По сути, текст, который находится ниже, является развитием тезисов моего доклада, сделанного на «Блогкэмпе». Никакой статьи по его итогам я не выпускал, теперь же есть возможность компенсировать этот информационный пробел. Тем более что за прошедшее время в блогосфере произошло несколько показательных событий.
Во-первых, Дмитрий Смирнов (также известный как Spectator) запустил сервис Blogowar.ru с хорошей трафикогенерирующей моделью. Рейтинг (а Blogowar это рейтинг, пускай создатели его и называют игрой) прибавляется если участник пишет про других блоггеров, участвующих в системе и убавляется, когда блог упоминают другие рейтингующиеся. Все просто. Есть еще плюшки, выдаваемые участникам «за активность».
Во-вторых, завершился прием интервью на конкурс, который для блоггеров начал автор блога Miku.ws, но в итоге под идеей конкурса подписалось столько людей, что призовой фонд составил почти 3400 долларов. Половину из которых получит победитель (плюс еще другие вещи, большая часть которых интересна лишь людям, приближенным к дорвеестроению). Что для человека, который ведет блог для себя – достаточно неплохие деньги.
В-третьих, запустился, хотя и в бете, поиск по комментариям дневников "Яндекса", который пробудил в ряде людей понимание того, что отвечать за свои слова иногда приходится.
Здесь можно встать в гордую позу и сказать, что люди, участвующие в блогомерке Смирнова – идиоты, которым нечем заняться. Те, кто брали интервью на соответствующий конкурс – бездари, не понимающие того, как и у кого надо брать интервью, а блоггеры, оставившие записи, о которых они теперь жалеют - сами себе враги.
Можно, но не буду. Выводы, на самом деле из всех этих событий и реакции на них, можно сделать, но будут эти выводы несколько другими. Я их сначала озвучу, а потом поясню, что я имею в виду.
Первый тезис, это то, что существование подавляющего большинства отечественных блогов не имеет какой-то четко сформулированной цели. "Политики существования", если угодно.
При этом (второй тезис) большинство блоггеров проявляют аморфность при каком-либо влиянии на них со стороны.
И наконец (третий тезис), при исчезновении этого влияния они моментально восстанавливают свои поведенческие привычки, а просто с течением времени - привыкают к наличию внешних факторов.
"Отсутствие четко сформулированной цели", это наиболее спорное утверждение, так как блоггер всегда может сказать, что он просто пишет, это и есть цель. "Не могу не писать", как сказано в ЖЖ моей бывшей коллеги. Поэтому будем считать, что если у блоггера нет в голове рамок, за которыми какие-то события его не интересуют, у него нет цели, ради которой он пишет. Приводит это к следующему - блог не имеет ярко выраженной темы, не имеет понятного ядра читателей и не имеет никакого влияния. Это не было бы бедой для самоощущения блоггеров, если б определенная часть из них на это влияние не претендовала, начитавшись статей о том, что гражданская журналистика скоро закопает обычную.
Блоггеры страдают по отношению к СМИ и интернет-СМИ, тем же самым недостатком, из-за которого об интернет-СМИ сейчас вытирают ноги. Среди них всех господствует рерайт. Блоггеры переписывают новости у интернет-СМИ, интернет-СМИ из западных источников или офлайновых газет, в результате достаточно иметь "в кармане" 5-10 цитируемых изданий, чтобы на всех этих блоггеров и интернет-СМИ не обращать никакого внимания. При этом же всем хочется вещать что-то самостоятельно, но на самом деле, они оказываются лишь рупором, усиливающим влияние и без того более сильных источников.
То же самое отсутствие рамок приводит и к следующему: определенную часть блоггеров легко возбудить на какую-то вещь, которая не лежит в области их интересов. Например, что объединяет всех блоггеров? Ответ очевиден - кроме ведения блога - ничего. Значит возьмите себе игрушку, связанную с блоговодчеством и играйтесь в нее.
Хотя есть еще кое-что - вы же все творите контент: вот вам, пожалуйста, конкурс, для творцов контента - пишите интервью, получайте деньги.
Но результат всех этих промоакций, для обычных читателей, следующий - в первом случае блоггеры начинают начинают носиться с каким-то узконишевым сервисом как с писаной торбой (забывая о том, что их читают люди интересующиеся не процессом ведения блога, а тем, про что пишет автор), а во втором, после того как конкурс интервью заканчивается, большинство участников благополучно забывают про этот жанр. То есть, происходит нарушение привычного хода событий, вызванное внешним раздражителем, а затем возврат к прежней модели поведения.
Такая же реакция будет и на блогопоиск "Яндекса": все дилеммы, которые возникли с его запуском, не новы и ожидаемы. Если в древности кто-то из поэтов мечтал о наступлении того времени, когда люди научатся обращать каждое слово в камень, чтобы этим камнем потом уличать лгунов, то сейчас ни о чем мечтать не надо - любое записанное слово сохраняется или логах программы или где-то на далеком сервере.
Например, ряд счетчиков в ЖЖ, размещенный в записях ваших друзей позволяет узнать о том, когда вы читаете френдленту (что сказывается на работоспособности ничуть не лучше, чем написание комментариев), искать ваши комментарии можно было и при помощи обычных поисковых машин, а говорить что-то, что вы не хотите дать прочитать другим, вас никто не заставляет.
