Planeta.ru: «Мы пробили лбом стены и заставили краудфандинг в России работать»

Развитие событий: Как зарабатывают Planeta и Boomstarter и почему они не всегда находят общий язык (10 июля 2015)

7 июня Planeta.ru исполнилось три года. За это время с помощью краудфандингового сервиса «Планеты» было собрано более 225 000 000 рублей для реализации 2000 самых разных проектов, а на сайте зарегистрировалось порядка полумиллиона человек. Мы стали лидерами рынка, успели открыть собственную Школу краудфандинга, поучаствовать в десятках конференций и получить «Премию Рунета-2014» в номинации «Экономика, Бизнес и Инвестиции». Седых волос у нас тоже прибавилось, но мы приобрели бесценный опыт и еще большую уверенность в том, что любой проект нужно начинать только с твердой верой в идею и с целью «изменить мир» - тогда вас ждет успех.

Мы стали пионерами краудфандинга в России, первой ревординговой площадкой, которая работала не только на условиях донейшена, то есть безвозмездных пожертвований, а задействовала классическую схему краудфандинговых платформ, когда люди участвуют в проектах за какое-то вознаграждение.

Быть первым интересно и почетно, но всегда существует риск, что проект «не пойдет», тем более, он касался такой щепетильной для России темы, как деньги! Хотя мы как раз были уверены, что краудфандинг в России сработает, а вот у экспертов Рунета, журналистов и большинства окружающих такой уверенности не было. В 2011 году 80% людей даже не понимали, о чем мы ведем речь, и не могли выговорить слово «краудфандинг», 10% - понимали суть, но крутили пальцем у виска, говоря о том, что нет в России слова слаще, чем «халява» и «кто же станет давать деньги на то, чего еще физически не существует»?

Но оставались еще 10% тех, что как и мы, понимали, что краудфандинг – это очевидный мировой тренд, который еще не дошел до России, понимали идею коллективного финансирования, перспективы, которые она может принести, и безоговорочно доверились тогда команде «Планеты».

Думаю, все уже знают историю о том, что сооснователями «Планеты» стали три друга Федор Мурачковский, юрист по образованию, который на тот момент занимался развитием крупных розничных сетей; Макс Лакмус, бас-гитарист группы «БИ-2» и его младший брат Василий Андрющенко. Не даром говорят, что идеи витают в воздухе, потому что идея, сутью которой и стало коллективное финансирование (изначально думали об инструменте для поддержки музыкальных проектов, поскольку шоу- и рекордс- бизнес всегда хромали в России на обе ноги) родилась в их головах в начале 2009 года – в тот же год в Америке запустился Kickstarter, который был организован также с целью сбора денег на музыкальные мероприятия.

В краудфандинге очень важен вопрос доверия. Если я вкладываю деньги в то, чего еще не существует, хочется уверенности, что инициатор проекта доведет дело до конца. Еще и поэтому «Планета» начала разрабатывать ниву краудфандинга с музыкальных проектов. Артисты, музыканты имеют самый высокий кредит доверия, для них ценна репутация, тем более репутация в Сети – они всегда на виду, у них есть сформировавшаяся лояльная аудитория и есть совершенный основной «продукт» - их творчество. Это был правильный шаг, впоследствии он сильно помог нам в популяризации краудфандинга.

Первыми опробовать крауд-схему Макс Лакмус убедил, конечно, группу «БИ-2». Ресурс еще работал в тестовом режиме, и мы ориентировались только на активное фан-сообщество «БИ-2». Несмотря на это, ребята собрали более 1,2 млн рублей на запись альбома Spirit – это произошло в конце 2011 года. Сказать, что группа была удивлена такой самоотдачей своих фанатов – не сказать ничего.

С этим кейсом коллектив «Планеты» пошел в творческие массы. Так уж исторически сложилось, что люди, составляющие костяк «Планеты», раньше работали в разных сферах шоу-бизнеса, в кино или медиа, это, несомненно тоже сыграло свою роль, в том, чтобы убедить и привести на ресурс первых авторов – они доверяли нам, за что, им отдельное спасибо, а им в свою очередь доверяли их поклонники.

К моменту официального старта в июне 2012 года на портале разместилось чуть больше десятка проектов, хотя среди них уже был Евгений Гришковец, и еще несколько известных музыкальных групп, помимо «БИ-2». Мы назначили пресс-конференцию в РИА-Новости, на которую не пришли половина заявленных журналистов, остальные сидели в зале с чувством легкого недоумения.

Тогда стало понятно, что изначально нам нужно продвигать даже не сам проект, а, собственно, идеологию краудфандинга, искать сторонников, и долго объяснять, всем и каждому, что это за штука, с чем ее едят, что теперь есть реальный и прозрачный способ осуществить практически любой проект. Так мы стали евангелистами краудфандинга в России.

