МТС и Baring Vostok вложат в Ozon еще 5,25 млрд рублей

Ozon объявил о получении инвестиций от своих текущих акционеров МТС и Baring Vostok. Сумма инвестиций составляет 3,5 млрд рублей и может быть увеличена до 5,25 млрд рублей. Привлеченные средства компания направит на дальнейшее развитие логистической инфраструктуры, расширение ассортимента и новые проекты. Финансирование осуществляется посредством выпуска и размещения дополнительных акций Ozon.

Добавить 18 комментариев

  • Ответить

    Уже давно понятно, что чистый онлайн-ритейл — это тупик. Амазон вон себе в 2017 году оффлайновую сетку торговую прикупил Whole Foods Market.

    Озону нужно (было) продаться какой-нить ритейл-сетке федеральной с налаженной логистикой и кучей торговых точек по стране.
    Вот тогда бы была синергия и Озон, наконец, вышел бы в «плюс».

    А то в построение своей оффлайн-инфраструктуры можно несметную тучу денег инвесторов еще будет закопать.

  • Ответить

    >Амазон вон себе в 2017 году оффлайновую сетку торговую прикупил Whole Foods Market.

    Судя потому как легко амазон тратит по миллиарду на умные глазки, чтоб доставлять на дом без наличия хозяев:
    https://hi-tech.mail.ru/news/amazon-dvernoy-zamok/

    То он точно в офлайн не верит от слова совсем, а прикупил офлайн ритейла например для аэродромов подскока
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Аэродром_подскока

    Ну и как рекламные офлайн билборды их можно еще использовать плюс какие то рекламные вау штуки типа магазина без людей, как автопроизводители используют формулу 1.

    Судьба Озона зависит исключительно от судьбы кроссбордера, если для него введут несчастные 15% то зря ребята в Озон вложились, надо было вкладываться в склады в прибалтике, но раз эти ребята вложились в Озон со складами в РФ, а другие еще более серьезные ребята в маркет, то вероятно они что то знают, не могут же они миллиардами по наитию швыряться.

  • Ответить

    Могут швыряться, могут…

    Озон, быть может, и продался бы офлайновой сетке, но нет в России такой сетки, которая бы верила в онлайн настолько, чтобы покупать Озон. Вернее сетки, которые верили в онлайн встречались, но такие были убеждены, что они сами могут сделать Озон за пару месяцев «на коленке» и покупать его не рвались.

    Нынешние инвестиции в Озон «на поддержание штанов» являются вынужденным шагом (продавать сейчас совсем неудачное время) и говорят о том, что инвесторы пока не готовы списать все свои вложения и надеются на изменение коньюнктуры в будущем. Ну я бы сравнил это с отменой крепостного права. В России все лет 50 знали, что крепостное право надо отменить и ждали его отмены. Через 50 лет ожидания таки дождались. Вот и сейчас введения НДС и пошлин на трансграничку ждут уже десятилетиями (соответствующий закон в ЕС был принят 15 лет назад) — наверное дождутся когда-нибудь …

  • Ответить

    >нет в России такой сетки, которая бы верила в онлайн настолько

    У офлайн игрока сильно ограниченен в онлайне, они например не могут себе позволить товарный маркетинг (наценка 0 или минус) для сарафанного радио (самый эффективный канал рекламы), потому как не получится в онлайне поставить одну цену, а в офлайне оставить старую чтоб не убить текущий бизнес, потребитель будет требовать одну цену везде.

    Потому офлайн компании всегда в онлайн будут показывать посредственный результат и в конечном итоге умрут, условный Wolmart никогда не победит условный Amazon, только наоборот.

    >но такие были убеждены, что они сами могут сделать Озон за пару месяцев «на коленке» и покупать его не рвались

    Я за такими наблюдал в режиме онлайн, e5.ru назывался (X5 retail group) они контекст и партнерки убили напрочь в целых направлениях, платили по 500 руб. за заказы суммой в 150 руб., я еще тогда думал какие же они идиоты, ведь ваши бюджеты для ТВ подходят, там же контакт в разы дешевле при массовости, также ТВ доставал бы аудиторию которой нет в онлайне, т.е. они бы еще увеличивали весь рынок в общем, а не только свою долю.

    Но потом я подумал, а зачем им с помощью ТВ перекачивать аудиторию из своего офлайна, когда они хотели из онлайна сделать просто еще один канал рекламы, все.

