«Яндекс» заинтересовался политическим таргетингом

Развитие событий: РБК: Явку на выборы 2018 обеспечат Mail.ru и Rambler&Co, а не «Яндекс» (9 августа)

«Яндекс» открыл регистрацию участников на семинар исследователя из Yahoo! Ингмара Вебера, посвященный распознаванию политических взглядов интернет-аудитории. В Yahoo Вебер занимается исследованиями политической поляризации пользователей в США на основе поисковых логов Yahoo! и «Твиттера».

Для анализа поисковых логов мы берем несколько известных политических блогов и вручную сортируем их в соответствии с политической ориентацией. Затем мы классифицируем поисковые запросы — смотрим, какие результаты в поисковой выдаче в ответ на тот или иной политический запрос пользователи выбирают чаще.

Например, по запросу [repeal obamacare] («отменить реформу медстрахования президента Обамы»), пользователи чаще всего выбирают правые блоги — и такие запросы классифицируются как правые. Чтобы анализ политического пространства поиска получился более полным, все запросы также соотносятся с материалами Википедии и проверенными утверждениями с сайта politifact.com. Демо-версия проекта доступна здесь:

politicalsearchtrends.sandbox.yahoo.com

Для Твиттера мы берем за отправную точку пользователей с известной политической позицией — к примеру, @BarackObama и @MittRomney. Мы исходим из того, что те, кто ретвитит этих пользователей, придерживаются тех же политических взглядов. Затем мы анализируем, какими хэштэгами пользуются люди с определенной политической позицией, и классифицируем хэштэги по политическому принципу.

Так мы можем выяснить, например, что хэштэг #obamacare — преимущественно правый, а хэштег #obamacares — левый. Цель нашего исследования — распознать и объяснить изменения в политической поляризации, когда, например, хэштеги внезапно становятся из правых левыми и наоборот. Обычно это происходит в результате действий «налетчиков», которые участвуют в «войне хэштэгов». Демо-версия проекта будет продемонстрирована во время доклада.

Для американских сервисов алгоритмы политического распознавания и таргетинга особенно актуальны с приближением президентских выборов. Так, в июне таргетинг по политическим взглядам запустили Yahoo и Microsoft — правда, в его основе лежит не распознавание пользователей по логам или тегам, а всего лишь сличение их личных данных с данными в списках избирателей. Google только что предложил рекламодателям таргетинг по политическим округам.

Что касается России, политические процессы в Рунете происходят в поле сливов, набросов и ддосов — что, однако, не исключает востребованности политического таргетинга, если кто-то его предложит. Правда, есть основания полагать, что формулировать и продавать такие услуги открыто каждому желающему навальному не получится — некоторое время был доступен таргетинг по политическим взглядам пользователей «ВКонтакте», но в этом году он был свернут из-за предполагаемых противоречий с законодательством.

Что касается «Яндекса», то компания в этом году, среди прочего, начала сотрудничать с американским сервисом Topsy.com, меряющим твиттер-тренды и тоже увлекающемся политикой. Интерес к распознаванию политических взглядов может быть интересом к распознаванию «взглядов» вообще, и основанных на этом сервисах — либо к созданию политико-ориентированных сервисов в других странах присутствия «Яндекса».

Добавить 15 комментариев

  • Ответить

    05.08.2012 В преддверии выборов Google сделал таргетинг по избирательным округам в США. => 07.08.2012 «Яндекс» заинтересовался политическим таргетингом.

  • Ответить
    Глеб Суворов https://telegram.me/itsocial

    Goodoff, не надо грязи, это уже давно тренд. «еще в 1905 м году, большевики, «це вашего покорного слуги это предрекали. «немного бессвязно, да, но тем не менее. это было понятно уже давно. без политики никуда. а интернет это самое дешевое и эффективное средство для а) исследования политических (реальных) предпочтений. б) влияния на индивидуализированные массы. в) яндекс не мог остаться в стороне.

  • Ответить

    Тренд это может и «тренд»… Но если делать прямое сопоставление — моментально обнаруживается, что у Google есть практические интересы в политической плоскости. И акционеры Google понимают, что их собственность работает на защиту той или иной политической идеи. До копейки подсчитано какой именно идеи. И потому эти околополитические студии — не выглядят, как “деньги на ветер”. А наоборот. Позволяют запустить определённый инструмент для влияния, для защиты корпорации и её работников и так далее. У Яндекса — это совершено не так. Одна история про закрытие блогорейтинга из за того, что он мешает пить кофе чиновникам или наоборот, хорошо маскирует своим шумом не менее примечательные, но внетоповые события — чего стоит. При этом по оценке самого Яндекса политически заряженные инструменты повышают риск для компании (но не добавляют ничего в прибыль): «Мы не можем гарантировать, — пишут в проспекте эмиссии, — что политически мотивированные действия не окажут влияния на наши операции. Наш контент-агрегатор “Яндекс. Новости” использует алгоритм безотносительно к чей-либо позиции и точке зрения. Но результат работы “Яндекс. Новостей” может быть воспринят как отражающий политическую точку зрения или повестку дня, и мы можем подвергнуться политически мотивированным действиям». http://expert.ru/expert/2011/18/chego-boitsya-yandeks/ Акционеру голландской компании Yandex — чёго предлагается думать? Преимущественно компания зарабатывает в России, где нет легальной конкурентной политики. Зарабатывает с рекламы. Компания однажды уже не захотела влиять, у компании прописаны в риски — риски преследования властями… Короче — какие-то “деньги на ветер” прям!

