О безопасности перевозок Бла-Бла-Кар
Всем привет! Настоятельно прошу пошарить этот пост, чтобы обезопасить вас и ваших друзей, вне зависимости от того пассажир вы или водитель. blablacar.ru.
В первый раз решил воспользоваться бла-бла-кар, как водитель на маршруте Москва-Сочи. Маршрут проходил через Воронеж и Краснодар с остановками на ночь в этих городах. Желающих быть моими попутчиками оказалось не менее 50.
Прочитав историю с пропажей водителя Audi на бла-бла-кар и осознавая, что попутчики могут быть кем угодно, я подошел к делу так: у каждого сфотографировал первую страницу паспорта и отправил жене на почту копии, и просил прилать аккаунты в соц-сетях. Также я поделился с ней своей геопозицией, чтобы постоянно можно было отслеживать мои передвижения. Казалось бы подстраховался.
Немного про экономику. Я перевез 5 тщательно осмотренных посылок (2500р), от Москвы до Воронежа я подвез двоих попутчиков (1500р), от Воронежа до Краснодара еще двоих (2000р). Неплохо? Ну да, окупились ночевки в гостиницах (2х1200), питание (1000) и частично бензин (всего ушло 4х2000). Но, как говорится, всегда найдется НО...
Из Краснодара до Сочи попросились подвести два мужчины. Первый - интернет-предприниматель лет 30, второй - мужчина 45+, веселый, говорливый, судя по разговору - прораб в строительстве. Последний позвонил в 5 утра и очень просил довести до Сочи на "строительный объект", второпях я его проверить не успел. Выехали из Краснодара в 7 утра. На вид он был обычный прораб, ничего подозрительного. По дороге говорили на отвлеченные темы, от особенностей строительного бизнеса до философских аспектов мироздания.
Суть принципа Гейзенберга обсудить не успели, так как часа через два после Краснодара нас остановили на посту ГИБДД для формальной проверки документов. Сделали беглый осмотр вещей. В личной сумке того самого "строителя" быстро нашли некое вещество в зеленых гранулах, завернутое в пластиковый пакет. Далее события развивались таким образом:
До 11-00 "строителя" обыскивали, снимая на камеру и в присутствии понятых. Звучали соответсвенные вопросы - откуда товар, кому, зачем, при каких обстоятельствах. Слышались обрывки фраз - "попросили подвезти, кто - не знаю, кто-то из интернета", "да это пробники косметики". Нас с интернет-предпринимателям обыскивали не менее тщательно, правда без камеры. Весь багаж был вывернут, прощупана одежда, авто "просвечено" полностью. Не осмотрели пожалуй только подвеску, и то потому, что вызвали собаку, которая обнюхала весь "периметр" автомобиля.
Так как в автомобиле и наших личных вещах ничего не нашли, нас попросили подождать на стоянке у поста всего "пару часов". У меня были изъяты документы на машину, а у попутчика - паспорт. Эти “два” часа длились не менее пяти. В течение этого времени сотрудники ГИБДД не отвечали на наши вопросы, когда нас отпустят и в чем именно нас обвиняют, ссылалясь на следователей, которые были ими вызваны из ближайшего МВД.
Ближе к 18-00 нас попросили дать показания и подписать объяснительные, в которых по сути описывалось изложенная выше ситуация и доказывалось, что мы ничего общего с задержанным не имеем, и тем более, не являемся подельниками. Далее на моем автомобиле мы проследовали в отделение МВД, где в "приемной" мы ждали еще пару часов. Следует отметить, что больше того "строителя" мы уже не видели.
Когда уже совсем стемнело, а это уже после 20 часов, вышел опер-уполномоченный и предъявил нам административный протокол, в котором мы подозревались в употреблении наркотиков. Далее последовало:
- снятие опечатков пальцев (через большой новомодный сканер)
- фотографирование (современный цифровой фотоаппарат)
- и... самое примечательное (!) поездка в зарешетчатой камере полицейского УАЗика в сопровождении четырех (!) сотрудников полиции. Поехали мы в ближайшую больницу сдавать анализы на применение запрещенных средств. Анализы естественно ничего не показали.
