Контент-маркетинг для журналистики: новый отраслевой пылесос

Развитие событий: «За правдивые расследования — от увольнения до убийства. За джинсу никому никогда ничего не будет» (27 сентября 2017)

— А если все с крыши прыгнут, ты тоже прыгнешь?
— Да
(разговор двух контент-менеджеров)

Корпоративный контент-маркетинг, начинавшийся в России вполне невинно с контактов со своим потребителем (в рассылках, например), с рассказов о своем продукте на специализированных площадках (Хабрахабр, например) и на собственных корпоративных сайтах, постепенно начал претендовать на отдельное от своих брендов-носителей место в мозгу читателей: корпоративные заказчики создают редакции заметного размера со своей, достаточно заметной аудиторией.

Не считаю что это плохо или хорошо, но мне кажется, что это окажет влияние на медиарынок и хотел бы про это немного поговорить.

Давление корпораций на медиа было всегда. Самая популярная и обсуждаемая его форма — переток медиаспециалистов в PR, где зарплаты, как правило, выше. Ответственность в PR тоже выше, при этом от новоявленного пиарщика требуется существенная энергия на переобучение, поскольку рабочие процессы в PR и журналистике совершенно разные, поэтому поток журналистов в PR относительно невысок: многие считают, что дополнительная зарплата не компенсирует  смену деятельности.

Самсонова, TheQuestion: Как правильные вопросы могут стать ответом на проблемы СМИ

С корпоративной журналистикой переход из медиа в бизнес становится проще: ты пишешь то же самое, только платит тебе уже не СМИ, получившее деньги от рекламодателя, а непосредственно рекламодатель уставший от материальных запросов СМИ за баннеры и "нативочку".

Рекламодатель сам берет на себя вопросы связанные с производством контента и донесением его до целевой аудитории. Сам берет на себя производство контента. И СМИ здесь страдают два раза:

  1. Повышается конкуренция на рынке труда за квалифицированные кадры.
  2. Снижается выручка от рекламодателей в силу перераспределения их бюджетов на собственные контент-проекты.

Оба фактора сейчас не выглядят существенными, хотя количество контентных проектов, например, в банковской сфере уже позволяет говорить о том, что у банков контент-маркетинг стал трендом (и это журналисты "Коссы" еще не заметили огромнейшую сберовскую "Дасреду").

Но в будущем это означает, что у журналистов-то работа будет. Большинству, если честно, все равно на кого работать: на корпоративного заказчика, на издание с заказухами, на издание с государственным контролем, на издание с корпоративным контролем — зарплата есть, деньги платятся, все хорошо.

Почему СМИ получают мизер от рекламных бюджетов и как с этим жить

А вот медиа придется, как обычно, мучительно переходить с рекламной модели на подписную, чтобы компенсировать очередную потерю доходов (при наличии потенциальной армии подписчиков, конечно), делать из шишек и палок "мурашки по коже" для своих читателей, мучительно стараться сделать "нативочку", которая выглядит прилично и кормит при этом. И так далее.

И конца-края этому, если честно, я не вижу.

Добавить 6 комментариев

  • Ответить
    Альтер Эго

    «Деловая среда» у «Сбера» похоже не выжила. Раньше это был сайт с регулярными публикациям. Сейчас это витрина-одностраничник для нескольких проектов дочерней компании «Сбера».

  • Ответить

    Остальное, может быть, тоже не выживет — «Дасреда» началась несколько лет назад

    Вообще, к слову про Сбер (и его любовь к книгам МИФ), вспомнил, что любовь к КМ недурно подтолкнул сам МИФ своими рассылками. Но он то пытался книжек своих побольше продавать среди достаточно специфических людей причем

    А глядя на это все эти специфические люди начали думать, что КМ это то, что им тоже нужно (хотя они-то работают уже на неспецифических людей и КМ им, может быть и нужен, но точно не будет столь эффективен, как для МИФ).

  • Ответить

    Да нет никаких рисков.
    Когда бизнес начинает делать КМ, то он делает не КМ (ибо такового вообще не существует, как не существует баннерного маркетинга в отдельном виде) а тупо еще одно Медиа. Пусть и с уклоном «под себя». Тиньков журнал, например, пишет про то, что должно было писать издание «Деньги» Коммерсанта. Пусть и с упором на возможности конкретного банка.

    И рекламодатель покупает не размещение, а аудиторию. Смогло Медиа (а тут не важно чье это медиа, Ашманова, Тинькова или Габрилянова) -молодец. Не сумело — умерло.

    Проще говоря, неправильно противопоставлять Медиа и КМ. Это все Медиа. И угрозы тут совсем в других направлениях (низкая цена клика за 1000 показов)

  • Ответить
    peranov low-tech

    да вряд ли же. Став корпоративными, журналисты быстро деградируют. Даже не деградируют, а просто совершенно изменяются. А СМИ не становятся ненужными. Ну например, у нефтяной компании есть и сайт и свой журнал и даже два, но рекламировать моторные масла в СМИ потребность от этого не отпадает. Насчет ответственности тоже глупо. Ну не глупо, а немного по-другому. Например, сравним сходный пример: ин-хаус юристы и юристы юридической фирмы. Казалось бы! Зачем корпорации платить юридической фирме за сопровождение сделки? Ведь наш корпоративный юрист из той же фирмы в прошлом нас проконсультирует. Правильно отмечено — ответственность выше. А корпоративная логика, которой быстро учатся, такова — ответственности надо избегать. Так что корпоративный юрист это машинка по производству слов: «нет», «не знаю», «слишком рискованно» и «всякое бывает». В общем, мне кажется, и СМИ не пострадают, и журналистам особенно радоваться не стоит.