Но вскинулся вопль, по поводу нарушения прайвеси, запостили юзеры ticket'ы в своих дневниках и все. Теперь только изредка будет кто-то, вдруг обнаруживший, что его посчитали, вопить в ЖЖ: "Да как они смеют, разве так можно?". Можно. Смеют.
В результате, любая компания, которая пытается сделать из блоговой площадки нечто большее, чем просто ферму для заработка на рекламе, сталкивается с тем, что ничего, на что можно было бы опереться у нее нет. Нельзя опереться даже на лидеров мнений, заведших свои дневники - сегодня он пишет то что надо, а завтра про пирожки с повидлом. Да и вообще - как получить сколько-нибудь приемлемый охват, имея на руках лишь блоггеров, чья аудитория не превышает одного процента от общей аудитории сервиса? Какое влияние имеют все эти кухонные разговоры? Почему нельзя писать постоянно про то, что увеличивает аудиторию?
"Нельзя", - следует ответ - "Я вчера поиграл в популярного человека - и наигрался".
Добавить 11 комментариев
Все выше написанное предполагает, что блогеры (ну если не все, то большинство) стремятся исключительно к популярности. На самом деле все обстоит по другому. Обозначения: «блог» — the blog «СМИ» — the СМИ и т.д. Ю. Синодов опять (в том смысле, как и другие авторы до него) столкнул два несравнимых понятия «СМИ» и «блог». С тем же успехом можно сравнивать «сайт знакомств» и «блог» или «молоток» и «магнитофон». Основная ошибка кроется в самом неправильном определении «блога». До сих пор абсолютно все его определяет как: «Блог это предмет для …». С этой позиции определения «блога» получается однобоким и получаются выше приведенные сравнения. Лично я считаю, что «блог» служит для создания определенной среды. Что это за «среда» (причем не «четверг» заметьте), как она определена и для чего она нужна как раз и определяет сам автор (или хозяин) блога. Возьмем, например, Яндекс. У него есть свое корпоративное СМИ (новости компании Яндекс) и свой блог (корпоративный блог Яндекс). Примечание: это конечно не СМИ в формальном смысле, но фактически и «по духу» самое настоящее СМИ. Основная функция корпоративного СМИ в Яндекс – вещать в «массы». «Массы» могут быть и небольшой по численности аудиторией, например у «Вестник производителей шаурмы» , но это не важно. Главное, чтобы «СМИ» он «окучивал» всю нужную аудиторию и вещал на нее. Основная функция блога Яндекс – создавать некую «среду». Думаете просто так, что ли там комментировать разрешили? Что за «среда» интересуйтесь не у меня, а в Яндекс. Исходя из моего определения блога популярность для блогера, как телеге пятое колесо. Поинтересуйтесь, например, у И. Сегаловича: почему он не популяризует свой блог? (Прим.: вопрос риторический) Хотя, я согласен с тем, что некоторые авторы (создавая среду) ставят вопрос популярности выше остальных. В итоге получаются «блог Экслера» или «блог Greenwod’а».
Не совсем так. Я оговорил, что речь идет о тех блоггерах, которые претендуют на влияние, но сами подвергаются манипуляциям со стороны тех или иных лиц. О какой влиятельной позиции может идти речь, если блоггер готов, ради 30 долларов от какого-то блогуна, запачкать весь свой блог темой, о которой он и не думал писать, но которая, благодаря деньгам, показалась ему близка? Естественно, что влияние здесь будет у «Блогуна», а не у блоггера
Да, я это понял, когда текст написал, но: «Штирлиц не любил доставать пистолет просто так, и, поэтому, выстрелил в официанта». Я бы тогда сказал так: может ли обладать влиянием беспринципный человек? Ведь продажа за 30 сребренников/долларов/евро предполагает отсутствие принципов. Некторые, конечно скажут, то они продались совсем не за 30, но это анекдот: — А у вас есть непродажные женщины? — Есть, но они очень дорого стоят.
«существование подавляющего большинства отечественных блогов не имеет какой-то четко сформулированной цели» это же блог, цели там редки. в нем люди пишут свои мысли и наблюдения, основная цель тут — ведения дневника, все остальное это редкие исключения. очевидно ведь. за рубежом уверен что так же. блог должен писаться для себя в первую очередь, а не для читателей. на то он и блог.
А почему, если он ведется для себя, народ смотрит, какое он место в рейтингах занимает?
ну, смотрят не все. и, даже если смотрят, то это уже второй этап, после записи своих мыслей. а с рейтингами вообще печально все сейчас — совершенно необъяснимые механизмы.
А кто-нибудь может дать вразумительный ответ на вопрос, что такое блог ?
а вам какой ответ нужен: чтобы делать сплоги, или чтобы…?
Мне нужен простой ответ, от чистого сердца, хотя со многим, что Вы написали выше, мне трудно не согласиться.
От чистого сердца: блог — это как бы личный, но публичный дневник, который его автор ведет из тщеславия, всячески дроча на рейтинги. Короткое определение: это полная херня.
to Правдорез Очень интересное определение :-) Спасибо, мне всегда приятно прочитать мнение, отличное от других, не прилизаное под кого-то конкретно, а вот так:»Как думал, так и написал !!!»