Далее мы подписали бумаги о том, что явимся к следователю при первой необходимости и в “23 с копейками” вечера вышли за ворота отделения...
Пожалуй, в этой истории мне не кого винить, кроме самого себя (пропустил проверку пассажира). Прям вот именно этого. Однако масса плюсов:
- от попутчика узнал массу нового про event-бизнес и его продвижение в соц-сетях
- была возможность поработать в течение часов восьми. на посту был прекрасный 3G
- стал разбираться в процедуре досмотра авто и обыске водителей smile emoticon
Итак, чтобы снизить вероятность тюремного заключения от 3х лет (см ниже почему), рекомендации по проверке попутчика ДО поездки:
- спросить о наличии паспорта, сделать его копию, отправить копию друзьям или родственникам.
- проверить аккаунт социальных сетей - кол-во друзей и что за друзья, частота постов.
- спросите сколько будет со-попутчиков, какой багаж и что в нем. Проверьте каждого попутчика.
Желательно в машину поставить gps-маяк или через iphone пошарить свое местонахождение родственникам.
Во время поездки:
- желательно чтобы попутчик ехал на переднем сидении.
- попутчик не должен оставаться один в автомобиле, например во время заправки.
- во время остановки сотрудниками ГИБДД следите за руками попутчика. Хотя понимаю что на практике это мало возможно.
все эти меры нужны для того, чтобы снизить риск внезапного "скидывания" товара.
Рекомендации по проверке груза (если через вас хотят что-то передать):
- тот кто передает должен внушать доверие, попросите сделать скан паспорта.
- спросите от кого и кому, что внутри груза если коробка запечатана.
- обязательно откройте коробку, конверт и т.п., тщательно осмотрите содержимое, а в случае если отправитель противится этим пунктам по любой причине - сразу отказывайте.
НЕ передавайте вообще:
- груз, который сложно вскрыть и проверить, например чучела животных (да-да, были желающие перевести чучело волка в полный рост, так сказать), запечатанные коробки моб/телефонов, пакет концентрированного сока и подобное.
- образцы "морской соли для ванны", "тестовые" химические препараты, таблетки/лекарства "для бабушки" и что-то подобное.
- запечатанные конверты с документами. требуйте их вскрывать!
Пренебрежение этими правилами вам может грозить ст 228 УК РФ - срок до 3-х лет и то если размер "партии" небольшой.
Будьте бдительны, берегите себя и своих близких!
PS
Через неделю после описанных выше событий позвонил следователь и попросил приехать на допрос. "Всего на 10 минут". Впрочем, это действительно было 10 минут. За которые:
- я узнал, что тому "строителю" грозит 15 лет за транспортировку в особо крупных размерах (около 1 кг), далее следовало сложное название наркотического вещества.
- что если бы "строитель" положил свой пакет в карман сидения или бардачок, то у меня, как водителя, были бы большие неприятности, вплоть до соучастника.
- подписал протокол допроса свидетеля, который подтверждал историю выше.
И выйдя за ворота МВД я тут же представил ситуацию, когда ко мне садится попутчик (даже с паспортом гражданина РФ и активным профилем в ВК), который всю дорогу пьет чай из небольшого термоса и для удобства этот термос ставит в карман у двери автомобиля - ничего подозрительного же! На посту ГИБДД термос остается в машине. В личных вещах попутчика ничего не найдено. А вот у термоса нашли второе дно, в котором 1кг запрещенного вещества. Попутчик говорит, что термос в глаза не видел. В машине мы едем вдвоем. От такого сценария застраховаться мне кажется нереально. Поэтому экономия в 6 тыс руб на бензине в обмен на срок от 3х лет (а то и 15 лет) как-то несравнимы. В общем подумайте 10 раз прежде чем пользоваться бла-бла-кар.
