«Яндекс» готовит на экспорт речевые технологии: для автопрома, телекомов и медицины

"Яндекс" хочет экспортировать свои речевые технологии за пределы России, рассказал "Роем!" представитель компании. Для этого компания наняла топ-мененджера производителя лингвистического и графического софта Nuance Виталия Юрченко. Юрченко возглавил департамент развития бизнеса речевых технологий и продуктов Yandex SpeechKit. Одним из приоритетных направлений работы этого подразделения является автопром. "Яндекс" уже подписал соглашение с КамАЗом, работает с Toyota и Honda.

Основные модели монетизации технологий "Яндекса": продажа лицензий на продукт и предоставление речевых технологий в виде облачного сервиса с оплатой за фактическое количество обработанных запросов, а также возможностью покупать пакеты запросов по более привлекательной цене. В целом по прогнозу компании, в перспективе ближайших лет мировой рынок речевых технологий превысит $10 млрд, в РФ рынок только формируется.

Глава центра речевых технологий "Яндекса" Денис Филипов сказал "Роем!", что в целом в автопроме речь идет про создание продукта для голосового управления системами автомобиля, такими как: навигация, музыка и радио, климатконтроль, а также голосовое управление месседжерами, почтой и звонками. В авто также актуальны, голосовой поиск информации с озвучиванием найденных ответов, и конечно чтение новостей, уточняет он.

Денис Филиппов, «Яндекс»: «В ближайшие три-пять лет вы начнете разговаривать со своим автомобилем»

Также представители "Яндекса" называют в качестве перспективных для себя направлений решения для телекоммуникаций, медицине, мобильной связи и даже решения для управления бытовыми устройствами. Речевые технологии - распознавание речи, синтез речи, смысловой разбор текста и диалоговые движки - уже работают, если говорить о телекоме, то в качестве виртуального оператора: автоматизация обработки типовых обращений в контакт центр. В феврале виртуальный оператор от "Яндекса" уже начал работать в компании "Мегафон"; в медицине речевые технологии применимы для протоколирования действий врача в ходе приема или операции. Сейчас компания ведет несколько пилотов в этой области.

Добавить 8 комментариев

  • Ответить

    Дежавю.

    В октябре 2013 года Рябенький, Дайсон, Борковский из Yandex Labs (и из Яндекс.Начало) и первый директор Google Moscow Бурков вложились «в первый в мире ассистент для водителя, который позволяет управлять мобильным телефоном полностью голосом, без рук и без необходимости смотреть на дисплей» […] Компания планирует развивать платформу […] речь идёт об открытии API для подключения искусственного интеллекта в сторонние программы.

  • Ответить

    Nuance известна в РФ тем, что 5 лет судилась с ABBYY. Про 10 — не помню. Суд был о правах на технологии оптического распознавания (OCR) и упаковку товаров. Nuance требовала от ABBYY свыше $265 млн. компенсаций, но в августе 2013 проиграла суд в Америке.

    Возможно, речь идёт о том, что Nuance будет мочить «Яндекс», как только русские подставятся под удар, с первым же контрактом за пределами РФ.

    С другой стороны, в январе 2013 года «Яндекс» засветил Wonder, мёртворождённое поисковое приложение с голосовым вводом. За распознавание голоса (преобразование звуков в машиночитаемые буквы, в набор расставленных друг за другом слов) в приложении отвечали технологии лицензированные (?), как раз, у Nuance, а старый партнёр «Яндекса» и Газпромбанка, питерский «Центр Речевых Технологий», кастинга не прошли. Поэтому опыт запуска на американском рынке голосовых продуктов на технологиях Nuance, или без возражений офиса Nuance, у «Яндекса» есть.

    P.S. Про прошлую осень — не помню.

  • Ответить
    Игорь Ашманов Сам себе компания

    Проблема Нюанса для всех разработчиков ЛЮБОГО распознавания в том, что при выходе на рынок США, Европы и некоторые другие Нюанс вчиняет иск немедленно, с требуемыми гигантскими выплатами — независимо от того, нарушены ли какие-то патенты. Поскольку карман у Нюанса глубокий, то, как правило, он потом покупает измотанного судами разработчика и закрывает его через год-полтора.

    А бизнес-модель Нюанса заключается не в бизнесе, а именно в патентном троллинге, в скупке и повышении капитализации. Покупают, записывают себе доходы и клиентов, расходы сразу срезают почти до нуля, прибыльность и капитализация подскакивают.
    Как говорил мне Сергей Андреев, у Нюанса тоже возникли проблемы: сейчас, чтобы выполнить очередной цикл надувания, им нужно заваливать компании с оборотами в 200-300 млн или больше, а эти компании уже кусаются. Вот Абби уже сумел отбиться.
    Но всё равно проблема есть.

  • Ответить

    Любопытный поворот!

    Так как 3 года назад Яндекс уже использовал технологии Nuance, и погрома в 2013 году не было, возможно стороны давно поняли, как им договориться. Яндекс получил приз за лидерство, вместо иска. Интересно, что сейчас в Яндекс прямо кооптирован топ-менеджер Nuance Виталий Юрченко. Трудно поверить, что для Виталия Юрченко, ещё недавно топ-менеджера Nuance, с января 2016 года проживающего по адресу San Francisco, California, не было предусмотрено соглашение о неконкуренции. Перед 2016 годом Юрченко провёл 6 лет в Москве, а года с 1998 по 2010 прошли всё в том же San Francisco, в том же Nuance. Стаж работы на Nuance слишком большой. Именно для таких людей и предусмотрены комфортные, но обязательные к исполнению соглашения о неконкуренции. Вернуться в США, безопасно перейти и возглавить распознавание в Яндексе, можно только со одобрения Nuance. IMHO.

    P. S. По иронии судьбы «Виталием» «Юрченко», звали агента двойного кей-джи-би, ЦРУ.

  • Ответить
    Игорь Ашманов Сам себе компания

    Ну, может быть, Яндекс будет использовать лицензированные технологии Нюанса. Даже в стиле white label (хотя мне кажется, что Нюанс этого не разрешает).

    Но они же всё это время делали своё.
    Если они рискнут выйти на западные рынки со своими технологиями, да наняв перед этим бывшего сотрудника Нюанса — будет гигантское судебное шоу, с претензиями, я думаю, минимум на миллиард долларов, если уж с Абби требовали сотни миллионов.