Электрокниги читают более 9 млн человек, легально — только один из 20

Развитие событий: Магазин электрокниг "Литрес" стал приносить прибыль впервые за 10 лет (10 июля 2015)

В I квартале 2015 г. книги в электронном виде читали более 9 млн человек, сообщают «Ведомости» со ссылкой на данные Российского рынка электронных книг. При этом легально электронные книги скачивает только один из 20 человек.

По сведениям компании «Литрес», за последние три года рынок электронных книг прирастает в среднем на 99,3% в год. По итогам 2014 г. объем рынка составил более 950 млн руб. (или 10 млн книг, приобретенных населением) по сравнению с 500 млн руб. В 2015 г. объем рынка может достигнуть 1,7 млрд руб., рассказал генеральный директор «Литрес» Сергей Анурьев.

Добавить 10 комментариев

  • Ответить
    Альтер Эго

    Нормально, есть куда расти. 20 из 20 вряд ли когда-нибудь начнут скачивать, но хотя бы процентов до 60−70 догнать можно.

  • Ответить

    > Кто этот один и что это за двадцатка?

    Я не думаю, что это деление по людям, скорее по книгам. У кого-то нет легальных книг вообще, у кого-то мало, у кого-то много.

    А так — рынок будет расти, конечно. Если будет удобно, если будут новинки и т. д.

  • Ответить
    Rober Artua bondarenko.guru - бизнес консультант

    К своему стыду, я ни разу не покупал электронные книги. Все 300 или 400 изданий были взяты из всем известных мест.

    Тут вопрос в следующем. Если сравнивать с детской литературой, которую в избытке выпускают в качестве приложений для ios и android. При этом делают качественную анимацию, иллюстрации. То есть совершенно не жалко отдать за книгу те же 300 рублей или чуть более. Здесь же за 150 рублей продают пдф файл (грубо говоря). При том что бумажная версия стоит 249 рублей. Я думаю, что производство электронной версии и бумажное не сопоставимо и скорее всего в эти 150 рублей закладывают минимальные продажи электронной версии.

    Красная цена новинкам и классике 100 рублей, а всему ширпотребу 50−60. Закрыть распространение пиратских копий проще простого. С цифровыми отпечатками музыкальных произведений справились на ура и здесь могут без проблем.

  • Ответить

    «Я думаю, что производство электронной версии и бумажное не сопоставимо»
    Расходы на создание книги (гонорар автора) те же, а продажи в деньгах — всего 10-15% от бумажных книг. При том, что сокращение «бумажного» рынка не компенсируется ростом электронных продаж.

    Если Вам интересно, могу найти, по моему Дивов писал, столько там по деньгам получается. Если снизить ниже 100 рублей, автору и издательству будет ну совсем неинтересно. Или это должна быть книга, которая уже продалась достаточным тиражом. Или это было давно — я покупал год назад в Литрезе и по 60, и по 50 рублей за книгу.

    «Здесь же за 150 рублей продают пдф файл (грубо говоря)»
    Это может быть весьма сложный файл, с серьезной версткой (если это допустим учебник с таблицами, графиками и формулами). Не так все просто. Вот если пиратский рынок электронных книг значительно сократится, тогда можно будет снижать цену, за счет более высоких продаж.

  • Ответить

    > Расходы на создание книги (гонорар автора) те же, а продажи в деньгах —
    > всего 10−15% от бумажных книг.

    Вы забыли включить в расходы печать и бОльшую часть дистрибуции. Насколько я знаю, на малых тиражах это сильно больше половины себестоимости. Да, и причем здесь доля продаж?

    > Это может быть весьма сложный файл, с серьезной версткой (если это
    > допустим учебник с таблицами, графиками и формулами).
    За электронную книгу, продающуюся в виде PDF файла нужно вообще не платить, а расстреливать. Эта верстка сделана под печатную страницу и под ее фиксированный размер; на экране другого размера читать такую книгу — мучение. Если PDF — единственный формат, то это значит что издатель не вложил в ее производство ни рубля. Нажали кнопочку в InDesign и все.

    > Вот если пиратский рынок электронных книг значительно сократится,
    > тогда можно будет снижать цену, за счет более высоких продаж.
    Пиратский рынок сократится только тогда, когда издатели выкатят адекватное предложение — хорошее качество за адекватную цену. Никак не наоборот. Неужели опыт музыкального рынка ничему не научил?

  • Ответить

    «Вы забыли включить в расходы печать и бОльшую часть дистрибуции»
    Я не забыл. А вот Вы предпочли не заметить, что именно потому, что нет расходов на печать и меньше доля магазина, электронная книга стоит 80-150 рублей, а бумажная 250-600.

    Также замечу, что электронные платежи некоторым издателям обходятся чуть ли не во столько же, сколько они раньше платили дистрибьюторам. Радует то, что это не у многих, большинство всерьез занялись ордер-процессингом, и сокращают эти расходы.