Не скажу, что было легко. Мы провели бесчисленное количество встреч, выступлений и мастер-классов. Снимали ролики, писали пресс-релизы и инструкции. Ездили в другие города, даже на самые незначительные мероприятия, где люди хотели видеть нас и узнать как можно больше о том, что мы делаем, пробивали себе участие в конференциях, отвечали на самые неудобные вопросы и учились не обращать внимания на скепсис. Но поскольку команда «Планеты» никогда не воспринимала ресурс только как бизнес-проект, а искренне видела в нем дело своей жизни, за которое стоит бороться, за которое не стыдно будет перед детьми и внуками, нам года за два удалось пробить лбом много стенок и зажечь множество людей, которые стали нашими идейными союзниками.

Мы пробовали, делали и переделывали, но никогда не сомневались в своей правоте и успехе, потому что верим в то, что будущее может стать таким, каким мы захотим его видеть, и в то, что «Планета» действительно нужна людям. Нам очень помогали авторы проектов, к нам приходили и приходят люди авторитет, ум и репутация которых не обсуждается, и показывают на своем примере, что существуют новые возможности заниматься творчеством или любимым делом.

В 2013 году мы убедили организаторов RIW и провели первую конференцию по краудфандингу и краудинвестингу. Профессиональное Рунет-сообщество задумалось… И в 2013 году “Планета” попала в шорт-лист “Премии Рунета”, а в 2014 стала победителем в номинации “Экономика, Бизнес и Инвестиции”. К нам стали относиться серьезно не только авторы и участники крауд-проектов, но и интернет-рынок.

Образовательную и информационную составляющую бренда мы и сейчас активно развиваем. Опыт показывает, что делиться с людьми нужной информацией, теоретическими и практическими знаниями - это очень действенный способ привлечь к себе внимание и заслужить уважение.

Когда мы открывали «Планету», то целенаправленно выбрали для себя модель близкую известному ресурсу IndieGoGo (он отличается от Kickstarter более гибкой схемой выплат и работой с социальными и благотворительными проектами). Мы сразу решили для себя, что будем работать с благотворительностью.

Некоторые крауд-сервисы отказываются от этого, что на мой взгляд, странно и недальновидно, потому что «аудитория» благотворительных проектов невероятно лояльна. Она уже знает, что можно и нужно отдавать деньги тому, кому они необходимы. Нам было интересно привлекать такую аудиторию, несмотря на то, что «Планета» не берет с благотворительных проектов никакого процента. Российские фонды и НКО, в свою очередь, получили дополнительный удобный инструмент, новую площадку для сбора средств и помогали нам привлекать новых авторов.

Время показало, что это было мудрое решение. В этом году «Планета» совместно с коммерческими корпорациями «МегаФон», «РУСАЛ» и Lipton запустила несколько долгосрочных спецпроектов по поддержке благотворительности и социального предпринимательства.

Из-за «гибкой» модели работы с проектами нас довольно долго пинали конкуренты и некоторые СМИ, говоря о том, что она нежизнеспособна: на «Планете» нет условия, что проект должен собрать 100% или больше заявленной финансовой цели, достаточно 50% от цели, чтобы забрать деньги – это выбор автора, если он уверен в своих силах и возможностях.

Мы всегда заботились о проектах и их создателях, потому что они – будущее ресурса, и понимали, что для первого этапа становления краудфандинга в России «все или ничего» - слишком жесткие рамки. Сюда же примешивается психологический фактор – многие боятся, что проект назовут неудачным. Начать что-то делать, когда у тебя есть хотя бы половина необходимой суммы, намного проще, ведь конечная цель краудфандинга – это все же не деньги, а реализация проекта, который объединяет две заинтересованные стороны. Практика показала, что, если проект потенциально успешен и автор работает над ним, сбор не останавливается на 50% , а достигает цели. И за три года не было ни одного случая, когда авторы, не собравшие в ходе кампании 100 процентов, не оправдали бы ожидания своих бекеров.

Но главное отличие «Планеты» от других, в том числе и западных ресурсов, в том, что мы с самого начала развиваем ее не только как краудфандинговый сервис. Краудфандинг для нас – это часть целой схемы, социально-сервисной экосистемы, которая помогает различными способами монетизировать идеи, творчество, авторский контент и бизнес-проекты. Сайт работает как своего рода «агентство полного цикла». На «Планете» есть онлайн-трансляции, уникальный интернет-магазин, где авторы крауд-проектов могут реализовать свои продукты, программа лояльности для активных бекеров, программа обучения и собственный контент.

Мы верим, что «Планета» стала виртуальным пространством, которое меняет оффлайновую реальность и дает новые возможности для творчества, бизнеса и социальной активности. Мы стремимся научить людей максимально эффективно воплощать в жизнь свои идеи и проекты, показать, что можно взаимодействовать друг с другом четче и продуктивнее, и становиться от этого счастливее.

Сейчас можно сказать, что коллективное финансирование прижилось на российской почве, а страшное слово «краудфандинг» становится привычным русскому уху. Процесс вовлечения и участия людей уже необратим, несмотря на любовь к халяве, экономические кризисы и прочие причины.