Яндекс.Музыка спелась с израильскими студентами

Яндекс объявил, что студенты и выпускники вузов смогут познакомиться в Тель-Авивском университете с технологиями анализа данных, которые используются в Яндекс.Музыке — сегодня этот сервис Яндекса запущен в Израиле. Руководитель по международному развитию Яндекс.Музыки Амир Биктимиров заявил vc.ru: «в Израиле сейчас очень интересный период развития стриминга — в этом году был запущен Spotify, и мы готовы к борьбе за внимание аудитории» (по меркам РФ она маленькая — 6 миллионов человек, в 17 раз меньше российской). Ежемесячная плата за Spotify и Яндекс.Музыку совпадает, но по словам Биктимирова «сила Яндекс.Музыки» — в «классных» персональных рекомендациях, созданных на основе нейросетей и технологий машинного обучения Яндекса.

В начале 2018 года сооснователь и руководитель группы компаний «Яндекс» Аркадий Волож договорился о запуске «Школы анализа данных» Яндекса в Тель-Авивском университете. Филиал ШАД будет тесно работать с факультетом компьютерных наук, где расширяют количество курсов по машинному обучению.

Яндекс, как компания, минимум дважды инвестировал в израильские технологические компании, в частности, в 2010-м в Face.com, который занимался технологией распознавания лиц и был продан Facebook в 2012 году. Доля Яндекса в проекте составляла около 18% и была продана за $15-$18 млн. В 2016-м eBay купила израильский стартап SalesPredict, Яндекс инвестировал в него двумя годами ранее, в 2014-м. Аркадий Волож, как частное лицо, вкладывал личные средства в проект NeuroSteer Натана Интратора, профессора вышеупомянутого Тель-Авивского Университета.

Добавить 19 комментариев

  • Ответить

    Великая сила рекомендаций известна только по «индексу вовлечённости», так скажем. Если сравнить времена, пока рекомендациями не занимались и времена когда занялись — длительность сессий прослушивания в Я.М выросла на 70%. Хорошо? Как сказать. Достаточно открыть таб «Рекомендации» и выяснится, что рекомендации Яндекс.Музыки состоят из (на данный момент):

    1 [имя друга] слушает — и вы послушайте
    2 Их вы больше всего слушали на этой неделе
    3 вы ещё не слушали эти альбомы [артистов из пункта 2]
    4 Ваш личный чарт за неделю
    5 Пополнение в каталоге лейбла [название лейбла на чьи обновления я подписан явным порядком]
    6 Это слушают люди, которым нравится то же, что и вам (следует наибанальнейший набор имён, названий)
    7 Поклонники исполнителя [название исполнителя] слушают
    8 [название исполнителя] что в плейлистах у поклонников
    9 [название ещё одного исполнителя] что в плейлистах у поклонников
    10 Нравится [название музыкального стиля]? А это слышали? (следует набор имён, с прицелом на слушателя разновидности «лох полный», то есть наибанальнейшие звёзды в какой-то там раз)
    11 [название музыкального стиля]: лучшее за неделю (целевая аудитория пункта снова — «лох», который не в курсе существования популярнейших треков крупнейших исполнителей, я вообще сомневаюсь, что такие люди существуют, но в Яндексе думают, что они есть)
    12 Нравится [название музыкального стиля]? А это слышали? (снова следует набор имён, новых и необычных имён для лошков)
    13 Пополнение в каталоге лейбла [название лейбла на чьи обновления я подписан явным порядком]
    14 Похоже, вам может понравиться [впервые за 14 пунктов упомянуто имя неизвестного мне исполнителя, нейронная сеть, всё-таки, работает! Ого!]
    15 Помните, вы собирались послушать эту музыку? [3 альбома из ранее отмеченных мною сердечками, Яндекс даже не понимает, что я их послушал, причём один из этих трёх — даже дважды и буквально несколько дней назад и несколько часов назад]
    16 Похоже, вам может понравиться [второй раз упомянуто имя неизвестного мне исполнителя, нейронная сеть, всё-таки, работает, да!]
    17 [имена исполнителей]: вы ещё не слушали эти треки (шиза равноценная пункту 15 — слушал вообще-то, доступ к моему last.fm с данными с 2004 года у Яндекса есть)
    18 [название музыкального стиля]: лучшее за неделю (в 10 треках этого блока, как обычно имена для лохов, Фрэнк Синатра, Шарль Азнавур (ого! Я.М умеет реагировать на Яндекс.Новости, правда не понимает, что Азнавура можно поставить не в 18-м пункте, а повыше)
    19 Вы давно не слушали эту музыку (вообще-то слушал)
    20 Нравится вашим друзьям [три трека. Друзей, кстати, в моём случае, много, но там максимально усреднённое предложение, три трека для лохов, не знать их невозможно]
    21 [название музыкального стиля] новый трек, одна штука, имя неизвестное, спасибо, нейронная сеть, всё-таки, есть!
    22 [имя исполнителя, которого я отмечал сердечком] — новый альбом!

