Как Chartbeat улучшает медиасайты (на примере AиФ)

Развитие событий: Mail.Ru Group запустил два продукта для медиа: аналог Relap.io и редакционную аналитику (14 апреля)

Что такое Chartbeat?

Chartbeat Publishing — инструмент аналитики, позволяющий наблюдать за распределением внимания пользователей по сайту, по отдельным страницам сайта и по сущностям на страницах в реальном времени.

В первую очередь — это инструмент для выпускающих редакторов, которые занимаются непосредственно версткой и режиссурой страниц, и также для продюсеров, которые заинтересованы в продвижении проектов и повышении качественных показателей аудитории.

Два основных параметра, по которым Chartbeat производит замеры — recirculation (возвращения, переходы по сайту, взаимодействия с сущностями на страницах) и engaged time (активное время пребывания пользователей на сайте, длительнсоть сессии).

По данным создателей Chartbeat, 95% пользователей в момент активного взаимодействия со страницей в среднем один раз в 4,8 секунды совершают одно из этих действий:

  • перемещают курсор мыши,
  • пролистывают страницу,
  • нажимают на клавиши мыши

и т. д.

Перерыв более 5 секунд говорит о том, что пользователь не взаимодействует со страницей, даже если она открыта на его экране (занялся другими делами, ушел пить кофе).

Изучая показатели и следуя подсказкам системы, можно не только добиться эффективной режиссуры сайта, но и повысить качественные показатели аудитории на конкретных страницах. При регулярной работе с Chartbeat возможно увеличить общесайтовые показатели качества аудитории — такие как длительность сессии и глубина просмотра, повысить вовлеченность аудитории.

Например, после тщательной проработки обвязок самых популярных материалов нам удается в среднем увеличить рециркуляцию аудитории с 16 до 22% за сутки.

Важно отметить, что работа с Chartbeat требует пристального наблюдения и принятия быстрых решений. Если на сайте много контента (несколько сотен единиц в сутки) — это сложно. Необходимо четко понимать, каким изменениям показателей и рекомендациям системы стоит уделить внимание, а каким нет — иначе рискуем сделать много мелких и бесполезных действий, которые будут иметь сиюминутный эффект, не стоящий затраченных усилий.

Для себя мы определили порог в топ-5 самых читаемых материалов в определенный момент. В среднем это материалы, получающие 600−1200 просмотров единовременно. Иными словами, мы начинали проработку материала на предмет обвязок, когда он поднимался в топ-5, потому что именно у хитов больше шансов повлиять на общие, средние показатели. Да и проработать вручную весь контент невозможно физически.

Помимо этого, Chartbeat позволяет отслеживать потоки трафика с конкретных источников. На первый взгляд, здесь нет ничего необычного: мы видим, с какого источника идут переходы на сайт прямо сейчас. Эта функция есть и у других счетчиков (например, Google Analytics). Но возможности Chartbeat шире, он демонстрирует качественные показатели аудитории с каждого источника в каждый конкретный момент времени.

Разберем пример. Смотрим, что сейчас читают на АиФ.ru пользователи, переходящие с Рамблера:

Видим, что больше всего трафика идет на материал под названием «Говорящая каска».

Однако engaged time на этой статье ниже, чем на некоторых других. Предполагаем, что что-то уводит пользователей со страницы раньше, чем они дочитают материал до конца.

Открываем ссылку и с помощью инструмента heads up display (активировать его можно через панель управления Chartbeat) изучаем поведение пользователей на этой странице.

И действительно, видим, что почти в самом начале статьи стоит гиперссылка. Единица означает, что это самая кликабельная сущность на странице (первое место среди всех ссылок)

Убрав ее или опустив ниже, мы могли бы увеличить время на материале. Но не будем этого делать, чтобы не нарушать логику статьи. Лучше проследим дальнейший путь пользователей после клика на эту ссылку и увидим, что он обрывается, так как пойти дальше с этого материала некуда, релевантные обвязки отсутствуют.

Следовательно, стоит уделить внимание обвязке этой новости тоже, чтобы она больше не являлась страницей выхода.

Чем Chartbeat отличается от других «умных» систем аналитики — Google Analytics и Яндекс Метрики

Принципиальное отличие Chartbeat Publishing от других систем интернет-аналитики состоит в том, что он не накапливает и не хранит данные, все замеры происходят онлайн.

Каждые несколько секунд система посылает запрос каждому посетителю сайта с целью узнать, на какой странице и в какой её части он сейчас находится и что сейчас делает. Это позволяет точно определить, сколько активных визитов приходится на сайт в каждый момент времени.