Posted by Dmitry Malin on Friday, 6 May 2016
Обсуждаемое
РБК предупредил о неслучайности проблем доступа к Youtube из сетей мобильных операторов — сервис полностью забанят в декабре 3 Роскомнадзор перепишет пользователей, занимающихся спуфингом ТСПУ 1 «Яндексу» можно будет пожаловаться на дорогое такси 1 Закрытие «Большой российской энциклопедии» оформили через полтора года после запуска — Ruwiki станет её наследником РБК залил вином пустоты, образовавшиеся после ухода иностранных брендов
Добавить 37 комментариев
Нормальный заход в сторону Блаблакара перед турсезоном
Если б Малина лично не знал, очень сильно подозревал бы чёрный пиар.
не совсем понятно как проверка паспортов и соцсетей поможет обезопаситься от наркокурьера.
Вот это да! Даже для черного пиара очень правдоподобно. Российским ментам что-то доказать невозможно, тем более в описываемой ситуации…
Проблема не в бабло-каре, а вообще в таких сервисах. Где надо сажать в свое авто посторонних людей
Пример человека, который придумал сам себе проблему, героически её решил, затем поделился драгоценным опытом с окружающими.
Что значит «придумал»? Есть сервис, человек попробовал им воспользоваться и получил проблему, о масштабе которой заранее даже не догадывался. А то так можно договориться до того, что идя в магазин за хлебом вы создаёте себе проблему.
Ну, некоторых с детства учат не доверять слишком сильно незнакомцам, не открывать дверь в квартиру незнакомцам, не брать попутчиков на дальняк и тем более не сажать их со спины. Сами менты так постоянно говорят-говорят-говорят гражданам. Но некоторые граждане все же как вчера родились. Откуда вообще в этой ситуации менты должны знать, что это не банда наркоторговцев ехала, а просто модные хипсторы объединились через модный коворкинг с целью экономии?
Вы что, против sharing economy?
Нет. Я даже не знаю, что это такое. :)
В «Что Делать?» Николай Гаврилович раскрывает всю плюсы совместной экономии.
Слушайте, я всё понимаю, это очень ново и очень модно :) вот я например могу превратить свою квартиру в коммуналку, у меня тут пара свободных комнат, будет мне на халяву квартплата, а может и еще целых 2000 сверху заработаю, прямо как топикстартер.
Вот только коммуналки — это на самом деле не новое и модное явление, а старое, от которого большинство людей стремились всячески поскорее уйти, потому что у коммуналок и общаг минусов гораздо больше, чем плюсов их дешевизны. Я сейчас, конечно, не имею в виду модных франтов, которые покупают «илитную квартиру» и отделывают её а ля «облупленная фабрика», хмм… дайте-ка вспомнить, как это называется, ах да, «лофт».
Если мне захочется превратить свою машину в коммуналку, я лучше поеду на автобусе.
Скорее всего, прораба «вели» и задержание было не случайным. Поэтому очевидно случайного водителя вряд ли стали бы привлекать. Но. Но! Но контакты с незнакомцами сейчас оч опасны — истина никого не интересует, работает процедура. А наша процедура — та ещё дура. Впрочем, об этом предупреждал ещё классик — «Никогда не разговаривайте с неизвестными».
Интересно, а как быть таксистам? Или «шашечки» гарантируют иммунитет наподобие дипломатического?) А uber-таксисту без шашечек как жить? Опасно. Жить вообще опасно.
Выход:
1. Регистрация пассажиров на специальном сервисе, уполномоченном МВД
2. Перевозка багажа пассажиров только в спец контейнерах (опечатанных).
3. Полный обыск пассажира перед посадкой, полный контроль за ним в дороге, включая посещение им туалетов (а вдруг в дороге передадут груз).