  • Ответить

    Итого — 3 пункта из 22 возможно используют нейронные сети (но ничего подходящего мне не рекомендуют, я проверял их «возможно»).

    В Яндексе прекрасно знают цену своим роботизированным «рекомендациям» (равна нулю для меня), поэтому таб «Главное» Яндекс.Музыки делает белковая редакция, живые люди. На то что слушает конкретный слушатель — редакции просто плевать. Там в персонализацию никто не играет. Поэтому человеку, который презирает всякие потуги похабных и вульгарных российских реперов они на полном серьёзе, как «Главное», рекомендуют новые записи этих борматунов и некую Ольгу Бузову (если зайти в режиме инкогнито в веб-версию — выяснится, что эти гадости рекомендуются всем).

    P. S. Вспомним так же, что в вышеупомянутом Spotify или каком-нибудь Naxos есть полноценный поиск, а поисковая компания Яндекс полноценный поиск в Яндекс.Музыке сделать так и на смогла. Вспомним и улыбнёмся. Сейчас израильтяне всё бросят и начнут писать Яндексу код для замены бессмысленных «19 пунктов» и поиск блин.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Я.М не летит за пределами постсоветских стран. В Турции была с 2012 года, да сплыла…

  • Ответить

    Как забавно Иван Ильин за 2 предложения перешел от пункта «равна нулю для меня» к оценке сервиса в целом для всех пользователей.

    А вся суть его претензий состоит в одном единственном факте: обида на яндекс в целом.

  • Ответить

    Миш, вы ещё в том треде, на одинаковую тему — показали себя. Давите авторитетом (неубедительно, он есть, я понимаю кто вы, а в реплике выглядит смешно, так как вы настоящим именем не подписываетесь и фактов не говорите, и типа анонима тут выступаете, ад хоминем в мою сторону чего-то там бурчите). Проблема в том, что людей, которые не умеют читать-считать, не умеют открывать приложение или сайт «Музыки» — вокруг нет. Может быть, пересчитаем факты? Вот, как я. Сложим и всё.
    Из 22 способов «порекомендовать» музыку на Яндекс.Музыке только 3 не являются подпиской на фид (слушали друзья, новые диски лейбла, в плейлистах друзей, в плейлистах поклонников — это всё фиды). Такие «гениальные» рекомендации из фидов для евреев и русских — сделает любой чел, тут вообще не нужен университет, даже заборостроительный бздянский вообще ни за чем. Прямо в экселе можно. Отсортировать табличку и вперёд. Сделать вам? На какого артиста вам сделать «рекомендации Яндекс.Музыки»? Говорите. Сделаю прямо как у Яндек.Музыки. Со встроенным дебилизатором. Когда на любое имя ищется что-то альтернативное, но ищется не «вглубь», а «наверх» по графу — самый популярный в жанре кто-то. На евреев в моём стиле наверху будет Авишай Коен, тот, что контрабасист (а, вот, его тёзку трубача — Яндекс в принципе не покажет в рекомендациях, так как это развитие «вглубь», а не для совсем уж лопоухих дурачков — «вверх», а их тёзку клавишника — Яндекс.Музыка даже не даст никому найти, так как у неё позорный косорылый поиск, просто ужас какой-то, не специализированный на музыке вообще никак и огромная проблема с различением схожих имён, но разных людей/ансамблей). Заранее говорю, что евреи, скорее всего не поймут, что вы трёх Коенов не различаете, увы.