    Т.е. дело не в том что они искренне заблуждаются насчет коленок, дело в том что между офлайн и онлайн коммерцией присутствует явный конфликт интересов, не может офлайн себе позвонить в онлайне по настоящему бороться с своим же офлайном, потому офлайн бизнес ни когда не раскроет весь потенциал онлайна.

    Но на счет коленок они в общем то не так и не правы, ведь пример joom и pandao которые уже считай убили jd, говорит о том что если интернетчики берутся за екомерс то у них все получится, про это еще Ашманов говорил, что интернетом должны заниматься интернетчики.

    >Нынешние инвестиции в Озон «на поддержание штанов» являются вынужденным шагом

    Это же не на поддержание штанов, они сильно вкладываются именно в склады и именно в РФ, если бы они совсем не верили в решение проблемы кроссбордера, то могли начать открывать склады в Прибалтике, а свои продать.

    Если остановить рост Озона, то он прибыльным станет сразу же, все его убытки от кап. вложений, т.е. от роста.

    >В России все лет 50 знали, что крепостное право надо отменить и ждали его отмены.

    Сравнение очень меткое кстати, особенно если копать в то почему 50 лет ждали и почему отменившего потом вообще убили.

    Сопротивление было адское, никому отмена крепостного права не нужна была кроме тем кто на самом верху видел куда идем (у них оптика самая дорогая была), большая часть дворян (правящий класс) были уверены что и так пойдет, до проигрыша в Крымской войне в этом были уверены все без исключения.

    Так и с кроссбордером, сопротивление очень сильное, с одной стороны массы хотят контрафакта побольше:
    https://www.rbc.ru/business/08/03/2018/5a9fb9929a7947569afe785a

    А с другой, часть элиты хочет удерживать инфляцию на минимуме, даже за счет смерти части своих дойных коров (бизнеса плотящего налоги), другая хочет национализации части экономики (левого толка товарищи), через туже Почту России, Сбербанк и ВТБ, им иностранцы полезны как наемные убийцы.

  • Ответить

    > Т.е. дело не в том что они искренне заблуждаются насчет коленок, дело в том что между офлайн и онлайн коммерцией присутствует явный конфликт интересов

    Возражу, пожалуй, только насчет этого. При поверхностном взгляде все так и есть. Вот офлайн-коммерция — у нее свои методики и интересы. Вот онлайн — и там все совсем не то же самое — другие методы, другие во многом. Но весь этот дуализм мгновенно прекращается, если смотреть со стороны клиента-потребителя. Клиент-то один и тот же — просто у него есть индивидуальные предпочтения.

    В итоге получается, что торговля — это, в том числе, выстраивание взаимодействия с каждым конкретным потребителем через такой канал, который ему в данный конкретный момент времени удобен и предпочтителен. Да, интересы продавца тоже имеют значение, но без омниканальности не получается уже взаимодействовать с клиентом непрерывно.

    Примеры нормально организованной и работающей омниканальной торговли уже есть и их становится все больше (да хоть бы М-Видео). Так что, я не соглашусь с самими тезисом о том, что офлайн и онлайн-коммерция — это разные виды бизнеса. Да, так было раньше, но покупатели поменялись и продолжают меняться, так что для «чистого» офлайна остается все меньше заметных ниш.

    > «если интернетчики берутся за екомерс то у них все получится"
    Так я писал, вроде, что вместо покупки Озона (читай — найма интернетчиков) ряд сетей (та же X5) многие годы занимались созданием своих недо-e-commerce площадок, потратили на это (иногда) кучи денег и ничего не достигли.

  • Ответить

    >выстраивание взаимодействия с каждым конкретным потребителем через такой канал, который ему в данный конкретный момент времени удобен и предпочтителен.

    Вы преувеличиваете значения удобства офлайна, это все больше из области привычки, если будет хорошая цена то привычки будут деформироваться и становиться нормой будет то что наиболее оправдано с экономической точки зрения.

    >Да, интересы продавца тоже имеют значение, но без омниканальности не получается уже взаимодействовать с клиентом непрерывно.

    Тут все как говаривал дедушка Бисмарк «важны не намерения, а потенциал», так вот у офлайна и онлайна потенциалы несравнимые.