Всего делов-то. Зато по дороге можно поговорить о тайнах мироздания)
Этот вопрос давно решен — пассажирские перевозки лицензируются :)
Всем привет. Как представитель BlaBlaCar могу сказать следующее…
1) Ситуация, мягко говоря, неприятная. Но от подобных «курьеров-одиночек» застраховаться, увы, нельзя в принципе. Пассажиров ведь не заставишь выворачивать карманы перед поездкой. Остается — смотреть внимательно отзывы/рейтинги своих потенциальных попутчиков (основа-основ всех шеринговых сервисов, сформированных на принципах саморегулирующегося сообщества) . И быть аккуратней с новичками.
2) Опыт Дмитрия для нас очень полезен. В личной переписке с ним начали обсуждать детали. Будем думать, какие правильные выводы из этого сделать, и как сделать сервис более надежным. Уже несколько свежих идей от Дмитрия есть.
3) BlaBlaCar против того, чтобы сервис использовали не по назначению. Например, чтобы водитель брал больше 4 пассажиров. Или чтобы водитель ездил на минивене. Или чтобы передавать с попутчиками посылки. Все, кто нарушают это правило, ходят по газонам с табличкой «По газонам не ходить». Плохо это или хорошо? Конечно, плохо. Можем ли мы на влиять? Лишь в некоторой степени, ведь ни водитель, ни пассажир не являются сотрудниками нашей компании и имеют право не следовать нашим правилам. Меняет ли это что-нибудь? Объясню: если у ГИБДД возникнут вопросы к добросовестному водителю-пользователю BlaBlaCar с тремя попутчиками, мы бросимся на амбразуру его защищать. Если такие проблему возникнут у водителя автобуса, который частично (или полностью) забил салон через наш сервис, мы встанем на сторону ГИБДД и закона. С посылками приблизительно та же история.
4) По поводу предположения, что в полиции могут не разбираться, чей был термос с запрещенными препаратами… Давайте не будем драматизировать. BlaBlaCar собирает достаточно данных, чтобы в полиции не возникло сомнений что два конкретных пассажира, познакомились пару часов назад непосредственно благодаря нашему сервису. Отпечатки пальцев, анализы ДНК и прочее — сегодня запросто можно определить кому принадлежит термос, кто из него пил и т.д.
Если у кого-то есть вопросы — спрашивайте. Попробую объяснить.
Вы что, против лофтов?
Господь с вами, нет конечно. Просто привел как еще один пример, когда проблему решают излишней многоходовочкой, когда есть гораздо более простые и надежные способы.
Как бы решал задачу человек, предпочитающий простые и надежные решения, если бы хотел жить среди ржавых труб и облупленных кирпичных стен? Конечно же, поехал бы на ближайшую полузаброшенную промзону и приобрел бы помещение там. Мало того, что это обошлось бы в стотыщраз дешевле, чем покупка «илитной квартиры» и её «типадизайнерская» отделка, но смотрите, сразу вырисовывается еще множество бонусов. Например, аутентичный запах — никакой дизайнерский лофт не даст вам уникальных запахов вот этой вот ржавчины, слегка плесневелого сырого кирпича, мышиных экскрементов. А звуки, мм… просто песня, откуда-то капает вода, где-то наверху копошатся голуби в крыше, а внизу вечно чем-то хрустят жирные крысы. Никакая илитная хай энд звуковая система не подарит вам такого атмосферного погружения, как бы много вы за эту систему не заплатили.
И потом, представьте себе, как вы приведете в это жилище своих гостей! Это же круче, чем платный квест, полный восторг! Вам придется ехать на джипе с большими колесами и тщательно выбирать путь, чтобы не впороться в арматурину, которая проткнет ваш автомобильно насквозь. Затем вас встретит свора красивых гавкающих разнообразных собак. Ну и так далее, что я описываю, как будто вы сами на промзоне никогда не были.