    Вот и весь «искусственный интеллект».
    Покажите свои собственные рекомендации, что ли (я не случайно упомянул тестовый заход под инкогнито). Давайте пересчитаем не мои, а ваши — просто я думаю, что плюс-минус — но там разницы то никакой не будет.

    Когда есть возможность, я подписываюсь на все музыкальные сервисы, включая самые экзотические, не особо массовые. То что у Яндекса просто позорные «рекомендации» — это особенность вовсе не Яндекса, как я понимаю. Это просто так вышло, что на современном уровне развития технологий и отношений с правообладателями, заинтересованными в продажах вполне определённых имён в каждый конткретный момент времени, «рекомендации» приблизительно так и устроены у всех, и у всех либо представляют собой либо разновидность фида, либо просто херовые. Вменяемые рекомендации (эти могут не попасть во вкус слушателя, но это фигня, они хотя бы реально _вменяемые_, одному дураку они подойдут, а другой слушает другие гадости, ему не подойдут) пока могут писать только живые человеки, редактора. Кстати Дизер и некоторые другие отмечают особыми значками или подписью коммерческие «рекомендации» всяких гадостей.

  • Ответить

    Мы же не упомянули ещё и эту тему — диктата лейблов и лицемерие. Особенно меня веселит «хит-парад» в Яндекс.Музыке. Чьих участников лейблы впаривают, сама Музыка предлагает слушать посетителям сайта, слушателям приложения прямо активно :)
    P. S. Я понимаю, что у меня есть чёткий профиль «белой вороны», выбор музыки достаточно «глубокий», звёзды мне не нужны, слушаю то про чего у Яндекса слишком мало статистических данных — поэтому сервисы и не должны вообще ориентироваться на таких как я. Я слишком меломан. Одновременно я смотрю на компьютер своего отца… У которого вполне целостные вкусы. С большими именами, звёздами, стилистически единые и всё такое вкусы. Я смотрю и вижу там, у отца в «главном» — ту же самую рэперскую полууголовную мразь и бузовых, рекомендованную ему к прослушиванию. А человеку почти 70 лет между тем и повода он не давал.
    PPS Я когда с удовольствием, когда без удовольствия пользуюсь Яндекс.Музыкой, основной поиск у меня Яндекс, на Google захожу исключительно редко, по поводам типа «посмотреть нашумевший дудл». Обиды «на Яндекс в целом» не имею, из обид на музыкальные сервисы раздражаюсь, скорее, на Spotify, который несколько лет назад тоже выбрал себе курс — «делаем приложение для лошков!», после чего грохнул API, «упростил интерфейс», поломал поиск (к счастью не до конца) и сразу отвалилась куча каталожных или рекомендательных приложений сторонних разработчиков, и всё оставшееся стало весьма заурядно.

  • Ответить

    Мне кажется это беда рекомендательных систем в целом. Не только у ЯМузыки
    Потому что математически (и с точки зрения расходов ресурсов железа) вот такие стадо-рекомендации сделать проще

  • Ответить

    Иван, вы уже достаточно показали, что не разбираетесь в вопросах поиска и нейронных сетей от слова совсем. Теперь вы самовольно перешли на «ты», добавляя очередной штрих к вашей некомпетентности. А самое главное, все ваши сообщения прямо пронизаны негативом, свойственный людям обиженным на кого-то.