    Офлайн при всем своем желании не сможет работать с наценкой 5% или 0%, он при всем своем желании не сможет каждому своему клиенту дать ассортимент в миллионы позиций.
    Он не сможет зарабатывать как то еще кроме как на наценке, а онлайн может, амазон пример, как в прочим и алибаба.

    Если онлайн продавец не может дать экономическое преимущество над офлайном (98% наших интернет-магазинов закупающихся у тех же поставщиков что и офлайн ритейл или мелочь пузатая с серым/черным импортом), то конечно омниканальность имеет право на жизнь, если все тоже самое то зачем себе отказывать в удовольствие пощупать и человек идет в м-видео.

    Можете себе представить как тот же алиэкспресс, joom или amazon может стать омниканальным?

    Я не могу, даже тот же амазон в офлайн пошел со сверх ограниченным ассортиментом, только для того чтобы произвести окончательную зачистку, чтоб даже крошки отобрать у офлайна, а не потому что он решил стань омниканальным.

    Я думаю что вся эта омниканальность очковтирательство от офлайн монстров (временно) чистой воды, для оправдания своей маржи, стоит только разрешить параллельный импорт и все эти омниканальные модели окажутся далеко в истории, потому как сейчас они держат цены сговором с импортерами, они же кстати давят и российский белый екомерс, которому негде товар брать кроме как у импортеров которые ориентированы в первую очередь на всякие м-видео.

    Резкий рост кроссбордера тому подтверждение, ведь не только на НДС-е и пошлинах он прет, а в том числе и потому что маржа у них реально в разы ниже чем у связке импортер-мвидео-клиент.

  • Ответить

    Кстати если ситуация с кроссбордером будет решена, то наш офлайн ритейл еще быстрее начнет падать, просто потому что когда появятся четкие правила и условия в серьез и на долго, то такие гиганты как amazon и rakuten будут тут как тут, они просто привыкли риски ставить выше прибыли, это не китайцы которые вообще на коррупции (Почта России) бизнес привыкли строить.

    Наш екомерс мигом по факту введет параллельный импорт, явочным порядком, оформит часть своих складов как зоны кроссбордера и будет там держать массу нерастаможенного товара, таможить который она будет только по фактической реализации, а это солидная экономия оборотного капитала, которым не сможет воспользоваться офлайн продавцы.

    Так что этот омниканал это спасательный круг компаний старой формации который уже спускает воздух на наших глазах, разумеется жирные регионы типа Москвы и Петербурга почувствуют это позже всех, новые привычки тем быстрее деформируются под новые экономически обоснованных механизмы чем меньше кошелек людей.

  • Ответить

    Из крупного ритейла ограничение кроссбордера лоббировал только Тынкован, а теперь ему пофиг. Вроде бы тему подхватил Володин и стал готовить соответствующие законы, но его позиции сейчас ослабли и не до кроссбордера как-то стало. Так что еще 30−40 лет и наконец случится …

  • Ответить

    Еще один гвоздь в гроб офлайна и омниканальности в частности:

    Всероссийский союз страховщиков (ВСС) отправил в Госдуму предложения по введению обязательного страхования ответственности владельцев мест массового пребывания. Союз предлагает установить лимит выплат в 2 млн руб. за ущерб жизни и здоровью каждого посетителя и до 500 тыс. руб.— за вред его имуществу. Минфин не видит оснований для создания отдельного закона и предлагает расширить перечень опасных объектов путем включения в него торговых центров, кинотеатров, вокзалов, что автоматически приведет к обязанности их владельцев страховаться по схеме опасных предприятий (ОПО). Это, возможно, потребует создания госоргана по регистрации «социально опасных объектов».

    https://www.kommersant.ru/doc/3586965

    Подход считаю здравый, страховые компании МНОГО лучше будут за противопожарной безопасностью следить (и не только) чем чиновники, также они МНОГО лучше будут следить за своими проверяющими чтоб на лапу не брали, чем государство за своими.

  • Ответить

    http://www.soft4retail.ru/omnichannel-conception

    Я просто поправлю Вас, в частности, что омниканальность — это не часть традиционного оффлайнового ритейла. Ну то есть совсем.

    Удорожание содержания оффлайновых точек в России приведет к еще большей концентрации крупного бизнеса в этой сфере. Ну условно, X5 купит себе страховую компанию, которая это все и застрахует, а мелким торговым центрам придется отдавать деньги на сторону.
    Я вообще не припомню ни одной идеи со страхованием, которая бы не превратилась в формальность. Ну вот как страхование застройщиков по предыдущей версии ФЗ-214 никак не повлияло на количество обманутых дольщиков — скорее наоборот — создало иллюзию, что люди будут защищены.