Человек, предпочитающий всему этому великолепию лофт — он для меня как человек, предпочитающий резиновую женщину. Я не вправе осуждать, у нас ведь свободная страна, но все же каждый раз задумываюсь, а что же творится в голове у таких людей? Вот как-то же они к такому приходят?
Ну и казалось бы, какая связь с кар шерингом и прочей шеринг экономи? Это опять использование готового решения против изобретения нового и сложного. Вот есть классический вариант кар шеринга — он называется автобус, а когда его изобрели какие-то французы, если не ошибаюсь, он назывался омнибус и был на конной тяге. Это оказалось очень удобно, когда работяги могли за малую копеечку добраться до работы по заранее известным маршрутам, так что скоро омнибусы распространились по всему миру, а затем коней заменили на ДВС и электрический привод. Я в общем-то и не отрицаю, что идея с разделением личного автомобиля тоже может прижиться как некая ниша общественного транспорта, более того, я и сам пару раз делился машиной со своими коллегами по работе, все равно же, если едешь те же 10 км из одного района в один и тот же офис. Но, не знаю, человек, который берет кого попало на дальняк, мне кажется, он сам напрашивается на неприятности, потому что иной раз едешь в поезде и не знаешь, что это за мутные соседи напротив тебя заседают и как с ними себя вести, чтобы ни во что не вляпаться, а тут человек сам добровольно свою машину подставляет.
Вообще-то, лофт в узком смысле и есть промышленное помещение переделанное под жилье. В широком — жилое однообъемное помещение большого размера, дизайн при этом может быть любой.
Очевидно же, что я имел в виду лофт в узком смысле — как дизайнерский изыск, именно так, как он подразумевается на подавляющем большинстве картинок, например, если банально загуглить. :)
А однообъемное помещение, насколько я знаю, называется «студия». Тоже тот еще изыск, когда и готовишь, и ешь и спишь в одной мегакомнате. Сразу чет вспомнился фильм «Блуждающая пуля», вот там один чувак молодец, довел концепцию до конца, залепив посреди своей «студии» величественный унитаз.
Посмотрел я на цены «bla-bla car» — цена не такая уж и маленькая равна примерно поездке в автобусе. Так что водители еще на этом и навариваются а не просто «экономят на бензине». Кстати я бы не стал паспорт давать сканировать/фотографировать кому попало.
>> Так что водители еще на этом и навариваются
Т е фактически это бизнес минус налоги на лицензию перевозок. Так что риск есть
Ну если 30 квадратов, то это студия, а если ближе к ста, то уже лофт :)
(Студия, кстати, для холостяка/пары без детей на порядок удобнее однушки той же площади.)
Ну, «студия» площадью в 20 квадратов действительно «удобнее» «однушки» такой же «площади». Но тут разгадка в том, что надо избегать жить в коровнике. Человеку человеково.
Большая беда, что мы свои стандарты снижаем до уровня одобрения скворечников.
А вот от 30 метров уже лучше для пары — однушка. Хоть какой-то интим. Один может пойти спать, а другой заниматься своими делами на кухне.
Наверное, надо машины прямо по периметру IP-видеокамерами обклеивать и диктофонами, на всякий случай. И таблички повесить «идет видеосъемка», тоже на всякий случай.
Не нравилась мне никогда идея этих совместных поездок(
Экономия есть, если брать попутчиков, но она вообще не перевешивает риски и прочий геммор.
To сергей
Я посмотрел на цены бла ка на определ направление они одинаковы у всех ь е если бы человек искал попутчиков он бы просто поставил мин цену чтобы хоть как то окупить расходы а тут склад ощущение что водители делают бизнес на перевозках собрал2_3 человека и поехал
>Я посмотрел на цены бла ка на определ направление они одинаковы
В интерфейсе ресурса зачем то убрали возможность отсортировать поездки по цене дешевле средней. Сами поездки остались, но теперь приходится перелистывать десятки страниц, зачем это нужно кроме увеличения числа просмотров — сложно сказать.
