О тенденциях на рынке юзабилити Roem.ru рассказал Председатель российского отделения ACM по эргономике и юзабилити Константин Самойлов
Не многовато конференций в Москве, имеющих то или иное отношение к юзабилити? За четыре дня пройдет Client Side, RusCHI, UserEXP?
Смотря с чем сравнивать: в США пройдет 43 мероприятия, посвященные Дню Юзабилити, в Германии – 13, в Швеции – 5. А в Москве 4 (о мероприятиях в других городах России мне неизвестно). Много ли это? Чтобы дать ответ, надо посмотреть на востребованность юзабилити. На октябрьской конференции в Microsoft, посвященной дизайну пользовательских интерфейсов Стив Балмер подчеркнул, что Microsoft меняют всю культуру компании и ориентирует ее на дизайн, ведь именно интерфейс сегодня является одним из основных отличий одного продукта от другого. Это подтверждает успех многих продуктов - iPhone, например. Крупнейшие технические компании перестраивают принципы проектирования, ориентируют его на пользователя. Если посмотреть вакансии кадровых агентств в Европе или США мы увидим, что специалистов по юзабилити приглашают не только разработчики, но и банки, университеты, транспортные компании, государственные службы. Юзабилити сегодня невероятно востребовано.
А вообще не избыточное ли внимание уделяется этому предмету: отовсюду слышно "Юзабилити, юзабилити". При этом вещь, по сути, прикладная.
Эргономика и юзабилити, изучающие взаимодействия человека с техническими средствами, долго были не признаны. К тому же это междисциплинарные направления, они совмещают в себе и технические и человеческие и экономические факторы, поэтому они сложно вписывались в типичную схему проектирования, где каждый достаточно изолированно занимался одним направлением. Поэтому сейчас мы живем в мире, когда технически совершенными системами человек часто может воспользоваться с большим трудом. По закону компенсации именно эти дисциплины востребованы сегодня.
Для России, страны, в которой сильна область программирования и проектирования программных систем, 5-7 конференций по юзабилити в год это катастрофически мало. Юзабилити – мировая тенденция развития инженерии и мы здесь отстаем.
Что такое Всемирный День Юзабилити?
Это мероприятие, которое призвано познакомить общественность с возможностями, которое предоставляет юзабилити и эргономика. В этом году мероприятие отмечается в 175 городах 35 стран мира. Темой этого года стало юзабилити в медицине. В России, однако, юзабилити только получает признание. Специалисты проводят интересные проекты, но пока рано выделять отдельные направления, поэтому на всех российских конференциях рассматриваются разнообразные вопросов: юзабилити мобильных устройств, информационных киосков, интранет-порталов, социальных сетей, почтовых систем и пр. При этом проектов связанных с медициной пока очень мало. В этом отличие празднование российского дня юзабилити.
Сообщество RusCHI проводит бесплатную конференцию, после мероприятия видеозаписи всех выступлений и все материалы будут бесплатно доступны (в первую очередь для тех, кто зарегистрируется на WUD2007.ru). Остальные конференции платные и в этом нет ничего плохого - это стандартная схема организации конференций, представители RusCHI выступают на всех проводимых мероприятиях. В чем отличие конференций, помимо оплаты? Мы сделали упор на отечественных специалистах и подбирали доклады так, чтобы осветить юзабилити целостно.
Не секрет, что многие хотели бы послушать западных звезд. Одна конференция, сильно пыталась приманить всех якобы "Якобом Нильсеном", но провалилась. Как с ними у вас?
Зарубежных докладчиков послушать очень интересно, но надо понимать, что большинство из них использует свой собственный подход, в котором юзабилити занимает разное место в проектирование и даже терминология разная. Поэтому послушав нескольких «гуру» бывает сложно обобщить услышанное и критично оценить сильные и слабые стороны подхода. Контакты с зарубежными докладчиками после выступлений и семинаров поддерживать сложнее, чем с отечественными. Кроме того, культура проектирования в России и западных странах сильно отличается, поэтому механически перенести описываемые подходы не удается. Надо знать что происходит в мире и общение с зарубежными специалистами дает неоценимый опыт, но этот опыт необходимо дополнять знанием российских особенностей.
Затрагивает юзабилиство кадровый голод, на который жалуются все интернет-компании.
Это мягко сказано – скоро будет голодный обморок. Специалистов катастрофически не хватает. Прибавим к этому, что ни один университет не готовит юзабилити-инженеров, платных курсов в России не более десяти. И при этом мы движемся по естественному пути развития, когда юзабилити специалисты становятся все более востребованы.
Следствие этой ситуации – оплата юзабилити специалистов превышает оплату, например, большинства технических специалистов с таким же опытом работы. Но и это сейчас не позволяет найти сотрудника, поскольку все уже трудоустроены. Знаю компании, в которых уже несколько лет открыты вакансии юзабилити-специалиста при том, что предлагаемый пакет компенсаций один из самых заманчивых на рынке.
Какие мифы существуют об юзабилити?
Один из наиболее очевидных: это слишком примитивное представление о юзабилити как «удобстве работы». На самом деле юзабилити совмещает в себе три показателя:
1) техническую эффективность и продуктивность,
2) экономическую оправданность,
3) субъективное отношение к работе, комфорт.
Из-за упрощенного представления как об «удобстве», разработчики и заказчики не могут полностью воспользоваться преимуществами юзабилити-инженерии, поскольку часто вспоминают о ней слишком поздно. Либо когда уже возникли проблемы с готовым продуктом и надо «сделать его удобным», либо когда остается небольшой бюджет и возникает идея потратить его на модное направление. Одна из основных задач нашей конференции, показать, что юзабилити значительно повышает качество продукта, когда используется на этапе постановки задачи при проектировании, а не при внедрении готового продукта.
Что за тренды вы можете выделить в юзабилити сейчас?
За последние 2-3 года произошло качественное изменение рынка – многие заказчики сами выходят на юзабилити-специалистов и могут четко сформулировать задачи. И задачи стали более разнообразными: проектирование интерфейсов и рабочих мест, юзабилити-оценка готовых продуктов и услуг, создание руководств пользователя, локализация зарубежных сайтов, изучение потребностей пользователей и постановка задачи для разработчиков и другое.
Доля затрат на юзабилити в проекте постепенно растет вместе с объемом задач. В последнем отчете по юзабилити интранет-порталов Нильсен писал, что для компании в 100 000 человек юзабилити перепроектирование интранета будет стоить – около $500 тыс. (и окупится довольно быстро). В России уровень оплаты ниже, иногда в этом причина обращения к нам зарубежных заказчиков – они стремятся сэкономить на стоимости услуг. Постепенно объем юзабилити задач и уровень цен в России растет.
Спасибо, поправил все. С едой, кстати, швах. Если посчитать все мероприятия, куда зовут, получается лишь 3-4 штуки в неделю. Для полноценного трехразового питания в день не хватает еще 15-16 мероприятий — это немыслимо На Клиентсайде кормят хорошо, но людей знакомых мало, к сожалению. Не с кем хлеба преломить.