По словам создателей Chartbeat, «именно запросы, а не количество просмотров, позволяют достоверно ответить на вопрос, что происходит на вашем сайте».

Для нас Chartbeat стал самым удобным инструментом, чтобы проследить пути пользователей по сайту в реальном времени и посмотреть, с каких источников, на какие материалы пользователи переходят прямо сейчас и каково качество этой аудитории.

Два основных направления работы с Chartbeat

Используя Chartbeat на протяжении пяти месяцев, мы выделили для себя два основных направления работы.

  1. Работа с внутренней страницей

Мы видим, что крупные объемы трафика идут на ту или иную статью. Как сделать так, чтобы пользователь задержался дольше и перешел на другие ссылки?

Разберем пример.

В топ вышел материал

Друзья поневоле. Есть ли у России союзники в Европе?

http://www.aif.ru/politics/world/1209586

Его «стартовые» показатели

Открываем страницу и активируем heads up display. Смотрим, что можно улучшить. Замечаем, что на некоторые обвязки, которые выпускающему редактору субъективно казались интересными и подходящими, пользователи не кликают. Убираем их.

Обнаруживаем на странице ссылки, на которые кликают хорошо, и находим для них более выгодные позиции и форматы представления (на большинстве сайтов СМИ таких форматов три — инжекты, гиперссылки в тексте, материалы на «точке выхода» под статьей).

Проделав все это, возвращаемся на панель управления и наблюдаем, как меняются показатели. Они выросли:

Такая ежедневная работа позволила нам вывести несколько правил по поводу того, какие форматы ссылок/обвязок работают лучше, какому типу — инжект, гиперссылка или стандартный блок «материалы по теме» — отдать предпочтение в каждом конкретном случае. Однако приводить здесь все наши наблюдения не имеет смысла, так как считать их универсальными нельзя, многое зависит от особенностей верстки и дизайна каждого сайта.

  1. Работа с местом на главной странице

Тут все просто. Смысл сводится к тому, чтобы сделать главную страницу максимально привлекательной для пользователей и заставить какое-либо место на главной странице работать эффективнее.

Активируем heads up display.

Разноцветные маркеры показывают, с какой интенсивностью пользователи кликают на виджеты и материалы, представленные на главной.

Зеленый — все хорошо

Желтый — дела идут средне

Красный — надо что-то менять

Цифра на маркере — место ссылки в рейтинге популярности. Так цифра один — это самая кликабельная ссылка, 99 — наименее кликабельная.

Все это позволяет нам режиссировать главную страницу с учетом пользовательского интереса и выбирать наиболее выгодные позиции для различного контента. Так, картина дня глазами редакции может отличаться от картины дня глазами пользователей.

На скриншоте видно, что четвертый материал в виджете «Выбор редакции» подобран неудачно, он не интересует пользователей. Нет смысла держать его на главной, так как это место может работать лучше.

Таким образом, данный инструмент избавляет от иллюзии, что проходной материал, поставленный на заметное место, наберет много просмотров. Эффективнее работает иная логика — поставив хороший материал на хорошее место, можно получить в разы больше переходов.

Вывод

Chartbeat помогает ответить главный вопрос каждого интернет-СМИ — «Чего хотят пользователи прямо сейчас?».

Одна из важных функций Chartbeat состоит в том, что он позволяет выработать у сотрудников полезные привычки в работе с режиссурой сайта и обвязками материалов.

Главная особенность, как уже говорилось выше, заключается в том, что Chartbeat требует глубоко погружения, непрерывного наблюдения и быстрых действий со стороны сотрудников.

Chartbeat может быть особенно эффективен для «долгоиграющих» страниц (содержащих не оперативную информацию) — тематических спецпроектов, статических страниц.

Отметим также, что первое время работать с постоянно меняющимися в режиме онлайн данными кажется сложно и непривычно, но если научиться, то результаты работы позволят оценить все достоинства Chartbeat.

В заключение, скажем, что сервис не русифицирован, но интуитивно понятен, на помощь всегда приходят всплывающие подсказки, а также можно настроить оповещения на почту.

Chartbeat платный, но есть резон приобрести его хотя бы на время, чтобы выработать полезные правила для своего сайта.

Автор: Мария Мишнова

(Руководитель службы продвижения, социальных сетей

и анализа аудитории

Департамента по развитию цифрового

направления и новых медиа «Аргументы и Факты»)

Добавить 3 комментария

  • Альтер Эго

    А почему только для СМИ, почему не для сайтов магазинов с активной витриной? Есть у кого-нибудь такой опыт?

  • Ответить
    Альтер Эго

    А почему только для СМИ, почему не для сайтов магазинов с активной витриной? Есть у кого-нибудь такой опыт?