  • Ответить

    2illyn: ссылку вы какую-то странную привели «на практические интересы Гугла». Это личные пожертвования его сотрудников (и там, кстати, можно найти и пожертвования республиканцам, хоть и в гораздо меньшем количестве) и деньги акционеров ни причем (или вы предполагаете, что в Гугле выписывают разнарядку кто кому сколько жертвует?) Уж лучше такую: http://www.opensecrets.org/lobby/clientsum.php?id=D000022008&year=2012

  • Ответить

    Я привёл одну из многих ссылок, по которой можно понять (и по вашей тоже, да), что Google живёт в другой, в демократической реальности. Мне кажутся не совсем справедливыми намёки (?) на копирование корпоративного метаболизма в первом камменте. До открытого списка сотрудников Яндекса с указаниями, сколько они и кому пожертвовали (пусть даже действующему, a la «Обаме») — ещё далеко. Как говорил Ашманов — околополитика стрёмная тема. С чего Яндекс решил что неё пора прыгать? Откуда стало понятно, что это будет или безопасно и лубянские мудрецы на компанию не нападут? Вопреки заявленному самим Яндексом перед IPO. Или с чего Яндекс решил, что околополитика будет воспринята безупречно оголтелой оппозицией? Особенно пикантно, что в России выборы Уже Закончились. Риски от мониторинга того сего — растут. А ближайшие бонусы от масштабной политической рекламы будут лишь через 5−6 лет. PS Хотя если на фантастической встрече Володин «слил» интернетчикам, что старик Платов в действительности не планирует сидеть нам 6 лет… :)

  • Ответить
    Sergei Erjemin VentureBox

    2 illyn: весь фрифлоат Яндекс это небольшая часть чистого дохода Google. Яндексом можно и пожертвовать, бросив на алтарь демократии, тем более если это уменьшит интернет-суверенитет страны в пользу американских интернет-гигантов.

  • Ответить
    Глеб Суворов https://telegram.me/itsocial

    Ильин, а кто сказал что у Яндекса нет политических интересов? Околополитика стремная тема, но или яндекс придет в нее сам, или его спрашивать не будут. Выборы закончились, но жизнь-то продолжается.

  • Ответить

    Яндекс и сказал :) Когда описывал риски перед IPO и закрывал чего-то там топ или рейтинг по блогам. Корпорация стремится использовать алгоритмы безотносительно к позиции тех, кто может применить санкции по отношению к компании. У добродетельных людей в Яндексе — позиции, конечно есть. Но не у корпорации. Так гласят её документы. Достаточно вспомнить, что проект по наблюдением за «выборами» (софт для мобильника) особо дистанцировался и подавался как частные, а не корпоративные, занятия.

  • Ответить
    Глеб Суворов https://telegram.me/itsocial

    дык. _перед_IPO. оно уже прошло. а что там написано в документах, так у ФБ тоже много всего было написано ДО айпио.))) в заемных средствах яндекс не нуждается (вроде как), акции продавать уже не будет. так что все возможно. тем более с учетом «встречи в верхах» как раз недавно, тут на роеме описанной. возьмите эту новость. и вот эту http://roem.ru/2012/08/03/voloodin52279/ добавляем щепотку конспирологии и получается — «Волож провел фантастическую беседу с Володиным и Яндекс заинтересовался политическим таргетингом». роем это или как?

  • Ответить

    Ok. Давайте попробуем рыть. Прежде всего там где светлее. Мы не знаем о встрече, но знаем о рассказчике. О Венедиктове. Это пламенный евро-левак, верящий в то, что благоденствие возможно благими намерениями государства. Ему не кажется порочным сам подход, где законов становится больше, а не меньше. Где роль государства — становится больше, а не меньше. Одно слово — «троцкист». Человек на полном серьёзе в восторге от принятия новых законов. Я понимаю если бы его слив звучал примерно как: «Фантастика! Вместо семисот наполовину бессмысленных госдокументов, что приходится ежедневно учитывать таким зарубежным компаниям как Яндекс, Гугл и Мейл.ру с 2013-го года останется только 500!, а к 2014-ому вообще только 100!» — так нет же. Будут новые законы. Так и пишет. Сомневаюсь, что эти законы будут заключаться в простом ограничении полномочий властей РФ. Скорее наоборот. К боевикам налоговой, пожарной и прочей санэпидемстанции добавят каких-нибудь. Следящих за расположением кнопок и контрастом цветов. Ну и что угодно ещё. «Будут новые законы» — переводится, как: «Кремль ещё больше хочет подмять и так давно молчащие в трубочку it-компании»

  • Ответить
    Альтер Эго

    >Ok. Давайте попробуем рыть. Прежде всего там где светлее. >К боевикам налоговой, пожарной и прочей санэпидемстанции добавят каких-нибудь. Следящих за расположением кнопок и контрастом цветов. Ну и что угодно ещё. >«Будут новые законы» — переводится, как: «Кремль ещё больше хочет подмять и так давно молчащие в трубочку it-компании» Интересное у вас понятие о светлости. А если копать там, где темнее, то что видно? Апокалипсис? Интернет выключили, всё население посадили?

  • Ответить

    Нет. Яндекс, Мыло, Гугл — ничего не сказали о встрече. И как правильно подметили добродетельные агенты ВКонтакта — компании не рады были даже раскрытию самого факта встречи. Копать «там где светло» — это там где хоть что-то известно.