  • Ответить

    Угу. Опять 25. Это я всё уже слышал. Но факты — есть факты. Их можно пересчитать. Это не нейроны.
    1) Из 22 ух «рекомендаций» в «рекомендациях» Яндекс.Музыки — только 3 являются «не фидами». Это факт. Для фидов не нужен искусственный разум. Те 3 рекомендации, что «не фиды» — жалкие и беспомощные (и, кстати, нет гарантий, что Яндексу их не навязали правообладатели, потому что в отличии от Дизера и прочей Пандоры — Яндекс.Музыка не подписывает коммерческий мусор, не выделяет его особым значком «реклама», «лейбл попросил»).
    2) Словосочетание «нейронные сети» — не имеет никакого отношения к понятиям «человеческий разум», «качественные результаты подбора». Это словосочетание обозначает лишь удобное для пиарщиков описание «чёрного ящика», и почему-то окружающие должны испытыать от этого термина особое благоговение :) Ага, щас. Мы про ящик мы уже слышали 700 раз на примерах, допустим, Яндекс.Новостей — всегда звучало неубедительно. Сейчас «ящик» себя дискредитировал и попёрли «нейронные сети». Термин-то новее, а убедительнее не стало.
    Я вам поясню на пальцах, почему вообще можно о чём-то рассуждать в вашем случае — простой «исторический» «например». От шведско-австралийского стриминга, забыл уже, как называлось это недоразумение? «Гувера»? — я (и никто) не хотел вообще ничего. Ну, три пацана замутили чего-то. Пиликает и ладно. Чо там обсуждать. У них сил ни на что нету. С ЯМ ситуация совершенно иная. Если вы помните, ЯМ мутил лично Аркадий Юрьевич и его ближайшие друзья. Это частично даже попало в фильм памяти Сегаловича. Когда мужики титаны говорили, как они слушают… Чего-то там, достаточно неочевидное, но прекрасное фламенко 🎸 и вот тут «такой сервис» (а этот ваш Иван из ФРГ слушал хардкор без мата, а другие ребята — ещё что-то слушали не совсем ординарное). Отлично! Наверное, они и продолжают это и многое другое слушать, но у ЯМ тем временем _поиск_ хуже чем на сервисах не айтишника вообще, а у основателя Naxos, стал, а в «рекомендациях» и в «Главном» ЯМ развешивает музыку плебеев для плебеев. Матерный дегенерат Шнуров, Бузова и рэперы. Красота! Но есть вопрос. Фламенко, условное — куда делось-то?! Воложа с друзьями верните, пожалуйста. Сразу и поиск нормально будет, и уроды из рекомендаций пропадут, гарантирую, они же якобы персонализированные рекомендации, да? Чёт не заметно пока. И к прежнему возвратимся — нет смысла ждать ничего от сервисов из 3 человек в штате, или от таких немузыкальных сервисов как ВК, но что касается Яндекса — Яндекс может почти все (теоретически), даже начальство правильное в компании есть, но почему-то предпочитают пока фигачить «Яндекс.Музыку», и как бы это не стало для явления именем нарицательным… В плохом смысле слова:
    «Яндекс.Музыка на нейронных сетях и харя Шнурова перед лицом 70-летнего слушателя академической музыки», — как это и происходит сегодня.

    P. S. Не путайте «негатив» с отсутствием пиетета и нелояльностью к терминам из лексикона пиарщиков, а ля «нейронные сети».

  • Ответить

    Не путайте ваше личное и предвзятое мнение с качеством сервиса.

    И ещё очевидно, что всё ваше представление о нейронных сетях базируется исключительно на маркетинговых материалах других компаний и сказках о их всемогуществе.

  • Ответить

    Иван ни на кого не обижается, он так мыслит

    К сожалению, потребление новой музыки у людей с возрастом снижается
    Во-первых, накоплен неплохой багаж неплохой музыки, которая нравится, новичкам приходится конкурировать с ним
    И будь ты самая распрекрасная нейросеть, ты просто соревнуешься уже не со своей весовой категорией, поэтому нормально, что ты не можешь найти человеку ничего подходящего.

    Если посмотреть на то, как работает Ютуб, то он с этим ОК — он готов до опупения показывать человеку то, что он уже когда-то смотрел — одного Дудя с повторами можно показывать пару-тройку дней без перерыва

    Музыка тоже вполне ОК с этим. С этой точки зрения рекомендации это психическая отдушина для юзера — ты растёшь, ты развиваешься, у тебя есть возможности по исследованию чего-то нового, хотя бы внутри самого себя.

    А задачи обязательно, любой ценой заставить юзера послушать что-то новое — нет и не было.

