За инвестициями «Яндекса» в Doc+ нет экономической целесообразности

Развитие событий: Почему телемедицина в России всё ещё вне закона (2 августа 2016)

Автор – основатель и генеральный директор «Доктор на работе» – профессиональной сети для врачей, которая зарабатывает только на фармацевтическом рынке и, как утверждает Сажин, не строит тщетных иллюзий о рынке частной медицины.

На днях «Яндекс» и Baring Vostok объявили об инвестициях в Doc+ ─ uber-like-сервис для вызова врача на дом «одним кликом».

Оставим за скобками очевидный государственный заказ для «Яндекса»: они должны двигать интернет-медицину, поэтому сделка была незбежной, да и альтернатив было совсем мало (навскидку можно предположить, например, ведущего игрока на рынке электронных медицинских карт OnDoc.me или лидера среди сервисов по записи к врачу DocDoc.ru).

Чем таким могли заинтересоваться «Яндекс» и крупный фонд, кроме намеков сверху?

Станислав Сажин, основатель и генеральный директор Доктор на работе

Рискну предположить, что основатели Doc+ положили на стол переговоров простую схему: самый желанный западный пример – здравоохранение в США – составляет 17% американского ВВП (в абсолютных цифрах – 3 трлн долларов). В России пока не все так радужно - 6% от ВВП или 5 трлн рублей. Но если вдруг Россия встанет с колен и начнет расти, то не за горами утроение российской медицины, которое вместе с удвоением ВВП может дать 30 трлн рублей.

Крупнейшие американские интернет-игроки на медицинском поле стоят по 2-3 млрд долларов (например, WebMD). Или по 0,1% американского медицинского рынка. Сколько будет 0,1% от 30 трлн рублей будущего российского медицинского рынка (назовем его рынок-2026)? 3 млрд рублей.

Если предположить, что инвесторы купили 40% за 350 млн рублей, то выход за 1,2 млрд рублей лет через 10 выглядит неплохим, учитывая навязанность государственных намеков (могли бы и в минус выйти).

Моя позиция более пессимистичная. И вот почему

Начнем с цифр. Только 40% американской медицины или 1,2 трлн долларов финансируется из карманов граждан и частных организаций. Таким образом, ведущие американские компании в области цифровой медицины стоят порядка 3% частного рынка здравоохранения. Учитывать государственные деньги я бы не стал – претендовать на них подавляющее большинство стартапов не может, ввиду фокуса своей финансовой модели на частном рынке (для такого вывода я внимательно изучил базу медицинских стартапов в CrunchBase – категория Health Care).

Российский рынок частной медицины еще более скромен. 430 млрд рублей в сумме составляют российская частная медицина без добровольного медицинского страхования (ДМС) и теневой рынок (удобно его так же причислить к частному сектору). Я осознанно не включаю добровольное медицинское страхование в потенциальный рынок для Doc+: рынок ДМС это рынок сборов с граждан, лишь около половины из которых конвертируются в конечную медицинскую помощь. И даже ее объем в денежном выражении по мере своего роста сокращает долю прямых платежей клиникам и врачам от пациентов (если пациент пришел по ДМС, то ту же самую услугу он не будет оплачивать напрямую). Обратная связь, кстати, не очевидна: отказавшись от ДМС (а рынок с 2014 года капитально просел по понятным причинам), пациент может и не пойти к врачу, предпочтя самолечение.

Даже если рынок вырастет в 2 раза за ближайшие 10 лет (до этого в «тучные» годы на удвоение у него ушло 6 лет, но мало ли Россия ускорит «вставание с колен»), то заветные 0,1% от 1 трлн рублей будущего частно-теневого рынка составят… 1 млрд рублей. 40% от 1 млрд это 400 млн. Инвестиция «Яндекса» и Baring Vostok перестает быть «томной» - с таким же успехом они могут сейчас положить 350 млн в «Сбербанк» и вынуть 650 млн через 10 лет (расчет ставок по вкладу я произвел самостоятельно на калькуляторе).