    «Да, и причем здесь доля продаж?»
    Автору гонорар платится с бумажных и электронных продаж. Если бумажные продажи снизились, а электронные дают меньше денег из-за более низкой цены, то электронные платежи (или стоимость электронного экземпляра) должны вырасти пропорционально. Авторы сейчас не готовы работать за совсем копейки, как впрочем и все в стране, кризис, расходы у всех на ЖКХ и продукты растут.

    «За электронную книгу, продающуюся в виде PDF файла нужно вообще не платить, а расстреливать»
    Давайте Вы сначала зайдете на http://www.litres.ru/pomosch/formati-electronnih-knig/, а потом будете кого-то расстреливать.
    Там больше десятка форматов, выбирайте любой. Не живите критериями начала нулевых.

    «Пиратский рынок сократится только тогда, когда издатели выкатят адекватное предложение — хорошее качество за адекватную цену»
    Это Вы про пиратский рынок на носителях, когда за пиратскую копию нужно платить. Убеждаюсь еще раз, что Вы по прежнему оперируете критериями нулевых.

    Невозможно давать адекватную пиратам цену (т.е. ноль), т.к. не с чего будет платить налоги и автору. Пиратство сокращается, если с ним бороться, и если у людей пропадает тяга к халяве. Со вторым тяжело, поэтому ставку делают на первое.

    Пираты экономят на главном — гонораре автору и расходах на создании произведения (редактор, верстка, обязательный экземпляр, налоги).

    «опыт музыкального рынка ничему не научил?»
    Современный российский музыкальный рынок работает так — выложи альбом ВКонтактик бесплатно, отбей расходы на концертах, клубах, чесах по стране и корпоративах. Что конкретно из этого опыта и как Вы планируете перенести на книжный рынок? Автор — не Павел Воля, у писателя плохо получается давать музыкальное сопровождение ужину и вести свадьбы.

  • Ответить
    ilyak организация, способная на многое

    Здесь самый важный вопрос — как конкурировать с тысячами уже написанных книг. Люди, которые действительно много читают, обзаведутся библиотекой на 10−20 гигабайт, которую читать — не перечитать.

    Бэк-каталог будет лежать в магазинах, конечно, но покупать там его будут в основном казуалы по чуть-чуть.

  • Ответить

    «когда у людей пропадает тяга к халяве» — издатели к людям относятся? Потому что пока у них тоже не пропадает тяга к халяве, и менталитет 90 — «все кругом лохи, мы крутые» (выражающаяся к примеру в оплате авторских отчислений 25 процентов против где то 60−70 амазановских за електронную публикацию и прочих условиях договоров) — одним камланием «все проблемы в пиратах» ситуацию не исправить. Не будут люди покупать в Литресе.
    Потому что всегда есть самиздат с его графоманами, теперь есть Амазон с его уже официальным русскоязычным сектором, есть модель DonateWare которая при правильном подходе уже приносит НЕ меньше договоров с каким нибудь Эксмо.
    Так что пока русские «изадательства» сами не обнаружат что на дворе уже не 90, рынок електронных публикации не для них.
    PS Да писатель, да публикуюсь (да к сожалению пока только на английском), да продаю на Амазоне, и да мои книги есть на обеих площадках «про которые не говорят». И я не против — свой «навар» я всё равно имею, хоть и не сравнимые с вампирскими сагами или извращениями для домохозяек.
    PPS Вот чего я против бываю это когда с какой нибудь из мелких «библиотек» сборников текстов пишут письма о том что к ним обращается очередной рф-защитник моих прав с предложением «урегулировать» их проблемы со мной, без моего участия.

  • Ответить

    «издатели к людям относятся? Потому что пока у них тоже не пропадает тяга к халяве»
    Издатели тоже разные бывают. К тому же, сейчас не обязательно иметь издателя — ставьте книгу в гугл.бук и пр, подключайте ордер-процессинг на свой сайт/страницу, получайте ISBN и работайте самостоятельно. Преград нет.

    «Не будут люди покупать в Литресе»
    Сильное заявление. Люди уже покупают в Литресе. Вне зависимости от того, хотите Вы того или нет. Да, к нему есть много вопросов, у меня в том числе (не фанат Литреса ни разу), но их доля на электронном рынке значительно.

    Впрочем, как и комиссия (50%, написали сегодня официально), и ряд других вопросов, поэтому на Литресе рынок не заканчивается.

    «есть модель DonateWare которая при правильном подходе уже приносит НЕ меньше договоров с каким нибудь Эксмо»
    Вот только никто не знает, какой же он, правильный подход. Я цифры знаю, из первых рук, от авторов. Донейт может принести 1.000-3.000. Договор с ЭКСМО — 20.000-30.000. Как говорится, почувствуйте разницу. Хотя, если Вы не просто автор, а автор со своим сайтом и со своей аудиторией, то донейт может быть и выше. Если есть своя аудитория, ее можно монетизировать разными способами.

    «Вот чего я против бываю это когда с какой нибудь из мелких «библиотек» сборников текстов пишут письма о том что к ним обращается очередной рф-защитник моих прав с предложением «урегулировать» их проблемы со мной, без моего участия»
    Откровенно не понимаю, что мешает Вашей мелкой «библиотеке» спросить у защитника доверенность. Или уточнить его полномочия напрямую у автора или издательства.