  • Ответить

    Кстати о «качестве». Я же иногда поднимаю его Яндекс.Музыке. Посмотрел свою почту, открываем, например, Ticket#15071603410654511 за 2015-й год. В нём описаны перепутанные в каталоге Я.Музыки исполнители. Дело в общем, извинительное, называния у них совпадают. Но есть нюанс. В результате обработки этого тикета Яндекс аккуратно разделил в 2015-м разных артистов-ансамбли под одинаковым названием «Moe» на независимые странички, как и должно быть. Вернулось утраченное качество каталога и скандинавы, американцы и кто-то там ещё — перестали путаться и называться одним и тем же артистом. Естественно это ещё не всё. До разделения, так как Яндексу «всё равно» любое Moe и среди рекомендации через фид «поклоники того-то слушают то то» выливались абсолютно бессмысленно и неверно, не та группа рекомендовалась.
    Прошло три года… (на самом деле меньше, есть часть записей к которым я возвращаюсь, среди них Moe) и артисты снова перемешались. Произошло это по понятной причине. В какой-то момент правообладатель что-то «снял» из каталога, потом что-то «вернул» на сервис, но после «возвращения» никто и не догадался внести ранее уже оформленные поправки. Отсюда вывод — собственная метадата Яндекса считается куда меньшей ценностью, чем неверная метадата дистрибутора (скорее всего) или лейбла.

  • Ответить

    Отсюда вывод, что вы вообще не понимаете, сколько нужно времени, чтобы сапортить весь каталог на десятки миллионов треков. При этом вы однозначно знаете, что именно произошло с правами, и из этого «знания» делаете выводы.
    Например, весьма вероятный сценарий, что яндекс поменял компанию-парнера с правами на треки и в результате та же самая музыка пришла из другого источника с совсем другими мета-данными, но так же ошибочными как и в оригинале.

  • Ответить

    Нет, это вы не понимаете, что у коллекции должна быть двойная бухгалтерия, где выплаты правообладателям идут по идентификаторам о которых договорились «Яндекс — поставщик контента».

    И вторая, которая касается самой сути контента. Разумеется, что самой Яндекс.Музыке сабмитить поставщику контента поправки не нужно. Наверняка поставщику это безразлично, а даже если он и внесёт правку у себя — получится Яндекс.Музыка своими руками исправит ошибки сразу на всех сервисах, включая сервисы конкуренты.

    Естественно, как наблюдатель, я кое что знаю, я же умею читать. Опять началось высокомерие на пустом месте. Раньше моё Moe приходило с лейбла Conrad Sound, а теперь с лейбла Fysisk Format, может и дистрибутор поменялся, просто его не пишут на ЯМ. Тут, вообще-то, сакральных знаний не нужно и так всё ясно. И вывод простой — Яндекс.Музыка «не понимает», что она воспроизводит. И это ещё 1 парадокс. Технически Я.М может шазамить, то есть так-то — она может понять, что суть одинаковой музыки выявляется по одинаковому отпечатку. На практике ничего там не выявляется, уже известные или просто одинаковые/разные альбомы не выявляются и с полным доверием к поставщику всё выливается в одну помойку.

  • Ответить

    P. S. У меня даже есть гипотеза, что при доступных в общем-то ценах 170−200 рублей музыкальные сервисы не добирают требовательной аудитории за счёт ориентации на портретики «Сергея Шнурова» и «Ольги Бузовой» на главной странице, за счёт наплевательского отношению к элементам каталога, находящимися за пределами «100 самых популярных треков, в лучшем случае альбомов, момента» (думаю эти и дают 95% трафика). Формально-то Яндексо-Спотифае-Дизер правы, что не уделяют внимания контенту за пределами «сотки». Это просто глупо, с какой-то точки зрения, тратиться на настолько редко используемый каталог. Если сотка и даёт почти сто процентов отдачи сегодняшнего дня и у неё по определению нет никаких заморочек: нет тёзок, нет проблемы с графикой или со словами, которые сможет сказать белковый редактор в сопроводилове. Но глупость глупостью — а вести полноценную работу с тем, что «сегодня ещё никому в аудитории не нужно» — эт как бы такой отдельный внутренний стартап. Может и взлетит, это продукт для других слушателей, которых у сервиса пока нет, потому что на сервисе мало что сделано именно для них. Может и взлетит, никто же пока не пробовал…