Но и это еще не мое мнение. Мое мнение еще хуже

Что такое 0,1% от рынка частной медицины? Это обязательно следствие снижения монополии государства, декриминализации рынка, выведения его из тени, послабления преград для частной практики. Несомненно результатом таких изменений станет прямое взаимодействие конечного врача и пациента через посредников типа Doc+. Давайте попробуем оценить, в какую же сумму российские врачи оценивают взаимодействие с собой.

Официальные данные Росстата: в России 700 тысяч врачей, их средняя месячная зарплата в государственных учреждениях 35 662 рубля.

Сделаем смелое предположение: все врачи России подрабатывают в частном секторе плюс берут деньги наличными, удвоим обозначенную среднюю зарплату, получится общий фонд оплаты труда врачей в России без социальных выплат 35662х2х12х700000 = 600 млрд рублей в год.

При оценке перетекания врачей из традиционного государственного и частного рынка в рынок современный, где пальму первенства гордо держат Doc+, DocDoc и OnDoc, я бы отталкивался именно от рынка в 600 млрд рублей. Этот тот поток денег, что уже получают врачи в свои карманы. Ввиду инертности здравоохранения, показатель в 0,1% остается реалистичным. 0,1% от 600 млрд рублей это 600 млн рублей. 40% от 600 млн это 240 млн.

Мой прогноз таков: купив сейчас долю в Doc+ за примерно 350 млн рублей, «Яндекс» и Baring Vostok никогда (или в ближайшие 10-15 лет) без прямого вмешательства государства не смогут избавиться от нее за сумму, превышающую 240 млн рублей. То есть даже в лучшем варианте, при наличии покупателя, убытки неизбежны.

Впрочем, покупатель, скорее всего, не существует. Со мной в этом согласен Алексей Соловьев, глава фонда Prostor Capital, который в интервью «РБК» сказал: «Думать о продаже бизнеса преждевременно. Возможной «ложкой дегтя» для Doc+ может стать отсутствие в России потенциальных стратегов (компаний, потенциально заинтересованных в покупке профильных для себя стартапов). Заметных прецедентов покупки медицинских сервисов на рынке пока не было».

Пусть этот анализ послужит предостережением всем, кто присматривается к российской частной медицине. Овчинка не стоит выделки.

Добавить 14 комментариев

  • Ответить

    Согласен, самого зависть пробирает! Мало кто откажется продать долю в потенциально убыточном бизнесе да еще и за хорошие деньги!!!
    Но вероятнее Яндекс знает несколько больше, чем изложено в статье. С Минздравом они, по крайней мере, связь поддерживают по ряду проектов и, по всей видимости, имеют представление о конечном пути маршрута реализуемой реформы здравоохранения. Без такого рода информации ни одна крупная сделка на отечественном рынке не заключается.
    И что бы там не говорил Яндекс о своем «нежелании сотрудничать с госструктурами из-за имиджевых рисков», факты говорят об обратном. И вложенные в Doc+ средства они как минимум смогут вернуть.

  • Ответить

    Станислав, судя по всему, превосходно знает рынок, но вся логика рассуждений разбивается о 0,1%, которые он взял за ориентир. Рынки редко бывают настолько похожими, так что, а если 0,2%? А если 0,5%? А может 1% или вообще 5%?
    Это же венчур, в риске и смысл.
    И потом, вы так дрожите над этими 5 млн. долларов, а это деньги совсем небольшие, что для Яндекса, что для Бэринга, а они еще их и разделили между собой.

  • Ответить

    0,1% это показатель американского рынка. Не ошибусь, если скажу, что даже в более продвинутых областях мы отстаем от США в доле онлайн/оффлайн. Медицина, пожалуй, одна из самых отстающих от запада (десятки лет отставания). Ни о каких 1% или 5% речи идти не может, если судить рационально (а не идеологически, как собеседники выше).

    Оставлю себе право обсуждать даже 5 тысяч долларов, спасибо.

  • Ответить

    у автора реально бомбит… а логика расчетов зашкаливает. к чему только он этот священный 0.1% не применил :)

    ну а по сути, причем тут «интернет-медицина» и ее текущая доля в здравоохранении США?

