Общественная Палата (ОП) предлагает предоставить ФСКН возможность контролировать электронные кошельки, а также сократить минимальную сумму анонимного перевода с 15 т.р. до 1 т.р. Как пояснил «Известиям» инициатор нововведений Султан Хамзаев (член комиссии ОП по охране здоровья), инициатива направлена против наркоторговцев, которые продают наркотики через интернет. В Общественную Палату идею о наделении ФСКН новыми полномочиями принёс лидер движения «СтопНаркотик» Сергей Полозов.
Инициатива ОП выглядит немного удивительно на фоне того, что анонимные платежи между пользователями интернет-кошельков полностью запрещены с 15 мая 2014. Анонимный пользователь может заплатить за товары или услуги только российскому бизнесу
В мае QIWI говорили, что у компании идентифицировано около 10% клиентов в идентификации нуждается еще 10%, то есть в сумме 20% клиентов QIWI пользуются p2p-переводами. В сентябре «Яндекс.Деньги» рассказывали, что не желающие идентифицироваться пользователи составили не больше 10–15% от всех переводов.
В Яндекс.Деньгах считают, что все необходимые инструменты для борьбы с незаконными операциями в системах электронных переводов у ФСКН уже есть, а запрет может ограничить законопослушную электронную коммерцию и платежи за ЖКХ:
Во-первых, анонимные переводы уже запрещены – 16 мая 2014 года вступили в силу изменения к законам №115-ФЗ и №161-ФЗ. Если анонимный пользователь хочет совершить перевод другому человеку, он обязан ввести свои паспортные данные. То же самое при получении денег – деньги будут зачислены на счет только тогда, когда анонимный получатель введет свои данные.
Во-вторых, Яндекс.Деньги работают как любая банковская организация и выполняют все требования, предусмотренные законом по борьбе с терроризмом и отмыванием средств – для контроля этой работы существует Росфинмониторинг, с которым мы давно и успешно взаимодействуем. Аналогичное взаимодействие с банковскими организациями может выстроить и ФСКН – для этого не нужно менять правила использования платежных сервисов для обычных людей. Изменения лимитов платежей ударит прежде всего по электронной коммерции и плате за ЖКУ.
В-третьих, не хотят ли законотворцы побороться не с платежными средствами, а с самими продавцами спайса? Надписи “соль” и рядом номер мобильного телефона - на любом заборе. Или это повод ввести запрет на совершение звонков по мобильному?
Есть еще один аспект: теоретический. Нельзя наделять исполнительную власть, к которой относится и ФСКН, полномочиями судебной. Это кардинально рушит всю концепцию правового государства и ведет к принятию решений «казнить или помиловать» на местах, когда право на блокировку счетов предлагают ввести на основании решений, которые не подкреплены вердиктами суда. Это путь к произволу и злоупотреблениям.
В тексте были переписаны 1-4 абзацы — Roem.
* * *
(Добавлено в 17:45, 6 октября) Если утром в материале «Известий» инициатива приписывалась ОП и некому движению «СтопНаркотик», то к вечеру «Интерфакс» уже ссылается на ФСКН без посредников:
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) рассчитывает, что получит право досудебной блокировки электронных кошельков людей, причастных к наркотрафику. Об этом журналистам заявил директор службы Виктор Иванов. По его словам, ФСКН надеется на это решение. Он добавил, что «процедуры все-таки должны быть определенным образом регламентированы, чтобы был общий порядок как для ФСКН, так и для Министерства внутренних дел и других правоохранительных структур».
p2p платежи — это бессмыслица, на самом деле. Их в любом случае можно дистанционно мониторить и отделять от других видов операций в тревожные. Более интересно, как отделить в «другие операции» ситуации, когда кто-то подходит и кладёт через Киви на чужой (на номер продавца) 500 рублей? Никакой p2p тут и близко нет.