  • Ответить

    >Я просто поправлю Вас, в частности, что омниканальность — это не часть традиционного оффлайнового ритейла. Ну то есть совсем.

    Алексей, если смотреть на структуру себестоимости омниканальности, то это 100% офлайн, просто в модных обтягивающих штанах и с айфоном в руке, эти штаны и айфон безусловно продлят его жизнь, потому как выглядит он не так убого и устарело как рыночный торговец с барсеткой на поясе и в длинных шортах.

    >Удорожание содержания оффлайновых точек в России приведет к еще большей концентрации крупного бизнеса в этой сфере.

    Естественно, это его и угробит в конечном итоге, потому как мелкий офлайн для крупного несет такую же функцию, как рыбки прилипалы для акул.

    Они заполняют мелкие ниши делая ритейл в общем более цельным, они тестируют новые идеи и новые товарные ниши, без них крупный ритейл сгниет как сгнил Toys «R»
    https://www.rbc.ru/own_business/23/09/2017/59c4dc229a794718c38b92e0

    Потому как топ. менеджмент в крупном офлайне не способен на креатив чисто организационно, так как рискует быть выгнанным в случае малейшей неудачи.
    Потому для них мелкий офлайн нужен как воздух, чтоб зорко смотреть за ними и постоянно что то заимствовать у них.

    >Я вообще не припомню ни одной идеи со страхованием, которая бы не превратилась в формальность.

    ОСАГО же, вы просто забыли войны на дорогах и целые трагедии после какой либо аварии, анекдоты из серии:
    Запорожец въехал в мерс, от туда выбежал бритый поцак и стал расспрашивать не пострадал ли дедушка, все ли у него хорошо, как он себя чувствует и т.д., ошарашенный дедушка ответил: «Внучек, все хорошо, спасибо за заботу», после чего поцак и говорит: «Ну слава богу, поехали квартиру смотреть»

    Эта страховка она оправданно даже чисто технически, продажный чинуш-пожарник никогда так тщательно не будет проверять помещения (чтоб конверт не уменьшался) как страховщик чтоб снизить свои риски и увеличить прибыль за счет минимизации выплат.

    И конечно это не последний гвоздь в офлайн, вот еще:

    Как говорится результаты этого исследования, 95% покупателей США и Канады не хотят разговаривать с продавцами-консультантами и ждут, что их заменят современные технологии.

    https://e-pepper.ru/news/pokupateli-idut-v-onlayn-chtoby-ne-obshchatsya-s-prodavtsami.html

    Так что попомните мои слова, как только разрешат параллельный импорт и решат вопрос с кроссбордером, офлайн начнет ускоренно двигаться в сторону дна, омниканальность послужит для него только дополнительной гирей на ногах (в узких штанах и с айфоном не удобно плавать), так как она не может позволить ставить разные цены, в зависимости от себестоимости в конкретном канале.

    А государство разрешит параллельный импорт и решит вопрос с кроссбордером по любому, потому как стране нужна модернизация, в офлайн торговле эффективность использования кадров находится на уровне гос. структур, а может даже ниже.

  • Ответить

    Ну если вам нравится модным словечком «омниканальность» обзывать все, что вы видите в офлайне, то возразить мне как-бы и нечего — да, конечно, все, что вы сегодня видите очень быстро меняется и скоро изменится до полной неузнаваемости. По вашей логике — исчезнет.

    Что хорошего вы увидели в нынешней системе ОСАГО — тоже не очень понятно. Она создает у людей иллюзию защищенности — да, наверное. Никакой заинтересованности страховых компаний в снижении аварийности в этой системе не наблюдается. Наблюдаются постоянные попытки увеличения тарифов безо всякого экономического обоснования и постоянные попытки страховых компаний уйти от выплат под разными предлогами. В идеале они бы просто драли деньги с тех, кто вообще не ездит, а те кто ездит — группа риска — пусть сами разгребаются.

  • Ответить

    >обзывать все, что вы видите в офлайне, то возразить мне как-бы и нечего — да

    Вы просто во всей это омниканальности варитесь и для вас это что то особенное, я же со стороны на эту оминиканальность смотрю как на условный еще один коллцентр для М-Видео, т.е. к классическому офлайну прикрутили сайт и соц. сети по телефону стали принимать заказы, а не просто как раньше говорили как доехать до такого то магазина.