    несмотря на волшебное слово «интернет-медицина», Doc+ — это просто сервис вызова врача на дом, услуга которую предоставляют почти все поликлиники. единственное отличие — у этого сервиса есть мобильное приложение, логистическая платформа для управления своими врачами и нет расходов на аренду клиник

    Doc+ — это конкурент Медси, Семейного Доктора и прочих на рынке вызовов врачей на дом (да и не только на дом, при удобном сервисе клиент может перестать ходить в клинику по простым терапевтическим проблемам) — на эту поляну и надо смотреть при оценке потенциала.

    взлетит этот старт-ап или нет, это уж как пойдет, но ставить потолок в 600 млн. рублей (я боюсь спросить, а какой же тогда потолок выручки у этой бизнес-модели?) — это очень сильно

  • Ответить

    причем тут «интернет-медицина» и ее текущая доля в здравоохранении США?

    несмотря на волшебное слово «интернет-медицина», Doc+ — это просто сервис вызова врача на дом, услуга которую предоставляют почти все поликлиники. единственное отличие — у этого сервиса есть мобильное приложение, логистическая платформа для управления своими врачами и нет расходов на аренду клиник

    Doc+ — это конкурент Медси, Семейного Доктора и прочих на рынке вызовов врачей на дом (да и не только на дом, при удобном сервисе клиент может перестать ходить в клинику по простым терапевтическим проблемам) — на эту поляну и надо смотреть при оценке потенциала.

    взлетит этот старт-ап или нет, это уж как пойдет, но ставить потолок в 600 млн. рублей (я боюсь спросить, а какой же тогда потолок выручки у этой бизнес-модели?) — это очень сильно

  • Ответить

    > Doc+ — это просто сервис вызова врача на дом

    Вы не знаете планов Doc+, вы не знаете планов яндекса на этот стартап, вы даже не знаете кто этим стартапом занимается. Зато вы точно знаете про инвестиции.

  • Ответить

    во-первых, я вижу чем Doc+ занимается сейчас, во-вторых как раз то, что никто не знает их планов и делает абсурдными размышления автора выше…

    ведь логика автора предельно проста: 1) проект является «интернет-медициной» 2) возникает неизбежный и непреодолимый потолок в капитализации такого проекта в 0.1% от фонда оплаты труда врачей в России (причем тут зарплаты???) — равный 600 млн. рублей

    автору совершенно неважна бизнес-модель компании, как они деньги то зарабатывают: DocDoc, Doc+ — какая на хрен разница — это все «интернет-медицина» — похоже клеймо

  • Ответить

    У Ксении это первые комментарии на roem. Сначала она написала оскорбительный. Так как будто от имени doc+. Но затем переписала аккуратнее. И задаёт вопросы, ответы на которые уже даны в тексте. Полагаю, Ксения просто начинающий пиарщик у doc+ или их инвесторов, который ещё находится в поиске своего слога. Иного рационального объяснения её внезапному появлению я найти не могу. Прошу прощения, если ошибся.

  • Ответить

    Станислав, бросьте, наша с вами переписка на этом сайте никому не нужна. Вашу статью увидела вообще на другом сайте и не смогла пройти мимо таких интересных расчетов…

    объясните мне пожалуйста одну конкретную вещь (я не буду останавливаться на вашем священном 0.1% для любой базы какую ни возьми): вот вы пишите «я бы отталкивался именно от рынка в 600 млрд рублей. Этот тот поток денег, что уже получают врачи в свои карманы»

    как специалист подскажите мне пожалуйста сколько составляет зарплата врачей как % от выручки клиники? если врач работая в клинике получил зп X рублей, то наверное пациент заплатил Y рублей правильно? значит поток денег от пациентов все-таки повыше будет, нет?

  • Ответить

    Я же написал: «Это обязательно следствие снижения монополии государства, декриминализации рынка, выведения его из тени, послабления преград для частной практики. Несомненно результатом таких изменений станет прямое взаимодействие конечного врача и пациента через посредников типа Doc+.»

    То есть наценка клиники (Y-X) будет стремиться к нулю при повышении роли Doc+.

  • Ответить

    Получается, население России в разы меньше станет тратить денег на медицину (причем раза в 2.5-3, так как доля зп врачей около 30-40% от выручки клиник) — это же фантастика, благое дело, а вы критикуете :)