Леонид Савков, CMO «МегаФона»

“Эти праздники покажут, готовы ли абоненты отдыхать внутри страны”

О внутреннем туризме и том, как президент и группа “Связной” второй год бередят рынок телекома – в обзоре года от директора по маркетингу “МегаФона” Леонида Савкова

Успех года: бум бюджетных гаджетов и LTE

Для сотовой отрасли позитивом стал рост доходов от передачи трафика. Само явление, с одной стороны, связано с развитием LTE-сетей. А с другой – с продолжением вытеснения кнопочных телефонов смартфонами и планшетами.

Да, в 2015 люди меньше покупали дорогих устройств. Зато был настоящий бум на бюджетные модели.

Мы вовремя поменяли ассортимент и к середине года значительно нарастили продажи таких устройств.

Тренд года: экономия

Другой важный маркер года - фокус клиентов на экономию. Люди не готовы отказаться от звонков и интернета, но при этом хотят снизить размер счета. Поэтому в 2015 году мы увидели настоящий бум пользования интернет- и роуминговыми опциями, а также пакетными тарифами.

Проблема года: отпускники

Главный негативный фактор года - влияние макроэкономики на наш рынок. В 2015-м все операторы существенно просели в количестве абонентов, выезжающих за рубеж. Закрытие популярнейших направлений - Египта и Турции - лишь усилило этот тренд.

Новогодние каникулы покажут, готовы ли россияне отдыхать, не покидая страны.

Мы надеемся компенсировать убытки от международного роуминга за счет резкого роста поездок по России и уже вывели несколько тарифов и опций, которые позволят людям существенно экономить в таких поездках.

Человек года: Путин

Второй год подряд макроэкономика становится главным катализатором процессов, влияющих и на клиентов, и на операторов. Поэтому сложно назвать кого-то еще, кроме нашего президента.

Ошибка года: Nokia 

Если брать глобальный рынок, считаю большой ошибкой отказ Microsoft от продаж смартфонов, выпущенных под брендом Nokia. Эта марка долгое время была почти синонимом сотовой связи, примерно как «ксерокс» -  для рынка копиров.

По своей базе мы видим, что устройства от Nokia по-прежнему очень популярны.

Да и лояльность к этой марке - одна из самых высоких на рынке: обладатели телефонов Nokia значительно быстрее бы перешли на смартфоны того же бренда, если бы такие устройства имелись на рынке.

Тренд на годы: комбо-предложения

Думаю, что следующий год будет очень сложным для компаний, занимающихся спутниковым интернетом. Да и на рынке проводного интернета возможны изменения. И операторы будут искать какие-то новые подходы в области комбинированных предложений с игроками смежных рынков.

Уже сейчас операторы все активнее работают на рынке устройств - в этом году было много акций по продаже гаджетов вместе с услугами. В следующем году тренд продолжится, и комбинированных предложений по устройства будет еще больше. Просто гаджеты намного интереснее тарифов и чисто телекомовских продуктов – это видно по трафику салонов продаж.

Компания года: «Связной»

«Связной» сменил владельца и возобновил продажи контрактов «Мегафона» и «Билайна». Все это спровоцировало ценовую войну на рынке мобильных устройств, а также повлияло на перераспределение долей вендоров и множество других событий.

CEO года: Иван Таврин 

В условиях жесточайшей конкуренции он обеспечивает «Мегафону» отличные показатели по доходности - и, в отличие от наших конкурентов, не за счет крупных дочерних компаний в других странах. Это делает результаты работы Ивана еще более примечательными.

Инструмент года: BCG 

На сайте Boston Consulting Group регулярно появляются интересные статьи и отчеты. Они лежат в открытом доступе: и если внимательно читать, можно почерпнуть полезные мысли и идеи.

Успех компании: Yota

Год стал довольно удачным для мобильного оператора Yota - это был его первый полноценный год работы как оператора для смартфонов и планшетов с настоящим безлимитным интернетом. Yota активно выходит в новые регионы, растет по базе и доходам - и в целом развивается даже лучше, чем мы ожидали. Так что мультибрендовый подход, когда в одной группе компаний может быть два оператора и два бренда – работает.

Добавить 6 комментариев

  • Ответить

    Интересно, понимают ли сами мегафоновцы, что именно тут написали:

    > Главный негативный фактор года — влияние макроэкономики на наш рынок. В 2015-м все операторы существенно просели в количестве абонентов, выезжающих за рубеж. Закрытие популярнейших направлений — Египта и Турции — лишь усилило этот тренд. (!)Мы надеемся компенсировать убытки(!) от [потери] международного роуминга(!) за счет резкого роста поездок по России и уже (!)вывели несколько тарифов и опций, которые позволят людям существенно экономить в таких поездках(!).

    Сочетание фраз:
    «компенсировать [наши] убытки от [потери] международного роуминга»
    и «вывели несколько тарифов и опций, которые {смех зала} позволят людям существенно экономить {смех зала}»

    Хотел бы уточнить, компенсирование убытков производиться через реализацию существенной экономии?
    go lurk взаимоисключающие параграфы.

    А читать это нужно так: «не удалось лошков развести на международном роуминге, будем окучивать их на местном».

  • Ответить

    Просто угараю от того, что Yota улучшила качество и расширилась. Уже год бьюсь, чтобы расширили канал на их вышке в поселке а им пофигу. Просто канал урезан в пользу нетбайнета и yota идет лесом. В итоге уйду туда. Устал плеваться 3 года на качество. МО РП Решетниково.