    Я сам очень люблю все эти идеологии, честно, это думаю видно по моей писанине, но вся идеология ВСЕГДА строится вокруг экономического базиса.

    Если проанализировать структуру себестоимости омниканального торговца и чистого онлайна, то очевидно будет что омниканальность это именно офлайн, просто более развитой, у которого по мимо телефона есть сайт и соц. сети.

    Офлайн чисто экономически всегда проиграет онлайну, просто потому что помещения ему нужны не у черта на куличках, а в проходных местах, рабочая сила дороже и ее нужно много больше, товарные остатки на витринах и как следствие замороженные деньги, огромное кол-во народа контактирующих с клиентом которых трудно контролировать на 100%, значит все они будут бить по лояльности, не говоря уже о себестоимости контакта.

    На мой взгляд очень достойный игрок омниканальности это WalMart, по моему более сильного игрока не реально найти в мире, но потому как он постепенно сдает позиции 100%-му онлайну — Амазону, можно сделать вывод чтоб либо WalMart умрет либо станет онлайном, по крайней мере в тематиках не связанной со скоропортом.

    >Она создает у людей иллюзию защищенности — да, наверное.

    Она как минимум практически полностью убрала с дорог стрельбу и прочие разборки, даже Ашаманову пришлось в свое время в этом поучаствовать:
    https://roem.ru/20−03−2018/268755/sovetnik-o-chinovnikah-tg/#comment-272783

    А представьте что было бы сейчас, с таким кол-вом машин и с такой высокой средней их стоимостью.

    >Никакой заинтересованности страховых компаний в снижении аварийности в этой системе не наблюдается.

    Это потому что вы не очень активно за ними наблюдаете, а от них постоянно исходят инициативы типа этой:
    https://life.ru/t/авто/897904/bolieie_chietyriekh_shtrafov_v_ghod_-_i_osagho_staniet_dorozhie

    Или вот они борятся с праворульками:
    https://car.ru/news/automobili/20181-avtostrahovschiki-hotyat-snizit-vyiplatyi-po-yaponskim-avtomobilyam/

    Сейчас все не найду уже, но они постоянно что то предлагают чтоб снизить аварийность.

    >В идеале они бы просто драли деньги с тех, кто вообще не ездит, а те кто ездит — группа риска — пусть сами разгребаются.

    Это понятно, да кто же им даст, капитализм он такой, без контроля все норовит рабовладельчество 2.0 построить.

  • Ответить

    >> … омниканальность это именно офлайн, просто более развитой, у которого по мимо телефона есть сайт и соц. сети.

    Я не могу запретить вам так интерпретировать этот термин. Но первично он появился именно для того, чтобы не было путаницы, и именно чтобы отделить описанные вами мультиканальные продажи от нового типа взаимодействия с клиентом. Но если многие не видят разница (а она принципиальна), то могу только сказать что термин придуман неудачный, ну или его использовать стали безграмотно.

    Я могу только согласиться с вами в том, что описанная вами модель (я ее называю «мультиканальной») с преобладанием оффлайн продаж будет постепенно сходить на нет. Впрочем я бы вообще не говорил о каком-то противостоянии онлайна и офлайна именно потому, что их общее будущее в синергии и переходе к омниканалу. Вопрос только в сроках такого перехода — это может произойти за 2−3 года и занять несколько десятков лет. А скорее всего будет сильно зависеть от товарных групп.

    >> … а от них постоянно исходят инициативы типа этой

    Ну да — от них постоянно исходят инициативы о повышении тарифов или снижении выплат для разных групп водителей под разными предлогами.

  • Ответить

    >Я не могу запретить вам так интерпретировать этот термин.

    Ок, давайте так, омниканальность это хорошо сделанная мультиканальность, т.е. бесшовная как по цене на товар (без разницы в каком канале) так и по взаимодействию с компанией (также без разницы в каком канале, даже при перемещении между каналами), НО основная доля затрат у омниканального продавца приходится именно на офлайн, со всеми вытекающими.

    Если грубо, то омниканальность это про очень хорошо облизывать клиента, но это очень дорого.