вот «типичный водитель»
http://s32.postimg.org/40fazs0lh/rrr.png
Сразу видно что он не «уменьшает расходы» а просто занимается регулярным извозом людей.
ИМХО, в машину можно поставить камеру, которая пишет на флешку. Спереди и сзади. Можно будет хотя бы проследить, откуда взялся термос в кармане машины.
А сесть в современном мире можно легко, например просто кликнув «купить» на ebay. Попробуйте погуглить на слова «138.1 УК купил ручку».
Некоторое время поработав с автором (Дмитрием Малиным), могу подтвердить его предельную аккуратность и предусмотрительность, особенно в подготовке к «прохождению» через новые ситуации.
И тем не менее, получился «прокол». Почему же?
Потому что Дмитрий был застигнут врасплох неожиданной ситуацией («… позвонил в 5 утра…») и поэтому автор отступил от своих принципов («…второпях я его проверить не успел…»), которым он тщательно следовал всю поездку.
Кроме того, наверняка автора расслабил близкий финиш длинного путешествия, за время которого проблем не произошло.
да, и вряд ли Дмитрий — столь нуждающийся человек, что 8 -тыс. руб. для него столь принципиальны. Было бы жутко обидно, если из-за этой суммы и желания «протестировать сервис» возникла существенная проблема, которая лишь пощекотала нервы автору.
Скажите, а вот эта тема с передачей копии паспорта водителю — это нормально? Неужто сервис не может взять на себя верификацию людей? Не представляю как можно давать паспорт первому встречному.
А чем ему поможет посмотреть в чужой паспорт? У каких-нибудь наркокурьеров или объявленных в федеральный розыск особо опасных преступников нет паспортов чтоль, или там какой-то специальный штампик стоит? Особенно повеселила проверка по соцсетям. Сразу как бы раскрывает уровень и глубину OSINT. :)
Практически не сомневаюсь, что автор поста имел возможность «пробить» паспорта попутчиков по базе МВД, например (или других силовых ведомств).
И, условно говоря, человека с уголовным прошлым или даже «приводами» он везти не стал бы.
Конечно, такая опция далеко не всем доступна. А вот может ли её обеспечить в каком-либо виде Бла-Бла-Кар — большой вопрос.
Соцсети этого, конечно, не покажут. Но и в них можно найти какие-то намёки на неблагонадёжность. Например, чрезмерно активное увлечение азартными играми.
Ага… И после первой оговорки, даже немножко по-другому заиграло описание развязки. :D
Некоторое время поработав с автором (Дмитрием Малиным) и dubik01, а так же как проехавший по дорогам нашей Родины не одну сотню тысяч километров, имею доложить, что никакими проверками ничего не решишь и даже существенно не снизишь риски. Заехать по 228 все шансы.
Кроме как дешевым рвачеством поступок Дмитрия объяснить не могу.
Дата. Подпись.
Ну прямо скажем, ситуация у вас с модерированием поездок аховая. Цены не соблюдает никто, пишут от балды. На «мысвамипонимаемкакомизвестномнаправленииэтотамгдепоездапоотемнялиагастерыездят» профессиональных перевозчиков процентов 80 и ничего вы с этим сделать не можете. Или не хотите. Но фактически вы серьезный канал доставки заробитчан и отправки их назад микроавтобусами.
Да, я (уровень эксперт) сообщал модератору. Да, профили блокировали. Да. профили сейчас активны опять.
Увы, есть принципиальные проблемы у блаблакара и решения пока не видно. Заметаете под ковер и всё? Тоже стратегия, почему бы и нет.
p.s. Кстати, таких матерых свидомитов «с батальону Азов» привозили именно с использованием вашего сервиса, что опера ФСБ аж крякали от удовольствия.