рост mPOS-рынка в объемах, считает Туржанская.

5. Рост использования банковских карт в принципе.
В России растет культура использования банковских карт в принципе, а значит, и рынок mPOS-терминалов подтянется вслед за ними, говорит Канин. За последние два года в обычном эквайринге объем транзакций вырос в 2,5 раза, отмечает он. А рынок mPOS-устройств, по его данным, составляет меньше 0,05% всего рынка mPOS-терминалов.

***

У россиян на руках довольно большое число банковских карт - больше 220 млн, отмечают игроки рынка. Сам по себе этот факт дает основания полагать, что mPOS-сервисы будут неплохо расти.

Карт много, а инфраструктура по их приему слабо развита, отмечает Акимов. А mPOS-терминалы доступны, дешевые, простые в освоении и предлагают дополнительные бесплатные сервисы вроде CRM и бизнес-аналитики.

Непростая ситуация в экономике и банковском секторе, как ни странно, тоже играет на руку mPOS, считает Канин. "В кризисное время банки с кредитных и депозитных продуктов переходят на комиссионные и стремятся развиваться в этом направлении. Надеемся, что в этом году внимание к эмиссии и эквайрингу со стороны банков будет высоким".

Через 5-10 лет большая часть торговых точек будет оборудована именно mPOS, считает аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Антон Сороко. "Самый важный драйвер роста - простота использования клиентом".