    Лидеры не облизывают, более того, они заставляют потребителя делать так как им надо, в ответ они дают ниже цену и для 90% людей это в конечном счете самый главный бонус, чтобы они сами об этом не говорили, голосование рублем всегда самое не предвзятое.

    Генри Форд говорил что если бы я спросил у людей какой им нужен автомобиль, то они сказали бы что он им вообще он не нужен, им нужна более быстрая лошадь, тоже и Джобсом было, тоже сейчас и с Безосом.
    Уверен он заставит людей принимать посылки с дронов:
    https://www.shopolog.ru/news/amazon-pridumala-kak-bezopasno-sbrasyvat-zakazy-s-dronov/
    и доверять его курьерам открывать свою дверь:
    https://www.cnbc.com/2018/02/27/amazon-buys-ring-the-smart-door-bell-maker-it-backed-through-alexa-fund.html

    Омниканальность никак не совместима с этим:

    А потому не даст лучший ценник даже чисто теоретически, а значит проиграет или уйдет в лакшери сегмент, потому что это правда очень удобно.

    > Вопрос только в сроках такого перехода — это может произойти за 2

  • Ответить

    >Вопрос только в сроках такого перехода — это может произойти за 2−3 года и занять несколько десятков лет.
    А скорее всего будет сильно зависеть от товарных групп.

    100%, а в каких то группах не умрет никогда, как не умер полностью театр под напором кино, телевидения и интернета.

  • Ответить

    >> т.е. бесшовная как по цене на товар (без разницы в каком канале)
    Совсем не обязательно.

    >> так и по взаимодействию с компанией (также без разницы в каком канале, даже при перемещении между каналами)
    Да, именно так.

    >> Если грубо, то омниканальность это про очень хорошо облизывать клиента, но это очень дорого.
    Первоначально — да. Впоследствии — нет. Типовые решения все постепенно удешевляют.

    Лично я думаю, что индустрия будет мигрировать к модели шоу-румов. То есть в офлайне будет возможность все посмотреть и потрогать, а забрать товар с витрины будет очевидно дороже, чем заказать его же через интернет-канал. Более того, ценники вообще могут стать индивидуальными, такие эксперименты сейчас ведутся. Ну то есть цена станет производной от истории ваших покупок и канала, в котором вы хотите купить товар. А-ла подошли к телевизору в М-Видео, приложили свою карточку лояльности к ценнику и получили что-то вроде: 100 тыс. (-15% при интернет-заказе). Нажали тут же кнопочку и получили готовый заказ в личном кабинете на сайте, залогинились тут же или уже дома и оплатили.

    Офлайн-продажи при таком подходе всегда будут смотреться более выигрышно по сравнению с чистым онлайном именно потому, что у клиента будет возможность посмотреть и потрогать товар руками, а цену в онлайн-канале всегда можно сделать на уровне онлайн-конкурентов. При этом совершенно понятно, что есть большое количество товарных групп, которые не требуется вообще ни видеть, ни трогать перед покупкой, но онлайн при работе с такими группами всегда будет сталкиваться с проблемой низкой корзинности, так как многие сопутствующие товары невозможно допродать именно потому, что вот их таки и нужно трогать.

  • Ответить

    >Совсем не обязательно.

    По моему это слабо совместимо с идеологией омниканальности, разница в цене от меня канала к каналу будет снижать лояльность ко всему бренду в общем.

    >Типовые решения все постепенно удешевляют.

    Согласен, тут можно будет сэкономить.

    >будет мигрировать к модели шоу-румов.

    Причем в этих шоу-румах производители будут больше заинтересованы чем ритейл, на их рекламный бюджет они и лягут.

    >Более того, ценники вообще могут стать индивидуальными, такие эксперименты сейчас ведутся.

    По моему это очень токсичная тема, не уверен что она даст продавцам что то большее чем потеря лояльности и возможность конкурентом медийно атаковать их.
    Думаю проще играться с настройками индивидуальной бонусной системы.

    >у клиента будет возможность посмотреть и потрогать товар руками

    Эту потребность технологии будут постепенно нивилировать, VR и всякие умные зеркала от амазона бесплатный возврат.

    >а цену в онлайн-канале всегда можно сделать на уровне онлайн-конкурентов.

    Если офлайн ритейлер будет в онлайне реально конкурентоспособную цену давать, то он сам и будет становиться чистым онлайном, пример эльдорадо, который новые магазины вообще перестал открывать, вместо них пункты самовывоза.